История педагогики XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Просвещение в России, столетиями развевавшееся в рамках религиозного мировоззрения как оппозиция к педагогике Западной Европы, по крайней мере, до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит на путь секуляризации. XIX в. для России ознаменовался вступлением на престол Александра I, провозгласившего в манифесте от 12 марта 1801г. курс на продолжение начавшееся ранее просветительских реформ. В декабре того же года был издан закон о праве всех лиц свободного состояния приобретать недвижимое имущество без крестьян, в 1803г. - закон “ О свободных хлебопашцах “.

Содержание работы

I. Введение
История педагогики
Развитие педагогической мысли в России
Развитие педагогической мысли в западных странах
II. Классики Российской педагогики
Дмитрий Иванович Писарев
Лев Николаевич Толстой
Николай Иванович Пирогов
Константин Дмитриевич Ушинский
III. Классики педагогики западных стран
Иоганн Генрих Песталоцци
Иоганн Фридрих Гербарт
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
IV. Заключение
V. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Ист.пед..docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Тема: « История педагогики  19 век.»

 

 

План.

I. Введение

История педагогики

 Развитие педагогической  мысли в России

 Развитие педагогической  мысли в западных странах

II. Классики Российской  педагогики

 Дмитрий Иванович Писарев

 Лев Николаевич Толстой

 Николай Иванович Пирогов

 Константин Дмитриевич  Ушинский

III. Классики педагогики  западных стран

 Иоганн Генрих Песталоцци

 Иоганн Фридрих Гербарт

 Фридрих Адольф Вильгельм  Дистервег

IV. Заключение

V. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

     Просвещение в России, столетиями развевавшееся в рамках религиозного мировоззрения как оппозиция к педагогике Западной Европы, по крайней мере, до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит на путь секуляризации. XIX в. для России ознаменовался вступлением на престол Александра I, провозгласившего в манифесте от 12 марта 1801г. курс на продолжение начавшееся ранее просветительских реформ. В декабре того же года был издан закон о праве всех лиц свободного состояния приобретать недвижимое имущество без крестьян, в 1803г. - закон “ О свободных хлебопашцах “. В рамках реформирования общественных отношений в 1802-1804гг. была проведена и реформа народного образования.

Манифестом от 8 сентября 1802г. было образовано Министерство народного  просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Заводским (1739-1812), в 1803г. опубликованы “Предварительные правила народного просвещения”, 1804г.- “Устав учебных заведений, подведомых университетам” - эти документы и определяли структуру системы образования в I четверти XIX в.

Основными ее звеньями стали  приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (ныне г. Тарту)- с университетом во главе каждого из них. Обязанности университетов значительно расширились: помимо выполнения традиционных учебно-научных функций, они должны были руководить деятельностью гимназий своего округа, а профессора и преподаватели университетов - осуществлять методический и инспекторский контроль. Все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в качестве одной из задач ставились подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.

В приходских училищах обучение было рассчитано на 1 год. Содержание занятий  здесь составляли Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение и объяснение книги ”Краткое наставление в  сельском домоводстве “. В уездных  училищах срок обучения составлял 2 года. Предписывалось создание по одному училищу  в уездных и губернских городах. Задача их состояла в образовании  детей непривилегированных слоев  населения, а также подготовке к  поступлению в гимназию. Преподавание в училищах вели два учителя, учебная  нагрузка каждого составляла 28 ч. в  неделю. В содержании обучения входили российская грамматика, в национальных регионах, и грамматика родного языка, всеобщая русская география, всеобщая и русская история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начальные правила технологии, т.е. ознакомление с промышленным производством применительно к местным условиям, рисование - всего 15 учебных предметов.

В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. Так, в 1805г. в подмосковном имении князя В.В.Измайлова была открыта школа для крестьянских детей, где сам князь пытался реализовать в практической педагогической деятельности идеи Ж.-Ж. Руссо. Широкую известность приобрела школа для крестьянских детей в усадьбе князя А.А.Ширинского-Шихматова в Смоленской губернии, где сам князь более 30 лет, с 1818 по 1849г., обучал крестьянских детей и их родителей.  

Школы открывались в усадьбах многих представителей дворянской элиты: известны были школы в усадьбах князя  С.Г.Волконского, графа М.Н.Муравьева, причем в отдельных случаях практиковалось совместное обучение барских и крестьянских детей.

В первые пять лет царствования Александра I были созданы специальные  высшие школы - Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения, были восстановлены государственные  денежные субсидии Российской академии наук, отмененные Павлом I, выделены субсидии Петербургской медико-санитарной академии.

