История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В Сибирь судебная реформа пришла в варианте, наиболее адаптированном не столько к местным условиям, сколько к нуждам и реалиям российского самодержавия. Поэтому исследование особенностей судебных преобразований в Сибири позволяет изучить судебную реформу в ее динамике, исследовать процесс и результаты её эволюции, осмыслить это историческое событие не как локальное явление, а как длительный этап общероссийского правотворческого процесса.

Содержание работы

Введение 3
1. Проведения судебной реформы в Сибири 4
1.1. Предпосылки судебной реформы 4
1.2. Судебная реформа в Сибири 10
2. Проблемы реализации судебной реформы в Сибири 21
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Б 11033102(8) Кур.р. История отечества государства и права.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

     Деятельность  Комиссии по реорганизации в Сибири административно-судебной системы в результате обcтоятельного изучения проблем реализации на востоке страны основных положений судебной реформы 1864 г. предопреелила поэтапную разработку законодательных актов. Так, 25 февраля 1885 г. были приняты «Временные правила о некоторых изменениях по судоустройству и судопроизводству в губерниях Тобольской и Томской, Восточной Сибири и Приамурском крае», ограничиваюие реализацию в Сибири института мировых судей и судебных следователей.

     В качестве следующей меры явилась  разаботка Министерством юстиции проекта по разграничению Сибири по территориальному признаку на три региона и введению Судебых уставов 1864 г. сообразно особенностям социально-экономического и политико-правового развития. Введение общеимперских принципов судоустройства в полном объеме предусматривалось провести на территории Западной Сибири, относимой к первому региону. Второй регион представляла Восточная Сибирь, на территории которой предлагалось осуществить поэтапное введение Судебных уставов 1864 г. посредством установления взаимодействия действующих согласно Сибирскому учреждению 1822 г. норм и «новых правил судоустройства».

     К третьему региону относили территорию, простиравшуюся вдоль Северного Ледовитого и Тихого океанов: Туруханский край, Верхоянский и Колымский округа, Анадырь, Камчатку, Охотско-Гижигинский край, часть Приморской области, Сахалин и Командорские острова. На указанной территории ввиду низкой плотности населения, малочисленности и разбросанности поселений, неразвитости путей сообщения признавалось оправданным сохранить систему управления и суда, введенную Сибирским учреждением и Уставом об управлении инородцами 1822 г.

     В феврале 1896 г. законопроект после согласования штатного расписания сибирских судов в Министерстве юстиции был передан в Государственный Совет. 13 мая 1896 г. главой государства были приняты «Временные правила о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири». В юридическую силу «Временные правила о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири» вступили 1 июля 1897 г. В соответствии с Временными правилами в Сибири с учетом особенностей социально-экономического и политико-правового развития региона была создана многостепенная система органов общей юрисдикции. 
 
 
 
 

Заключение 

     Подводя итоги данного исследования, можно  сделать следующие выводы. Судебная реформа является естественным продуктом  общего исторического процесса конца XIX в. Российской империи, следствием сочетания  объективных предпосылок и факторов развития российской государственности.

     Для того чтобы выявить сущность судебной реформы, недостаточно причислить «отступления»  от принципов и институтов Судебных уставов 1864 г., предусмотренных законом  от 13 мая 1896 г., требуется их юридический  и политический анализ, который позволяет сделать следующие выводы:

     1) путем частичных «изъятий» из  Судебных уставов  их основополагающих  принципов удалось ликвидировать  самостоятельность и независимость  судебной власти, восстановить принцип  единовластия и вернуть суды  под контроль местных властей. Совершено это было путем ликвидации гарантий независимости и судов и судей: отмены принципа экстерриториальности, принципа несменяемости и неприкосновенности судей, изменения порядка их административной и дисциплинарной ответственности, снижением их материальной обеспеченности и социальной защищенности;

     2) был отменен принцип совместной  ответственности за результаты  судебных решений между обществом  и государством. Практически сведено  к нулю участие населения в  отправлении правосудия. Это было  сделано путем ликвидации суда присяжных, выборной мировой юстиции, ограничение статуса почетных мировых судей, нарушение принципа гласности судебных процессов;

