Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:44, реферат
Просвещение в России, столетиями развевавшееся в рамках религиозного мировоззрения как оппозиция к педагогике Западной Европы, по крайней мере, до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит на путь секуляризации. XIX в. для России ознаменовался вступлением на престол Александра I, провозгласившего в манифесте от 12 марта 1801г. курс на продолжение начавшееся ранее просветительских реформ. В декабре того же года был издан закон о праве всех лиц свободного состояния приобретать недвижимое имущество без крестьян, в 1803г. - закон “ О свободных хлебопашцах “.
I. Введение
История педагогики
Развитие педагогической мысли в России
Развитие педагогической мысли в западных странах
II. Классики Российской педагогики
Дмитрий Иванович Писарев
Лев Николаевич Толстой
Николай Иванович Пирогов
Константин Дмитриевич Ушинский
III. Классики педагогики западных стран
Иоганн Генрих Песталоцци
Иоганн Фридрих Гербарт
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
IV. Заключение
V. Список литературы.
Новыми образовательными учреждениями, появившимися вследствие создания форм местного самоуправления после отмены крепостного права - земств, стали земские школы, значение которых усилилось к концу XIX в. В соответствии с «Положением о земских учреждениях» от 1 января 1864г. в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов. Земства получили право поощрять субсидиями и стипендиями деятельность средних учебных заведений.
«Устав» 1871г. был дополнен в 1872г. «Уставом реальных училищ», которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. VII класс был дополнительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В свою очередь,V и VI классы также имели отделения - основное, т.е. общеобразовательное, и коммерческое. Такая структура обучения позволяла профессионально ориентировать учащихся, которые сразу после окончания училища могли приступить к практической деятельности.
Самым распространенным типом
начальной школы оставались церковно-приходские
школы, курс обучения в которых был,
как правило, рассчитан на два
года. Содержание обучения в них
составляли чтение, письмо, счет и Закон
Божий. Следует отметить, что число
этих школ к началу ХХ в. достигало
половины от всех начальных школ. Преподавание
в них чаще всего вели священнослужители,
после организации женских
Можно по-разному оценивать значение деятельности этих школ. Современники, особенно демократически настроенная часть интеллигенции, ориентировавшаяся на воспроизведение западных образов, критиковали деятельность этих школ, усматривая в них главным образом средство распространения религиозных предрассудков. Но именно эти школы были наиболее доступными формами получения начального образования для крестьянских детей, именно церковно-приходские школы, учителя которых жили одной жизнью с крестьянами, знали их нужды и заботы, пользовались наибольшим доверием родителей.
Бурная общественно-
Общественный интерес
к проблеме воспитания усилился в
эпоху Николая I после подавления
декабрьского восстания 1825г., когда
перед правительством встала необходимость
формировать из подрастающего поколения
законопослушных
К поискам путей решения
этой задачи Николай I привлёк Сергея
Семёновича Уварова (1786-1855), видного
специалиста в области
В 1832г. С.С. Уваров был назначен товарищем, т.е. заместителем министра народного просвещения, которым с 1824г. был литератор и адмирал Александр Семёнович Шишков (1754-1841), сменивший А. Н. Голицына. В 1838г. С.С. Уваров стал министром. Еще 1833г. С.С. Уваров изложил основные положения своей образовательной концепции в поданной на имя императора «Записке», в которой были сформулированы идеи православия, самодержавия и народности как основы просвещения в России.
Позиция министра народного
просвещения и предложенная им новая
идеология образования побудили
русскую философско-
Первые славянофилы, такие как философ и публицист Иван Васильевич Киреевский (1806 - 1856), философ и поэт Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860), литературный критик, поэт и историк Степан Петрович Шевырев (1806 - 1864), и ряд других представителей российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности как народно - православные черты характера, так и то, что присуще человеку вообще. Они не звали, как им это иногда приписывается, назад в Московскую Русь, а ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями просвещения. Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимания на его самобытность.
С.П. Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, и школьного воспитания считал «возвышение духовное», а не наполнения учащихся прикладными значениями. Он отстаивал идею развития в российских детях «внутреннего человека», в которым существует единство общечеловеческого и национального русского начала. Насилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности. Эти мысли в дальнейшем были развиты Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, В.Л. Столонин и другими педагогами второй половины XIX в.
Уже с начала 60-х гг. публикации
славянофилов стали резко враждебными
к практике заимствования
Мыслители, которых принято обычно называть западниками, в отличие от славянофилов являлись позитивистами. Среди них были, в частности, Александр Иванович Герцен (1812-1870), Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), Виссарион Григорьевич Белинский и др., выступавшие за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. Они критиковали не только официальную, «уваровскую» народность в воспитании, но и крайние позиции славянофилов. В середине XIX в. ориентация на Запад стала веянием времени. Характерным представителем западников в педагогике был профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855).Западный путь развития педагогической мысли представлялся ему всемирно-историческим, единственно верным, магистральным. Он отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится в неисторическом состоянии, что он «дитя», а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное дворянство, образованное меньшинство. Т.Н.Грановский отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала. Являясь убежденным западником, он критиковал, однако, намечавшиеся прагматические тенденции европейской школы, смыкаясь в этой оценке со славянофилами.
На рубеже 50-60-х г. ХIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит якобы лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе. Против такой точки зрения активно выступили Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой.
Развитие педагогической мысли в России.
Наиболее значительное
развитие педагогической мысли
в России Нового времени
"Журнал для воспитания" (1857 г.)
"Учитель" (1861 г.)
"Русский педагогический вестник" (1857 г.) и др.
1861 год - освобождение
крестьян от крепостной
В ноябре 1855 года были
приняты новые правила
В июне 1863 года утвержден
новый университетский устав.
Университеты получили более
широкую автономию, управление
университетом передавалось
Уставом отвергалась
классово-сословная
От платы освобождались
дети малоимущих родителей (
# Классическая гимназия с двумя древними языками
# Классическая гимназия с латинским языком
# Реальная гимназия без древних языков.
Учреждался новый тип
неполного среднего
Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать:
# Закону Божьему
# истории
# географии
# русскому языку
# литературе
# математике, а так же
в классических гимназиях:
# древние или современные европейские языки
в современных (реальных) гимназиях:
# естественные науки
# черчение.
Устав предусматривал
преобразование части уездных
училищ в прогимназии, а
Он предусматривал
сосуществование министерских, земских
и частных начальных школ. Устав
позволял создание
В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых народных школах:
# Таврическое училище (1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.
# Яснополянская школа (1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,
где использовали уважение к личности, побуждение у него интереса к знаниям.
Д.А.Толстой министр
просвещения с 1866 по 1880 гг. был
главой Священного синода. Он
урезал автономию
Произошли изменения,
послужившие толчком к
Новый устав начальных
школ (1871 г.) предусматривал усиление
контроля министерских
Либеральный курс использовал
новый министр А.Сабуров (1880-
Устав университетов
(1882 г.) окончательно лишил
Заметно отличались
от государственных гимназий
некоторые частные средние
Школа под руководством А.С.Грачевского.