История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.

Файлы: 1 файл

ответы2.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

Коммунистическая  партия Казахстана. Первый секретарь партии – Абдильдин Серикболсын Абдильдаевич. Партия зарегистрирована 27 августа 1998 года, перерегистрация – 20 марта 2003 года. Численность КПК составляет 54 246 человек. Своими основными целями партия считает: создание условий для построения в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма; построение коммунистического общественного строя. В выборах в Мажилис в 2004 году Коммунистическая партия Казахстана приняла участие в составе избирательного блока «Народный оппозиционный союз коммунистов и ДВК», набравшего по партийному списку 3,44% голосов. В выборах в Мажилис в 2007 году партия не участвовала.

Коммунистическая  Народная партия Казахстана.Первый секретарь  – Косарев Владислав Борисович. 21 июня 2004 года партия прошла государственную регистрацию. По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 1.98% голосов. В Мажилисе третьего созыва депутатов не имела. По итогам выборов в Мажилис в 2007 году КНПК набрала 1,29% голосов.Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл». Председатель партии – Калиев Гани Алимович. Партия зарегистрирована 1 марта 2002 года. 2 апреля 2003 года партия прошла перерегистрацию.Численность партии на момент регистрации составляла 61 043 человек.Партия декларирует следующие цели: формирование и осуществление национального возрождения народов Казахстана; построение правового демократического государства, гражданского общества с рыночной экономикой; обеспечение устойчивого развития страны; создание высокого качества жизни человека и уделение приоритетного внимания здоровью граждан. На выборах в Мажилис в 2004 году партия получила 0.55% голосов и не прошла в Парламент. По итогам выборов в Мажилис в 2007 году партия набрала 0,78 % голосов. Лидер партии Касымов Г.Е. Указом Президента в 2007 году назначен депутатом Сената Парламента.

Партия  патриотов Казахстана. Председатель – Касымов Гани Есенкельдыулы. Партия зарегистрирована 4 августа 2000 года, прошла перерегистрацию 21 марта 2003 года. Партия декларирует следующие цели: формирование и осуществление национального возрождения народов Казахстана; построение правового демократического государства, гражданского общества с рыночной экономикой; приобщение к участию в управлении государственными и общественными делами социально активной части общества; обеспечение устойчивого развития страны; создание высокого качества жизни человека и уделение приоритетного внимания здоровью граждан. По данным партии в ее составе состоит 172 тыс. человек. На выборах в Мажилис в 2004 году партия получила 0.55% голосов и не прошла в Парламент. По итогам выборов в Мажилис в 2007 году партия набрала 0,78 % голосов. Лидер партии Касымов Г.Е. Указом Президента в 2007 году назначен депутатом Сената Парламента.

Демократическая партия Казахстана "АК ЖОЛ". Председатель партии – Байменов Алихан Мухамедьевич. Партия зарегистрирована 3 апреля 2002 года. Численность партии составляет 175 862 человек. Цели партии: независимый, процветающий, демократический и свободный Казахстан. Фундаментальные ценности: демократия, независимость, свобода, справедливость. На выборах в Мажилис в 2004 году партия получила 12.04% голосов. В Мажилисе третьего созыва партия имела один мандат. По итогам выборов в Мажилис в 2007 году «Ак жол» набрал 3,09% голосов.

Партия "Руханият".Председатель партии – Жаганова Алтыншаш Каиржановна. Партия была зарегистрирована 6 октября 2003 года. Численность партии составляет 72 тыс.человек. Своими главными задачами партия видит подъем экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества. По итогам выборов в Мажилис в 2004 году партия получила 0.44%, в Мажилисе третьего созыва депутатов не имела. По итогам выборов в Мажилис в 2007 году партия «Руханият» набрала 0,37% голосов.

 

115. Республика Казахстан в системе международных связей.

С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства.