     3) особого внимания требует анализ  сущностного содержания такого  института, как мировая юстиция. Как уже отмечалось, мировая юстиция, предусмотренная Судебными уставами 1864 г., - это выборная, независимая часть судебной системы, имеющая свой самостоятельный предмет ведения -дела мировой подсудности. В конечном счете, - это институт самоорганизации местного общества. В Сибири была реализована совершенно иная модель судебного устройства - система участковых государственных судей с расширенным кругом полномочий. Мировыми судьями их назвали только потому, что министр юстиции Н.В. Муравьев посчитал «удобным» сохранить это название, поскольку оно было привычно для населения. Но кроме названия, мировая юстиция Сибири с одноименной юстицией центральных губерний Европейской России ничего общего не имеет. Мировые судьи Сибири - это государственные служащие, назначаемые и освобождаемые от должности министром юстиции, которые организационно и процессуально подчинены окружным судам, входили в штат этих судов, поэтому председатели окружных судов осуществляли общее руководство судьями. На своем участке судьи выполняли и функции судьи первой инстанции по мелким делам, а также функции судебного следователя и нотариуса. Роль съездов мировых судей выполняли судьи окружного суда. Кроме того, мировые судьи «пополняли присутствие в окружных судах». Коренным образом отличался и статус почетных мировых судьей: они перестали быть выборными, а утверждалась министром юстиции по спискам, представленным губернатором. Юрисдикция этих судей была ограничена примирительными функциями. На практике эти лица использовались исключительно «для пополнения присутствий» окружных судов;

     4) расширялись возможности осуществления  процессуальных действий без  защитников, что в условиях крайнего  дефицита кадров присяжных поверенных  стало формами ограничения прав  подсудимых на защиту, формой  ограничения принципов состязательности процесса, равноправия сторон, гласности и открытости;

     5) предусматривались процессуальные  возможности ограничения принципов  непосредственности и устности  судебных процессов, то есть  возврата к письменному судопроизводству;

     Таким образом, в Сибири была создана совершенно иная модель судоустройства, принципиально отличная от той, которая предусматривалась Судебными уставами 1864 г. Эта модель восстанавливала единство власти, делала суды менее самостоятельными и защищенными. Она исключала почти все демократические принципы и институты, а потому лишала инструментов укрепления своего авторитета и доверия среди населения.

 

      Список литературы 

  1. Акишин  М.О. Российский абсолютизм и управление  Сибири  XVIII века: структура и состав государственного аппарата. М.-Новосибирск, 2003.
  2. Анненский Н. Ф. Судебная реформа в Сибири // Русское богатство. 1896. № 6.
  3. Анучин В. К десятилетию судебной реформы в Сибири// Сибирская жизнь. 1907. 1 июля.
  4. Белковец Л.П., БелковецВ.В. Судебная реформа 1864 г. в России. -Новосибирск, 2000.
  5. Бочкарев В. Дореформенный суд// Судебная реформа. Т. 1. М., 1915.
  6. Бузмакова О.Г. Судебная реформа 1896 г. В Сибири: Оценка общественности.// Вестник археологии, антропологии и этнографии. -2005,-№6.
  7. Вейсман Р. Индивидуализация сибирского права// Сибирские вопросы. -1908,-№7.
  8. Вейсман Р. Правовые запросы Сибири. СПб., 1909.
  9. Вейсман Р. Яркие недостатки сибирского суда// Сибирские вопросы. -1908.-№3.
  10. Ветров А. Судебная реформа в земской Сибири// Сибирские вопросы. -1906.-№6.
  11. Вологодский П. Из истории вопроса о судебной реформе в Сибири// Русское богатство. 1892. - № 12.
  12. Исаев А.И. История государства и права России. М., 1999.
  13. Коновалов В.В., Крестьянников Е.А. Судебные преобразования в России и сибирский суд во второй половине XIX- в начале XX вв.// Налоги, инвестиции, капитал. 2000. № 1 - 2.
  14. Крестьянников Е. А.  Судебные  преобразования в Западной  Сибири  в 1885–1917 годах: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2002.
  15. Малченко B.C. Общий очерк движения гражданско-процессуального законодательства// Судебная реформа. Т. 2. М., 1915.
  16. Преобразование суда  в   Сибири  // Юридическая газета. 1896. № 38.

Информация о работе История государства и права