Осознание необходимости  иметь в обществе элиту, соответствующую  целям и задачам российской политике того времени, привело Александра I к идее создания специального учебно-воспитательного  учреждения для детей высшего  дворянства. 12 августа 1810г. Александр I подписал “Постановление о лицее”, давшее начало истории знаменитого  Царскосельского лицея. Согласно “Постановлению”, в Лицей принимались “отличнейшие воспитанники дворянского происхождения” в возрасте от 10 до 12 лет, по 20 - 50 человек  ежегодно. В число требований к  поступающим входили: “отличнейшая нравственность”, “совершенное здоровье”, “определенные познания”. Особо было оговорено, что принимаются наиболее талантливые. Учебный год устанавливался с 1 августа по 1 июня, один месяц - июль - отводился на каникулы. Общий срок обучения составлял шесть лет. Лицей находился под покровительством самого императора и подчинялся непосредственно министру народного просвещения. В своих правах лицей был приравнен к университетам. По окончании его воспитанники получали право поступать на гражданскую службу с чинами от XIV до X класса и на военную с правами выпускников Пажеского корпуса.

Обучение делилось на два  курса, по три года каждый - начальный  и окончательный. Содержание начального курса составляли: изучение русского, латинского, французского и немецкого языков, Закон Божий, философия, логика; математические и физические науки: арифметика, начала алгебры, тригонометрии, физики; история российская и всеобщая, география, хронология; риторика, чистописание, рисование, фехтование, верховая езда, плавание.

Содержание окончательного курса обучения составляли два цикла  предметов - “изящные искусства” и `гимнастические упражнения”, а также курсы физических, математических, исторических наук, словесность. Каждые полгода проводилась проверка знаний лицеистов по всем изучаемым  предметам, а по окончании учебного года - экзамен с целью перевода из одного класса в другой. Все экзамены и решение о переводе из одного класса в другой принимала конференция  профессоров лицея.

Для размещения Лицея был  отведен четырехэтажный флигель  Царскосельского императорского дворца с особыми помещеньями под  больницу, кухню, квартиры для служащих. Директором лицея был назначен статский советник при государственной Коллегии иностранных дел, известный русский  просветитель Василий Федорович  Малиновский (1765 - 1814).

В июне 1811г. появилось объявление о приеме детей в Лицей. После  вступительных экзаменов были зачислены 30 человек, в том числе А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер. 19 октября того же года состоялось официальное открытие Лицея. Постановлением от июля 1812г. было предусмотрено открытие при Лицее Благородного пансиона. Срок пребывания в пансионе устанавливался в 9 лет, принимались дети в возрасте от 8 до 10 лет, плата за обучение должна была составлять 1 тысячу рублей в год, устанавливался достаточно жесткий режим для воспитанников на протяжении всех лет обучения. Благородный пансион при Царскосельском лицее просуществовал до 1829г., сам Лицей в 1822г. был передан в ведение военного ведомства, сохранив при этом все особенности элитарного закрытого учебного заведения. С 1836г. изменилась процедура приема в Лицей: число воспитанников было увеличено, часть из них принималась на казенный счет, часть - за плату. Воспитанники получали право слушать университетские курсы в соответствии с избранной гражданской специальностью, но теряли при этом право получения военного чина. В конце 1843г. Царскосельский лицей был переименован в Александровский, который в 1844г. был переведен в Санкт - Петербург. За 32 года существования Лицея его окончили 286 человек, большинство которых стали гражданскими чиновниками, часть - военными.

Существенные изменения  в сфере образования были связанны с назначением на пост министра просвещения  в 1816г. сбор прокурора Священного синода князя Александра Николаевича Голицына (1773 - 1844). В 1817г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Царский манифест об этом преподавании требовал, “чтобы христианское благочестие было основанием истинного просвещения”. С этой целью при Министерстве просвещения были созданы Главное управление училищ и Комитет для проверки учебников. Предписывалось изъять из учебников все, “…что может внушить нежелание выполнять обязанности перед семьей и государством, все, что противоречит христианскому учению”.

В 1819г. были изменены учебные  планы училищ и гимназий, введено  чтение Священного писания, изъяты из гимназических курсов элементы философских  знаний, статистика, естественное право, эстетика. Особой опале подверглись  университеты. Первый удар был нанесен  Казанскому университету. Вслед за Казанским опале подвергся и Петербургский университет. Однако в передовой дворянской среде сохранялось увлечение западноевропейской наукой и культурой. Политические события начала XIX в. вызвали живой интерес к французской и немецкой философии.