В книге Н. Назарбаев пишет, что  в первые годы независимости существовала эйфория, что суверенитет распахнёт  двери перед нами в мировое  сообщество. Всё оказалось не просто. Происходят сложные геополитические процессы, складывающиеся на внешнеполитических возможностях: а) в начале 90-х годов южные границы СССР были поясов военных конфликтов: война в Афганистане, гражданский конфликт в Таджикистане, столкновения узбеков и киргизов в городе От (Киргизия), столкновения между народами из-за военных и земельных ресурсов на киргизско-таджикской границе с гибелью невинных людей, необъявленная война между Азербайджаном и Арменией, война в Грузии, напряжённость на Кавказе, пограничные проблемы с Китаем (в районе г. Семипалатинска китайские войска вторглись на территорию Казахстана); б) второй круг проблем связан с ядерным оружием. В Казахстане остался бывший Семипалатинский полигон, есть ещё арендованные Россией военные полигоны, опасность исходит от др. ядерных держав (Пакистан, Индия, Иран, Ирак, Израиль, КНДР, ЮАР). После крушения СССР контроль над распространением ядерного оружия мог быть нарушен. Необходимо было комплексное решение данных проблем. Традиций внешнеполитической деятельности не было, не было дипломатических представительств республики за рубежом, традиций внешней политики, кадров, международных договоров с другими странами. Поэтому на первых этапах надо было сформировать собственную внешнею политику, создавать правовую базу с зарубежными партнёрами, для привлечения инвестиций надо было установить двусторонние межгосударственные отношения. Большую роль в установлении дипломатических отношений, привлечений инвестиций, дружественных связей с государствами Мира сыграли и играют визиты Президента РК в Турцию, Китай, Россию, Европейские страны (Германия, Франция), Саудовскую Аравию, Исламскую Республики, Иран, Японию, США. 15-18 июня 1998 г. – визит президента в Турецкую Республику. Международному признанию Казахстана способствует вхождение республики в международные организации: 2 марта 1992 г. – в ООН, стала членом Международного валютного фонда, Международного Банка реконструкции и развития, международные агентства инвестиций, Всемирной организацией здравоохранения. Св. 120 признали Казахстан, со многими государствами установлены дипломатические связи на уровне посольств. РК присоединилась к деятельности совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, вступила в организации Исламской конференции. Дипломатические отношения установились на 1 января 1998 г. со 112 странами мира. Внешнеполитический курс республики состоит в следующем: Занять достойное место в мировом сообществе;Поддерживать взаимовыгодные дружеские отношения на принципах взаимного доверия со всеми сопредельными и др. государствами мира (ближнего и дальнего зарубежья);Подписание соглашений о партнёрстве с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, странами Западной Европы, Северной Европы, Северной Америки;Развитие партнёрских отношений соглашений с главным центром рыночной экономики – СЩА, Японии, Великобритании, Франции, Германии; Заключены двусторонние договоры со всеми государствами СНГ;Ликвидация всего ядерного оружия на территории Казахстана и республика объявила свою территорию безъядерной зоной;Казахстан: стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), заявил о соблюдении прав человека и национальных меньшинств, является активным участником в Союзах государств СНГ: Россия – Беларусь – Казахстан – Киргизстан; Центрально-азиатского союза (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения); Единого таможенного союза СНГ. В разделе книги «Встреча цивилизаций» Назарбаев пишет, что, несмотря на крушение двублоковой системы, противоречия между различными странами остаются, молодые государства вовлечены в игру интересов крупнейших мировых государств (Россией, США). Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строиться не на том, что разъединяет, а что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно на согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка. С устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи Назарбаев видит важную роль его родного казахского народа.

 

116. Культура современного Казахстана: основные тенденции и направления.

После1991г определился кризис системы  образования. На 1 янв 93г в Каз было закрыто 303 дет сада, на 154 тыс мест сокращено кол-во средних школ. В то же время, начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений, школ, ВУЗов.

Принятие закона о языках и соответствующей  статтьи конституции позволили начать возрождение национального образования. Их 8610 образованных школ 3379 работало на каз языке, 72 на узбекском, 16 на уйгурском, 3 на таджикском. Увеличилось число смешанных школ до 2299. Кол-во школ работающих на русском до2840.

Для изучения каз яз вышло 78 книг общим тиражом 5 млн экземпляров. Крупным событием в культ жизни Каз стал всемирный курултай казахов в сентябре 1992г с участием известных писателей, поэтов, ученых, общественно-религиозных деятелей со всего мира. В это время в культурных процессах наблюдаются негативные элементы: проблемы финансирования учреждений культуры, науки, вследствие экономических трудностей, усиление соц незащищенности врачей, учителей. В целом процессы происходящие в обществе характеризуют современный период как переходный со всеми присущими ему трудностями и недостатками.

