Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:44, контрольная работа
Лучшие достижения экономической мысли античного (классического) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.
Тема 1. Зарождение экономической науки........................................................3
Тема 2. Меркантилизм.......................................................................................5
Тема 3. Физиократы...........................................................................................7
Тема 4.Классическая школа............................................................................10
Тема 5. Экономические концепции социалистов-утопистов.......................14
Тема 6. Марксизм.............................................................................................18
Тема 7. Историческая школа...........................................................................20
Тема 8. Лозаннская школа...............................................................................22
Тема 9. Маржинализм. Австрийская школа..................................................24
Тема 10. Кембриджская и американская школы...........................................26
Тема 11. Русская экономическая мысль в конце ХVIII-
начале XX вв.....................................................................................................28
Тема 12. Институцианализм............................................................................31
Тема 13. Теории монополии и конкуренции..................................................33
Тема 14. Кейнсианство.....................................................................................35
Тема 15. Неоклассический синтез...................................................................38
Тема 16. Неолиберализм..................................................................................41
Тема 17. Концепция государственного социализма..................................43
Тема 18. Развитие экономической теории в России......................................46
Список литературы...........................................................................................50
Содержание
Тема 1. Зарождение
экономической науки...........
Тема 2. Меркантилизм..................
Тема 3. Физиократы....................
Тема 4.Классическая школа.........................
Тема 5. Экономические концепции
социалистов-утопистов.........
Тема 6. Марксизм......................
Тема 7. Историческая школа.........................
Тема 8. Лозаннская школа.........................
Тема 9. Маржинализм. Австрийская школа.........................
Тема 10. Кембриджская и американская
школы.........................
Тема 11. Русская экономическая мысль в конце ХVIII-
начале XX вв............................
Тема 12. Институцианализм..............
Тема 13. Теории монополии и конкуренции...................
Тема 14. Кейнсианство..................
Тема 15. Неоклассический синтез........................
Тема 16. Неолиберализм.................
Тема 17. Концепция
государственного социализма....................
Тема 18. Развитие экономической теории в России........................
Список литературы.............
Тема 1. Зарождение экономической науки
Вопрос 1.
Как, на Ваш
взгляд, мог бы проходить спор между
Аристотелем
и Фомой Аквинским по вопросам торговли
и ростовщичества? Какие
аргументы в пользу своей
позиции мог бы выдвинуть Аристотель,
что,
на Ваш взгляд, мог бы возразить ему Фома
Аквинский? Чья точка зрения
Вам больше импонирует?
Ответ.
Лучшие достижения экономической мысли античного (классического) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.
Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятeльности, «имеющий своим предметом обмена, Аристотель показывает стадии ее развития, связывает с деньгами. По его мнению, первоначально существовала меновая торговля - простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена. Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Аристотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т.е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.
Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные граждане, выполняющие управленческо-контрольные функции, или земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере - экономике, либо к неестественной сфере хрематистике.
Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмеримыми
в процессе торговли (ростовщичества),
Фома Аквинский выделил особую функцию
денег как меры стоимости (ценности). Кроме
того, естественной функцией денег является
функция средства обращения. Ростовщичество
Аристотель считал
Экономика в суждениях Аристотеля представлена прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом» мелкой торговлей. Ее цель - удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере - «обладание деньгами.
Вопрос 2.
Чем, по Вашему
мнению, определяются основные различия
между
товарами, деньгами в экономике
и хрематистике?
Ответ.
Граждане составляют незначительную часть населения, остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.
Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удовлетворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности - экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное богатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земледелие - наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую собой обмен предметами первой необходимости.
Хрематистика (искусство наживать состояние) является неестественной сферой, главная ее цель - «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, транзитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, наемный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т.п.
В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческого государственного устройства, он как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности» вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», Отсюда «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, возникли, по мысли философа, не стихийно, а как результат соглашения между людьми и «В нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительным».
Вопрос 3.
Приведите примеры ситуаций, в которых могут быть «справедливыми» два вида цен, обоснованные Фомой Аквинским.
Ответ.
Фома Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. В «Сумме теологии» нашли отражения вопросы товарного производства. Центральной из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. За феодалами признавал право продавать товары дороже их естественной цены. Таким образом, он пытался дать сословную тактику цены товара. Выступал против порчи монеты, понимая, что деньги обладают внутренней ценностью. Он, как и Аристотель утверждал, что деньги не могут порождать денег. Осуждал ростовщичество. Осуждал торговлю с целью получения барыша, и в то же время торговая прибыль признавалась правомерной, если выступала как плата за труд торговца, предназначалось для использования в благородных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров. Обосновал справедливость взимания земельной ренты, т.к. в виде ренты земельные собственники получали часть продукта, производственного землей и вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством.
