История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.

Файлы: 1 файл

ответы2.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

С 1985 г. начинают предприниматься попытки  оздоровления экономики, однако они  не затрагивали основ экономической  политики, поэтому были обречены на провал. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну.

С начала 1987 г. начался спад производства.В  июле 1988 г. государство было вынуждено легализовать деятельность предприятий с негосударственной собственностью -кооперативов. Однако кооперативный сектор развивался только в сфере услуг и не затрагивал основ экономики. В Казахстане к 1991 г. количество кооперативов достигло 15 тыс., а работало в них 220 тыс. человек, т.е. это были мелкие предприятия по 10-15 работников.

Начиная с 1987 г. государство начало строить "планово-рыночную" экономику  без кардинального изменения  отношений собственности, это привело  к увеличению неуправляемости экономики, к разрыву межотраслевых и межреспубликанских связей. Уже в 1988-1989 году началось ускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Провозглашенная Г. Колбиным программа по широкомасштабному жилищному строительству, несмотря на огромные вложенные средства, завершилась провалом, уже в 1989 г. начались массовые выступления рабочих. В июле забастовки охватили шахты Карагандинского бассейна, волнения были и на других предприятиях. Ошибкой руководства стало введение выборности директората, приведшее к дестабилизации производственных отношений.

Экономические реформы 1990-1991 г. В 1990 г. впервые было заявлено о стремлении властей к  переходу к регулируемой рыночной экономике. В мае правительство СССР объявило о повышении цен на хлеб и хлебопродукты  в 3 раза, а с января 1991 г. - оптовые rfрозничные цены выросли в 1,5-2 раза. Ажиотажный спрос на товары привел к дефициту и нормированному распределению продуктов первой необходимости. Ударила по благосостоянию народа и частная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 г. и приведшая к обнищанию части населения. Неудача экономических реформ была вызвана отказом правительства СССР от приватизации средств производства и попытками примирить рынок и социализм.

Обретение Казахстаном в 1990 г. суверенитета привело  к появлению республиканской концепции перехода к рынку. При Президенте республики был образован Высший экономический совет; в который входила экспертная группа в составе известных зарубежных и отечественных экономистов. Комитет по государственной собственности. Антимонопольный комитет и др. Основными положениями этой программы была приватизация социальной сферы и передача всех предприятий под юрисдикцию республики, более справедливое распределение доходов предприятий, увеличение доли перерабатывающих технологий, иностранные инвестиции.

Однако  распад СССР при сохранении экономических  связей и переход России в одностороннем  порядке в начале 1992 г. к либерализации  цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержной  инфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономической катастрофы.

 

111. Образование независимой Республики Казахстан. Развитие суверенной государственности.

К концу 80-х годов стало все  настойчивей выдвигаться на первый план проблема национальной независимости  и государственного суверенитета. Историческим событием стало принятие 22 сентября 1989 года "Закона о языках", где государственным языком был объявлен казахский, а русский язык – языком межнационального общения.

В 1988 году постановлением ЦК Компартии  Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы: Ш. Кудайбердыева, А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, М. Дулатов и других. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в Союз Суверенных Государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахстана принял "Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР".

До этого, 24 апреля 1990 года в республике был учрежден пост Президента Казахской  ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н.А. Назарбаев. 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы и переданы суду. Эти события ускорили распад СССР, сорвав намеченное на 20 августа подписание Новоогаревского соглашения о его реформировании.

 Провал путча привел к  роспуску компартии. 7 сентября состоялся внеочередной съезд компартии Казахстана, принявший решение о самороспуске, преемницей ее стала Социалистическая партия. 29 августа 1991 года Президент Казахстана подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона. 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы

Президента Казахстана, им стал Н.А. Назарбаев, который 10 декабря вступил  в должность. 10 декабря было принято  решение о переименовании Казахской  ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный  Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен днем независимости. 2 октября 1991 года впервые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур, с него стартовал первый космонавт-казах Т. Аубакиров. В декабре 1991 года шел сложный процесс создания Союза Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в Минске , в Беловежской пуще состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали "Беловежское соглашение". И наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана,  Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана собрались в Алматы и 21 декабря подписали Протокол о создании СНГ.