Больше открытости привело к  международным соглашениям с  Турцией, Китаем, Рос, США, Германией, ВеликобританиейЛето 1999г проведение в Алма-Аты международного кинофестиваля. Проводятся встречи с ведущими специалистами в области культуры разных стран. Уроки истории вообще, а уроки истории культуры в частности, имеют смысл, если они живут в душе народа, народ же храниит в своей памяти то что помогает выжить.

 И это прежде всего мир  культуры. Поэтому и сопрягаются символы полутысячелетней давности и последнего десятилетия 20в в наших думах, потому и важны для нас Кашгари и Аль-Фараби, Тауке-хан и Букей хан, Бухар-жырау и Абай.

Если мы говорим о нашей единой исторической судьбе, об определении  своей активной роли в мировой культуре. То почему бы нам не войти в мир в качестве новой культурной цивилизации. Есть 2 выбора: 1. параллельно существующие каз нац культура и совокупность осколков диаспорных культур… в этом случае произойдет «провинциализация» культуры в целом 2. синтез культур, базирующихся на взаимодействии национально-культурных ситстем, тогда становление общей казахстанской культуры. При этом нужно ясно представлять себе, что культура казахов должна быть столь же серьезно усвоена представителями других этносов, сколь серьезно в свое время изучали сами казахи русскую культуру.

Если  серьезно разобраться в этих многонациональных  и межкультурных взаимодействиях, то их реальная сложность требует  четких и понятных подходов. Наша внутренняя политика построена на трезвом понимании нескольких обстоятельств: 1. этнокультурное многообразие Каз -  это наше преимущество, потенциал развития. 2. Колоссальный потенциал казахской культуры для всех этносов страны может быть реализован только при открытом характере самой каз культуры, способности её соответствовать. 3. Все национальные культуры Каз взаимосвязаны и взаимозависимы. Культурное пространство Каз - есть пространство взаимосвязанности и взаимодополняемости различных этнокультур. Многие предвещали этнический хаос в Каз, прежде всего по причинам культурного порядка, т.к. сложный этнокультурный состав несет в себе конфликтный заряд. Но длительный опыт культурных контактов, как бы поверхностны и ограничены они не были, сыграл свою позитивную роль. Поэтому заведомой обреченности на конфликт культурных ценностей нет. И наша задача в превращении этнокультурного многообразия Каз-на в позитивный фактор общественного развития.  

 

117. Стратегическая программа «Казахстан 2030».

Послание президента страны народу Казахстана. Казахстан – 2030. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.» обнародовано 10 декабря 1997 г. в г. Акмоле во время мероприятий, посвященных юридическому признанию новой столицы Казахстана (на собрании республиканского актива). В основу легли положение работ Назарбаева 1992-1996 г., в том числе и книги «На пороге ХХ1 века». Президент РК первый из государств СНГ выдвинул своё видение перспектив развития целого государства на длительный период в 33 года и поиск эффективных путей укрепления суверенитета.

Стратегия аккумулирует опыт первых лет самостоятельного развития, имеет  особенности: первая программа, разработанная с учётом опыта независимого развития и с точки зрения суверенитета. выверена с точки зрения геополитических, территориальных, демографических, социально-экономических особенностей Казахстана. суждения президента подтверждены высказываниями мыслителей разных стран, что говорит об универсальности исторического развития всех государств и народов; написано с большим идеологическим подъёмом; дальнейшее развитие РК определено на основе рыночной экономики; почти отсутствуют статистические данные, т.е. в дальнейшем основные направления развития будут уточняться конкретными задачами с учётом текущего момента. Поэтому в Послании даны «Повестка дня: 1998 – 2000», и «восемь заданий правительству на 1998 г.», «Одиннадцать заданий Акимам областей на текущий год». .

Отличие Стратегии … от предыдущих Посланий президента: рассчитано на весь народ; затрагивает интересы всех конкретно, искренне; требует серьёзного изучения; разработана при изучении опыт . Приритеты:1.Нац безопасность. Обеспечит развитие Каз как независимого суверенного гос-ва при сохранении полно территориальной целостности.2.Внутри политическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укркепить внутриполитическую стабильность и национальное единство что позволит Каз-ну претворить в жизнь национальную стратегию.3.Экономический рост базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.4.Здоровье образование и благополучие граждан К-на. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.5.Энерго ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы К-на путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения дохода.6.Инфраструктура. В особенности транспорт и связь. Развивать Эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению нац безопасности, политической стабильности и экономическому росту.7.Профессиональное гос-во. Создать эффективный и современный корпус гос служащих К-на, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий гос-ва и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.  