Тема 2. Меркантилизм
Вопрос 1.
Основываясь на положениях «Книги о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова, покажите, как, может выглядеть меркантилистская программа развития в современной России.
Ответ.
В 1724 г., выходит "Книга о скудости и богатстве"
первого русского экономиста Ивана Тихоновича
Посошкова. Его труд посвящался проблеме
преобразований в российской экономике,
направленных на преодоление бедности
и преумножение богатства. Автор не отождествляет
богатство только с деньгами. Он считает,
что та страна богата, в которой богаты
люди, а не государство. Это очень передовая
мысль не только для того времени. Он считал,
что труд является источником богатства
и в промышленности, и в торговле, а само
богатство – это материальные блага и
справедливые законы в стране.
Зная причины бедности России: – отсталость
сельского хозяйства, и
промышленности, неразвитость финансовой
системы, засилье иностранцев в торговле,
зная скрытые возможности огромной страны
И.Т. Посошков выдвинул программу обновления
России, увеличения ее богатства.
Основное – это торговля. Для ее упорядочения
должно установить твердые цены,
единые пошлины, монопольное право купеческого
сословия на торговлю, запрет на ввоз предметов
роскоши и вывоз сырья. В экономическую
программу входило также развитие промышленности
на основе разведки рудных месторождений,
строительства заводов за счет казны,
государственной помощи предпринимателям,
предоставления им дешевых кредитов. В
области сельского хозяйства Посошков
предлагал строго ограничить размер
повинностей, переложить основное налоговое
бремя на собственников земли, снизить
крестьянские подати. Он выдвинул передовую
идею о том, что все классы, кроме духовенства,
должны облагаться налогом. Основным объектом
налогообложения он предлагал сделать
земельные владения или промыслы.
Некоторые направления программы Посошкова
перекликались с направлениями
реформаторской деятельности Петра I.
Но это только маленький кусочек, как бы
вырванный из общей и целостной программы.
Для своего времени, идеи А.Л. Посошкова
были слишком демократичными и, полностью
принять их при абсолютной монаршей власти
было просто
невозможно. Даже то, что частично было
принято государством или просто пошло
на развитие экономической мысли Отечества
уже можно считать огромной победой автора
над старым мировоззрением, господствовавшим
в отсталой России.
Вопрос 2.
Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.
Ответ.
Меркантилизм – это
первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере
обращения, так как исторически первой
формой капитала был торговый капитал.
Меркантилизм как политика – это государственное
регулирование отношений, связанных с
накоплением денег в стране. К. Маркс называл
этот период "периодом первоначального
накопления капитала". Начало этого
периода связывается с началом великих
географических открытий, когда появились
возможности для расширения внешнеторговых
связей, для захвата
колоний, для притока золота в страны нарождающегося
капитализма. Идеологи
меркантилизма были убеждены, что только
деньги олицетворяют богатство нации
и государства. Они считали, что приумножение
богатства требует протекционистских
мер по регулированию внешней торговли,
того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался
импорт и всемерно поддерживалась национальная
промышленность. Меркантилисты считали,
что возможно поддержание низкого уровня
заработной платы благодаря росту населения,
т.е. большого предложения рабочей силы.
Источником богатства меркантилисты считали
неэквивалентный обмен в результате торговых
взаимоотношений с другими государствами.
При этом все меркантилисты были патриотами страны. В центре внимания меркантилистов была сфера обращения. Суть богатства, по мнению меркантилистов это деньги. Источниками богатства являлись морская торговля и труд по добыче драгоценных металлов. Меркантилисты выступали за активную роль государства в экономике. Оно должно регулировать международную торговлю. Меркантилисты не были профессиональными учеными.
Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа:
В XVI веке господствует политика активного денежного баланса – это ранний меркантилизм. Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране.
Второй этап – поздний
меркантилизм –XVII в., начало XVIII в. На данном этапе
проводится политика активного торгового
баланса, т.е установка на превышение вывоза
товаров над ввозом. В этом случае положительная
разница в деньгах остается в стране, а
приток денег достигается экономическими
методами (ограничения иностранной торговли
высокими таможенными тарифами, льготные
условия для экспорта товаров). Русский
меркантилизм возник гораздо позднее,
чем в Западной Европе и соответственно
имел свои особенности. Первоначальное
накопление капитала в России началось
в XVII в. и происходило это в основном за
счет внутренних источников. В этот период
формируется всероссийский внутренний
рынок, возникают первые промышленные
мануфактуры. Российские экономисты начинают
предлагать государям проекты переустройства
общества.