2 марта 1992 года Казахстана стал  полноправным  членом ООН, был  признана мировым сообществом. В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов. Это 1989 – 1990 годы, когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят "Закон о языках", был учрежден пост Президента в Казахстане. Следующий этап – это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года.

В это время происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастала радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений. Затем идет этап, ознаменованный законом "О государственной независимости Республики Казахстан" о 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года. В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение символов государства и атрибутов Республик Казахстан. 4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн (текст гимна утвержден 11 декабря). 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН.

29 сентября в Алматы открылся  Первый всемирный курултай казахов.С января 1993 года начался очередной этап, он связан с принятием  первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года. В этот период значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности. В марте 1995 года начался новый этап, он связан с признанием Конституционным Судом Республики Казахстан нелигитимности полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан; созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы. 29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.

 

112. Формирование и развитие социально-ориентированной рыночной экономики в Казахстане  на современном этапе.

Переходный период от одной общественно-экономической  системы, основанной на диктате центра всегда труден для всех государств во все времена. Для государств СНГ вдвойне, т.к. приходиться учитывать менталитет и воспитание народа в  течении всех лет советской власти. В ХХ веке было много альтернатив: колониальные владения или новые формы отношений метрополий и колоний; фашизм или демократия. И перед государствами СНГ  тоже встал выбор: социализма или капитализма, авторитаризм или демократия, светское или государство на религиозной основе, модернизация. В данной главе Назарбаев раскрывает понятие «модернизация». В связи с необходимостью на пороге 20 века выбора для пост колониальных стран пути развития – светский или западный. Модернизация – осовременивание, приведение чего-либо в соответствие с современными нормами. Западный вариант модернизации рассматривает мировое развитие как лестницу, на ступенях которой слаборазвитые, среднеразвитые, высокоразвитые страны.

 Все страны должны пройти  эти ступени. К сожалению, это  вариант не давал в ???? модели  развития, т.к. ориентировался на  высокий уровень развития метрополии и использование колоний. Назарбаев перечисляет ключевые положения модернизационных установок в чистом виде: экономически – формирование разветвлённой рыночной системы; ??? соотношение занятых в аграрной и индустриальной сферах; урбанизация; зависимая от государства регулирование финансово-денежной системы; изменение технологической базы производства и машинных форм труда; развития сектора услуг; в политической сфере – формирование гражданского общества и социальных институтов государственной независимости. ??? это не универсальная идея, хотя положительные направления культурной модернизации в ней есть (всеобщая грамотность, многообразие идеологий, свобода слова, свобода личности человека). Что же из этого взял Казахстан, который в начале 90–х годов тоже встал перед необходимостью выбора. Стратегия развития должна определяться не зарубежными экспериментами, а собственными силами с учётом национально-государственной спецификой, политической историей, культуры, постсоветских стереотипов, этнических традиций; в чистом виде модернизация в Казахстане не пройдет, т.к. имеется урбанизованное общество с индустриальным комплексом, грамотным населением, современной системой образования, науки, культуры, здравоохранения.

 

113. Демократизация общественно-политической жизни  в Казахстане  в конце 90-х годов XX века.

Переходный период от одной общественно-экономической  системы, основанной на диктате центра всегда труден для всех государств во все времена. Для государств СНГ  вдвойне, т.к. приходиться учитывать менталитет и воспитание народа в  течении всех лет советской власти. В ХХ веке было много альтернатив: колониальные владения или новые формы отношений метрополий и колоний; фашизм или демократия.

