Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:56, реферат
В Сибирь судебная реформа пришла в варианте, наиболее адаптированном не столько к местным условиям, сколько к нуждам и реалиям российского самодержавия. Поэтому исследование особенностей судебных преобразований в Сибири позволяет изучить судебную реформу в ее динамике, исследовать процесс и результаты её эволюции, осмыслить это историческое событие не как локальное явление, а как длительный этап общероссийского правотворческого процесса.
Введение 3
1. Проведения судебной реформы в Сибири 4
1.1. Предпосылки судебной реформы 4
1.2. Судебная реформа в Сибири 10
2. Проблемы реализации судебной реформы в Сибири 21
Заключение 28
Список литературы 31
заседатели и приставы по следственной части не должны были нести другие полицейские обязанности5.
В Иркутской губернии в 70-80-х годах находилось три окружных суда, в Иркутске – для Иркутского и Верхоленского уездов, в Нижнеудинске – для Нижнеудинского и Балаганского уездов и в Киренске.
В Иркутском губернском суде должности занимали: 1 председатель, 1 товарищ председателя, 3 советника; в окружных судах, Иркутском и Нижнеудинском – по 1 судье и 3 заседателя, в Киренском – 1 судья и 2 заседателя. Как видно, облегченные правила, выработанные для Сибири, и не упоминают мировых судей, судебных палат, суда присяжных.
По статистическим данным просматривается увеличение гражданских дел, этому способствовали развитие производства, рост промышленности, число же служащих суда оставалось прежним.
Ревизия, проведенная в 1874г. в Иркутском окружном суде, выявила «беспорядки и запущенность…лишь гадательно определено» число не рассмотренных дел составило 1500 . (О последствиях ревизии Иркутский генерал-губернатор сообщил министерству юстиции).
В 1879 году генерал-губернатор Восточной Сибири обратился с просьбой к министру юстиции: «…я прошу благосклонного внимания о содействии к скорейшему разрешению сделанных представлений об улучшении судебной части» .
В 1882 год правительство отправило в губернию проект временных правил, касающихся судопроизводства и судоустройства в Сибири, в 1885 году допустив незначительные изменения, решилось ввести в действие в июне 1886 года. (Новые правила по-прежнему не упоминали о буржуазных принципах и институтах правосудия.)
Эти правила представляли собой полумеру, не устраняли основных недостатков. По-прежнему судебная власть оставалась неотделенной от административной. Так, в компетенцию Губернаторского Совета входило вынесение определения на решение губернского суда, которое являлось окончательным и принесение жалоб на него не допускалось. Приговоры губернского суда о делах ссыльно-каторжных и ссыльнопоселенцев приводились в исполнение после утверждения их губернатором. Новый порядок судопроизводства, предусматривающий открытый, состязательных характер процесса сводился на нет, когда губернатор, публично оглашенный приговор, утверждал, изменял, отменял без объяснения причин.
Неудовлетворительное
положение следственной части Временные
правила не изменили. Большая часть
следствий производилась
Отсутствие
института мировых судей
Правительство оправдывало отсутствие присяжных заседателей в Сибири обширностью территории и малочисленностью населения, значительной частью ссыльных, невозможностью привлечения крестьян к таким обязанностям по их образу жизни. Временные правила 25 февраля 1885 года не устранили недостатков и не привели к желаемым результатам. По прошествии 50 лет после принятия уставов А. Ф. Кони писал: «Из них были допущены весьма важные изъятия, неоправданные необходимостью и основанные на весьма спорных соображениях политического свойства».
Первоначальные проекты судебной реформы, разрабатываемые в 60-х годах, не содержали каких-либо исключений для Сибири. Критическое состояние судебной системы побудило министерство юстиции командировать в Сибирь особо уполномоченных, в Иркутскую губернию было отправлен действительный статский советник Носов.
В 1894 г. собранный материал был предложен на обсуждение комиссии, возглавляемой товарищем министра юстиции Бутаковым. Комиссия, приняв во внимание все особенности Сибири, приняла решение отступить от общих правил Судебных Уставов. В 1897 году одновременно по всей Сибири вступили в действие Временные правила.
Актуальность применения демократических институтов очевидна в сегодняшние дни, изменение, произошедшие в нашей стране, заставили вернуться и к суду присяжных и мировым судьям.