В начале XIX в. были популярны  лекции и сочинения одного из старейших  профессоров Московского университета, историка и педагога Харитона Андреевича Чеботарева (1745-1815), строившего свои педагогические рассуждения на основе идей Л.А. Коменского, М.В. Ломоносова, Ж.-Ж. Руссо и др. Широкую  известность получил трактат  Александра Феодосьевича Бестужева (1761-1810) «О воспитании военном относительно благородного юношества», в котором была сформулирована программа преобразований в сфере воспитания, целью которого должна была стать подготовка трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. В частности, А.Ф.Бестужев был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.

Обеспокоенность общества положением дел в сфере образования и  просвещения нашла отражение  в записке «О народном воспитании», поданной А.С. Пушкиным императору Николаю I осенью 1826г. Подвергнув острой критике распространенную в России систему домашнего воспитания А.С. Пушкин видел выход в обязательном государственном образовании, поскольку домашнее воспитание весьма недостаточно и безнравственно: ребенок окружен одними холопами, видит одни отрицательные примеры, не получает представления о справедливости, о нормальных отношениях людей, его образование ограничивается изучением двух-трех иностранных языков и начатками отдельных наук, преподаваемых каким-нибудь наемным учителем.

В 1826г. царским указом был  создан Комитет по устройству учебных  заведений, который подготовил новый  «Устав гимназий и училищ, состоящих  в ведении университетов», опубликованный в 1828г. Особенность нового устройства системы образования состояла в  том, что каждая ступень образования  не имела в виду его преемственности. Согласно новому «Уставу» приходские училища должны были обучать мальчиков  и девочек самых низших сословий. Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счет, Закон Божий. В  уездных училищах обучали детей  купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан, не принадлежавших к дворянскому  сословию. Срок обучения в них был  рассчитан на 3 года. В их учебный  план входили Закон Божий, священная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии и без доказательств, география, сокращенный курс всеобщей и русской истории, чистописание, черчение, рисование.

В соответствии с новым  «Уставом» гимназии становились  образовательными учреждениями для  детей дворян и высшего чиновничества, готовившими для поступления  в университет. По содержанию обучения гимназии стали сугубо гуманитарными, основу содержания обучения составляли русская словесность, логика, латинский, немецкий, французский, греческий язык, математика, география, история, статистика.

С начала 60-х гг.XIX в.началась подготовка новой школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения», утвержденное 10 мая 1860г. Согласно этому документу устанавливалось два типа женских училищ: училища первого разряда, со сроком обучения 6 лет, и второго разряда, со сроком обучения 3 года. В училищах первого разряда обучали Закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию. В училищах второго разряда содержание обучения ограничивалось Законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием. Дополнительно к обязательным предметам в училищах первого разряда предусмотрено было, по желанию учащихся, изучение французского и немецкого языков, рисования, музыки, пения, танцев. Женские училища были учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.

Важным документом реформы  стал новый университетский устав, утвержденный 18 июня 1868г. Согласно этому  документу университеты получали некоторую  самостоятельность: ученые советы университетов  приобретали право самостоятельно выбирать ректора и проректора сроком на 3 года, избирать по конкурсу профессоров, создавать на факультетах советы и выбирать деканов. Кроме того, был  окончательно утвержден статус других высших учебных заведений - Петербургского технологического института, Горного  института, Института путей сообщения, Московского высшего технического училища, Петровско - Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве.

В 1864г. была проведена реформа  системы начального и среднего образования: 19 июля 1864г. вышло «Положение о начальных  народных училищах», цель которых усматривалась  в утверждении в народе религиозных  и нравственных понятий и распространении  первоначальных полезных знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст  обучающихся.

Особое место в «Положении»  отводилось вопросу о личности учителя. Право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так  и светские лица. Однако если духовные лица имели право преподавания, не подтверждая свою компетентность и  благонадежность никакими документами, то светские лица, согласно параграфу 16 «Положения», должны были получить разрешение на преподавание от уездного училищного совета по предоставлении удостоверения в добропорядочности и благонадежности. Уездные и губернские училищные советы, согласно этому «Положению», становились органами руководства и контроля за деятельностью училищ на местах. В состав училищного совета входили представители Министерства народного просвещения, представитель Министерства внутренних дел, представитель духовенства, представители уездного земства, представитель городского самоуправления. Возглавлял училищный совет председатель, выбиравшийся из числа членов совета. Председателем губернского училищного совета мог быть только архиерей.

Информация о работе История педагогики XIX века