 

118. Политический портрет первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

  Нурсултан Абишевич Назарбаев  родился 6 июля 1940 г. в с. Чемолган  Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области.Окончил  Днепродзержинское техническое  училище (1960), высшее техническое  учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате (1967), заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1976). Доктор экономических наук, академик.Трудовую деятельность начал в 1960 г. на Карагандинском металлургическом комбинате в г. Темиртау разнорабочим, где прошел путь до старшего газовщика доменной печи. С 1969 г. переведен на комсомольскую и партийную работу.Работал первым секретарем Темиртауского горкома ЛКСМ Казахстана (1969-1971),  вторым секретарем Темиртауского горкома партии (1971-1977), секретарем, вторым секретарем Карагандинского обкома партии (1977-1979).На высших государственных и партийных постах находится с 1979 г., со времени избрания секретарем ЦК Компарии Казахстана (1979-1984), Первым секретарем ЦК КПК (июнь 1989-сентябрь 1991), одновременно - членом Политбюро ЦК КПСС (1990-1991), Председателем Верховного Совета Казахской ССР (февраль-апрель 1990).

24 апреля 1990 г. Н.А. Назарбаев избран  первым Президентом Казахской  ССР.29 апреля 1995 г. по итогам всенародного  референдума полномочия Президента Республики Казахстан были продлены до 2000 года.Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК, Председатель Совета Безопасности РК, Председатель Ассамблеи народов Казахстана, Председатель Всемирной Ассоциации казахов.Награжден высшими орденами и медалями Казахстана, России, Узбекистана и ряда зарубежных стран.Нурсултан Назарбаев обладает ярко выраженными лидерскими качествами и адекватной самооценкой. Сочетает в себе черты харизматического, рационально-легального и традиционного типов лидерства. Быстро адаптируется к изменяющейся обстановке.   Обладает высокой сопротивляемостью к стрессовым воздействиям. Хорошо контролирует свои чувства, выдержан. Прагматик. Искусно сочетает стратегию и тактику, в случае возникновения противоречий между перспективными и сиюминутными целями предпочтение отдает стратегическому планированию.

Именно  такой политико-психологический  портрет составили эксперты, анализируя политическую жизнь Нурсултана Назарбаева. Он является политиком не только национального, но и мирового масштаба. В начале 90-х, когда он уже был руководителем Казахстана, в рейтинге популярных лидеров СССР он занимал первое место.Назарбаев - тонкий политик, который принимает только взвешенные решения. Он последовательный и предсказуемый, хотя в экстремальной ситуации может принять решение, которого от него никто не ожидает. В декабре 1991 г., когда лидеры трех славянских республик неожиданно для всего мира подписали Беловежское соглашение, практически ставшее смертельным приговором для Советского Союза, Назарбаев, вопреки всем предсказаниям и прогнозам, не пошел на поводу событий, отказавшись создать свой - мусульманский союз среднеазиатских республик и Казахстана. Время показало, что Назарбаев в той нелегкой ситуации принял единственно правильное решение. Благодаря этому, удалось избежать конфронтации между республиками. Была сохранена целостность самой России, поскольку тюркоязычные республики в составе Российской Федерации тоже могли повести себя сепаратистски.Нурсултана Назарбаева знают, признают и уважают во всем мире. С его именем связаны обретение нашей республикой независимости, период становления и укрепления государственности Казахстана.За время руководства Нурсултана Назарбаева произошло становление Казахстана как   суверенного государства, полноправного члена Организации Объединенных Наций.Под его непосредственным руководством была введена национальная валюта – тенге.При нем были образованы Вооруженные Силы РК.Казахстаном получены гарантии национальной безопасности и территориальной целостности от пяти ядерных держав: США, Великобритании, России, Франции и Китая. Республика Казахстан стала безъядерным государством. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон.Благодаря усилиям Назарбаева, наша страна получила статус стратегического партнера США - единственной после распада СССР сверхдержавы мира.Переход от плановой экономики к рыночной.

Информация о работе История казахстана