Так, Сибирь середины ХIХ в., по мнению большинства, была отсталой во всех отношениях окраиной империи, здесь еще не был исчерпан ресурс административных способов управления территорией. Кроме того, данный регион продолжал оставаться местом уголовной и политической ссылки. Сибирский капитал ещё не стал самостоятельной и определяющей силой, поэтому не созрели экономические предпосылки для судебной реформы. Помимо этого, необходимо учитывать неопределенность правового статуса территории
К вышеуказанному необходимо добавить и то, что правительство недооценивало экономический и геополитический потенциал Сибири, а также очевидное игнорирование властью потребностей местного населения в правовых средствах и инструментах защиты. И, наконец, ретроградство, косность и своекорыстие местного полицейского чиновничества, оказывавшего всемерное сопротивление планам переустройства судов, а, следовательно, утрате своей юридической власти. Все это явилось непреодолимым препятствием на пути реализации судебной реформы 1864 г. в Сибири сразу же после подписания Судебных уставов. Конечно, нельзя сказать, что царское правительство совершенно не замечало проблем сибирских территорий и не искало средств по их разрешению. Можно указать несколько мероприятий, направленных на преобразование «судебных мест» и «судебных установлений» в 70-80 гг. XIX в. Так, еще в 1871 г. Министерство юстиции пыталось принять предварительные меры, направленные на улучшение судоустройства и судопроизводства этого региона. По предложению главного Управления Сибири министерство юстиции решило распространить на данной территории действие правил 11 октября 1865 г. и Правил 10 марта 1869 г., регулировавших порядок производства дел в прежних судебных местах6. Для этого был составлен проект «Временных правило применении в Сибири улучшенного судопроизводства и делопроизводства в судебных местах прежнего устройства». Но ввиду отсутствия материальных средств распространение действий «Временных правил» было приостановлено до 1 января. Помимо «Временных правил» были выработаны «Временные штаты судебных установлений и прокурорского надзора в Сибири», согласно которым предполагалось ликвидировать городские суды в ряде сибирских городов и возложить их функции на окружные суды.
Однако, упразднение в 1882 г. Западно-Сибирского генерал-губернаторства изменило управленческий статус некоторых губерний (Тобольской и Томской). Он был фактически приравнен к статусу внутренних губерний России. В итоге Западная Сибирь превратилась в своего рода «внутреннюю окраину», повысив свое положение благодаря «интегрированности в имперское пространство».4 Соответственно встал вопрос о распространении благ, которыми пользовались внутренние губернии, и на данный регион (в том числе речь шла и о реализации судебной реформы). Таким образом, это событие претворило очередной этап преобразований судебной «части» Сибири. Так, в 1882 г. Министерство юстиции вновь вернулось к вопросу о сибирском суде.
20 февраля 1883 г. министр юстиции Д.Н. Набоков представил в Государственный совет записку с предложениями об изменении деятельности сибирского суда. Выработанные Министерством юстиции законоположения, после обсуждения в Государственном совете, вошли в закон 25 февраля 1885 г, в котором были утверждены «Временные правила о некоторых изменениях по судоустройству в губерниях Тобольской и Томской, Восточной Сибири и Приамурском крае», в дальнейшем «Временные правила 1885 г.». Предполагалось, что «Временные правила 1885 г.» вступят в силу с 1-го сентября 1886 г. с соблюдением постепенности, которая будет определена по взаимному соглашению министров юстиции, внутренних дел и финансов.
Основой судебной реформы 1885 г. должна была стать комбинация положений нескольких законодательных актов 1860-х гг., внесших в свое время в устаревшие судебные порядки передовые процессуальные начала.
Важно отметить, что все вышеуказанные преобразования судебной «части» Сибири были проведены в рамках реорганизации местной администрации на принципах единовластия и единоначалия, то есть на принципах, заведомо несовместимых с природой правосудия.
Известно, что дореформенная российская юрисдикция – это вид управленческой деятельности в её специфическом виде, а система судебных органов представляла собой систему структурных подразделений администрации с полномочиями в области юрисдикции, её составную часть. Это в полной мере соответствовало форме и структуре власти империи, принципу ее единовластия. Каждое административное ведомство имело свою «судебную часть»: общая администрация губернии – суды общей юрисдикции, «по крестьянским делам», по делам опеки, «сиротские суды»; военное ведомство – военные суды, трибуналы; финансовые ведомства – коммерческие суды; церковь – духовные суды и т.д.). Суды «общих установлений» были и организационно и процессуально подчинены администрации: губернаторы не только утверждали все решения и приговоры местных судов, но и одновременно совмещали должности председателей губернских судов. Судебные процедуры, были основаны исключительно на административных приемах и методах (так называемый инквизиционный процесс). Цель такой деятельности – применение уголовной репрессии либо прямое административное разрешение гражданско-правовой коллизии.
Политика частичных изменений и «улучшения» такого порядка 70 – 80 гг. XIX в. не дала результатов. Следовательно, требовалась иная модель государственного управления, которая позволила бы разделить функции управления и юрисдикции. Такой моделью и была реализованная в Европейской части России судебная реформа 1864 г.