И перед государствами СНГ  тоже встал выбор: социализма или капитализма, авторитаризм или демократия, светское или государство на религиозной основе, модернизация. В данной главе Назарбаев раскрывает понятие «модернизация». В связи с необходимостью на пороге 20 века выбора для пост колониальных стран пути развития – светский или западный. Модернизация – осовременивание, приведение чего-либо в соответствие с современными нормами. Западный вариант модернизации рассматривает мировое развитие как лестницу, на ступенях которой слаборазвитые, среднеразвитые, высокоразвитые страны.

Все страны должны пройти эти ступени. К сожалению, это вариант не давал  в ???? модели развития, т.к. ориентировался на высокий уровень развития метрополии и использование колоний. Назарбаев  перечисляет ключевые положения  модернизационных установок в чистом виде: экономически – формирование разветвлённой рыночной системы; ??? соотношение занятых в аграрной и индустриальной сферах; урбанизация; зависимая от государства регулирование финансово-денежной системы; изменение технологической базы производства и машинных форм труда; развития сектора услуг; в политической сфере – формирование гражданского общества и социальных институтов государственной независимости.

??? это не универсальная идея, хотя положительные направления  культурной модернизации в ней есть (всеобщая грамотность, многообразие идеологий, свобода слова, свобода личности человека).Что же из этого взял Казахстан, который в начале 90–х годов тоже встал перед необходимостью выбора. Стратегия развития должна определяться не зарубежными экспериментами, а собственными силами с учётом национально-государственной спецификой, политической историей, культуры, постсоветских стереотипов, этнических традиций; в чистом виде модернизация в Казахстане не пройдет, т.к. имеется урбанизованное общество с индустриальным комплексом, грамотным населением, современной системой образования, науки, культуры, здравоохранения.

 

114. Политические партии и общественные движения  в современном Казахстане.

Демократическая партия "Әділет" Председатель партии – Нарикбаев Максут Султанович. Зарегистрирована 14 июня 2004 года. Численность партии составляет 70 тыс. челове Своей главной задачей партия считает построение Казахстане правового демократического социального государства, создание эффективной, передовой и развитой экономической системы, формирование гражданского общества.По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 0,76% голосов при голосовании по партийным спискам. В Мажилисе третьего созыва имела одного депутата, избранного по одномандатному округу. 8 июля 2007 года на 5 съезде Демократической партии "Әділет" было принято решение о присоединении к Демократической партии Казахстана "АК ЖОЛ".Демократическая партия Казахстана «Настоящий «АК ЖОЛ». Сопредседатели: Абилов Булат Мукишевич, Жандосов Ораз Алиевич, Жукеев Тулеген Тлекович. Партия была создана 29 апреля 2005 года в результате раскола ДПК «АК ЖОЛ».Зарегистрирована 17 марта 2006 года. Количество членов составляет – 87 012 человекюЦели партии – строительство демократического, светского, правового, социального государства и открытого общества. 23 июня 2007 года на 3 съезде ДПК "Настоящий «Ак Жол" было принято решение о присоединении к Общенациональной социал-демократической партии.

Общенациональная  социал-демократическая партия (ОСДП). Председатель: Туякбай Жармахан Айтбайулы. Заместитель председателя: Косанов Амиржан Сагидрахманович Партия создана 10 сентября 2006 года. Зарегистрирована 25 января 2007 года. Цели партии – строительство демократического, светского, правового, социального государства и открытого общества. 23 июня 2007 года на 3 съезде ДПК "Настоящий «Ак Жол" было принято решение о присоединении к Общенациональной социал-демократической партии.

Народно-Демократическая  Партия «Нур-Отан». Председатель - Назарбаев Нурсултан Абишевич. Республиканская политическая партия «Отан» была учреждена в январе 1999 года, а 12 февраля того же года зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан.Численность партии составляет 607 557 человек. В Мажилисе «Нур Отан» обладает парламентским большинством. По итогам выборов в Мажилис в 2007 году «Нур Отан» набрал 88,41% голосов, и от партии в нижнюю палату Парламента было избрано 98 депутатов.

Информация о работе История казахстана