Таким образом, назрели предпосылки для осуществления судебной реформы в Сибири в полном объеме. К тому же к концу XIX в. ситуация как внутри страны, так и за её пределами коренным образом изменилась. Россия была вынуждена искать адекватные ответы на те вызовы и угрозы её интересам, которые складывались вследствие активизации политики дальневосточного и среднеазиатского направления сопредельных и других наиболее сильных стран. Таким ответом могла быть только всемерная экспансия России на восток, реальное освоение её восточных территорий. Строительство транссибирской железнодорожной магистрали, портов, крепостей и других инфраструктурных сооружений обеспечили России реальное участие в делах Дальнего Востока и Средней Азии. Так, Сибирь из окраинной, удерживаемой «про запас» территории превратилась в опорный, стратегически важный регион как внутренней, так и внешней политики империи. От властей потребовались неотложные усилия, направленные не только на активное развитие экономического и хозяйственного потенциала Сибири, но и обустройство на её территории эффективной управленческой системы. Полуколониальная, военно-административная организация власти к тому времени успешно доказала свою полную несостоятельность и требовала срочной реорганизации. Важнейшим направлением такой реорганизация должно было быть внедрение в сферу государственного строительства правовых методов деятельности, создание стимулов для социальной и общественной ответственности сибирских властей за решение вопросов местного значения.
Следовательно, главной целью судебной реформы в Сибири 1897 г. стала интеграция Сибирских территорий в единое правовое пространство Российской империи.
В дальнейшем начался процесс разработки судебной реформы для реализации ее в Сибири. В ходе работы специальной межведомственной правительственной комиссии, возглавляемой П.М. Бутовским, представители всех министерств и ведомств (за исключением представителя Министерства внутренних дел) поддержали необходимость проведения реформы в Сибири. Все губернаторы Сибири также высказались в пользу реализации судебной реформы на началах Судебных уставов 1864 г. Такое единодушие было основано на полном осознании необходимости в коренном изменении управленческой модели сибирскими губерниями и областями. Судебная реформа должна была стать ключевым моментом этих преобразований7.
Работа по подготовке «законодательных предположений» о судебной реформе в Сибири, порученная комиссии под руководством товарища министра юстиции П.М. Бутовского, совпала по времени с работой другой правительственной комиссии под руководством самого министра юстиции Н.В. Муравьева.
Целью работы «муравьевской» комиссии была подготовка процессуальных кодексов, которыми предстояло заменить Судебные уставы 1864 г. Пресса, пристально следившая за работой обеих комиссий, быстро обнаружила серьезное влияние комиссии Н.В. Муравьева на работу комиссии под руководством П.М. Бутовского. Результатом работы этих комиссий стало мнение Государственного совета «О применении судебных уставов к губерниям и областям Сибири и об утверждении временных штатов судебных установлений названных губерний и областей и временного дополнительного штата Казанской судебной палаты, расписания окружных судов по округам Казанской и Иркутской судебных палат », которое легло в основу закона от 13 мая 1896 г.6 Таким образом, правовой базой для судебного строительства в Сибири были избраны Судебные уставы 1864 г., но в усеченном и адаптированном варианте. Комментируя закон от 13 мая 1896 г. можно отметить следующее. Судебная реформа в Сибири – это событие далеко не локального характера, так как «изъятия» из Судебных уставов 1864 г. были произведены по тем вопросам, которые были проблемными и для остальной России при проведении судебной реформы:
1. Путем частичных «изъятий» из Судебных уставов 1864 г. их основополагающих принципов удалось ликвидировать самостоятельность и независимость судебной власти, восстановить принцип единовластия и вернуть суды под контроль местных властей. Совершено это было путем ликвидации гарантий независимости и судов, и судей. Отмены принципа экстерриториальности, принципа несменяемости и неприкосновенности судей, изменения порядка их административной и дисциплинарной ответственности, снижением их материальной обеспеченности и социальной защищенности;
2. Был отменен принцип совместной ответственности за результаты судебных решений между обществом и государством. Практически сведено к нулю участие населения в отправлении правосудия. Это было сделано путем ликвидации суда присяжных, выборной мировой юстиции, ограничение статуса почетных мировых судей, нарушение принципа гласности судебных процессов.
3. Особого внимания требует анализ сущностного содержания такого института, как мировая юстиция. Мировая юстиция, предусмотренная Судебными уставами 1864 г., – это выборная, независимая часть судебной системы, имеющая свой самостоятельный предмет ведения – дела мировой подсудности. В конечном счете, это институт самоорганизации местного общества. В Сибири была реализована совершенно иная модель судебного устройства – система участковых государственных судей с расширенным кругом полномочий.