История педагогики XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Просвещение в России, столетиями развевавшееся в рамках религиозного мировоззрения как оппозиция к педагогике Западной Европы, по крайней мере, до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит на путь секуляризации. XIX в. для России ознаменовался вступлением на престол Александра I, провозгласившего в манифесте от 12 марта 1801г. курс на продолжение начавшееся ранее просветительских реформ. В декабре того же года был издан закон о праве всех лиц свободного состояния приобретать недвижимое имущество без крестьян, в 1803г. - закон “ О свободных хлебопашцах “.

Содержание работы

I. Введение
История педагогики
Развитие педагогической мысли в России
Развитие педагогической мысли в западных странах
II. Классики Российской педагогики
Дмитрий Иванович Писарев
Лев Николаевич Толстой
Николай Иванович Пирогов
Константин Дмитриевич Ушинский
III. Классики педагогики западных стран
Иоганн Генрих Песталоцци
Иоганн Фридрих Гербарт
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
IV. Заключение
V. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Ист.пед..docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Новыми образовательными учреждениями, появившимися вследствие создания форм местного самоуправления после отмены крепостного права - земств, стали земские школы, значение которых усилилось к концу XIX в. В соответствии с «Положением  о земских учреждениях» от 1 января 1864г. в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно  связанные с хозяйствованием, в  том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов. Земства получили право поощрять субсидиями и стипендиями деятельность средних учебных заведений.

«Устав» 1871г. был дополнен в 1872г. «Уставом реальных училищ», которые  стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное  образование. Весь курс обучения был  рассчитан на 7 лет. VII класс был  дополнительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое  и общеобразовательное. В свою очередь,V и VI классы также имели отделения - основное, т.е. общеобразовательное, и коммерческое. Такая структура обучения позволяла профессионально ориентировать учащихся, которые сразу после окончания училища могли приступить к практической деятельности.

Самым распространенным типом  начальной школы оставались церковно-приходские школы, курс обучения в которых был, как правило, рассчитан на два  года. Содержание обучения в них  составляли чтение, письмо, счет и Закон  Божий. Следует отметить, что число  этих школ к началу ХХ в. достигало  половины от всех начальных школ. Преподавание в них чаще всего вели священнослужители, после организации женских спархиальных училищ - учительницы, окончившие эти училища.

Можно по-разному оценивать  значение деятельности этих школ. Современники, особенно демократически настроенная  часть интеллигенции, ориентировавшаяся  на воспроизведение западных образов, критиковали деятельность этих школ, усматривая в них главным образом  средство распространения религиозных  предрассудков. Но именно эти школы  были наиболее доступными формами получения  начального образования для крестьянских детей, именно церковно-приходские школы, учителя которых жили одной жизнью с крестьянами, знали их нужды  и заботы, пользовались наибольшим доверием родителей.

Бурная общественно-педагогическая жизнь 40-60-х гг. стимулировала процесс  создания специальных учебных заведений, готовящих учителей. Еще в 1861г. на базе разработанного К.Д. Ушинским проекта  учительской семинарии на средства земств стали открываться земские учительские семинарии и учительские школы, среди которых наиболее известны Санкт-Петербургская земская учительская школа и Тверская земская учительская школа П.П. Максимовича. В 1870г. вышло «Положение об учительских семинариях», дополненное в 1875г. инструкцией. Учащимся семинарий предписывалось неуклонно исполнять установления русской православной церкви, посещать богослужения, читать книги религиозного содержания. В семинарию принимались окончившие двухклассные училища, курс обучения был рассчитан на три года. Семинаристы получали стипендии, при семинариях были открыты общежития. В содержание обучения входили Закон Божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика начального обучения. При семинарии открывались опытные школы, в которых семинаристы проходили практику.

Общественный интерес  к проблеме воспитания усилился в  эпоху Николая I после подавления декабрьского восстания 1825г., когда  перед правительством встала необходимость  формировать из подрастающего поколения  законопослушных верноподданных.

К поискам путей решения  этой задачи Николай I привлёк Сергея Семёновича Уварова (1786-1855), видного  специалиста в области древнегреческой  литературы и археологии, опытного администратора в сфере просвещения  и науки. Достаточно сказать, что  он в 1811-1822 гг. был попечителем С.-Петербургского учебного округа, а с 1818 г. и до конца жизни - президентом Академии наук.

В 1832г. С.С. Уваров был назначен товарищем, т.е. заместителем министра народного просвещения, которым  с 1824г. был литератор и адмирал  Александр Семёнович Шишков (1754-1841), сменивший А. Н. Голицына. В 1838г. С.С. Уваров стал министром. Еще 1833г. С.С. Уваров изложил основные положения своей образовательной концепции в поданной на имя императора «Записке», в которой были сформулированы идеи православия, самодержавия и народности как основы просвещения в России.

Позиция министра народного  просвещения и предложенная им новая  идеология образования побудили русскую философско-педагогическую мысль к поиску иных путей развития просвещения в России. Поиск «самобытного»  просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую  интеллигенцию 40-х г. ХIХ столетия, условно говоря, на два лагеря - славянофилов и западников.

Первые славянофилы, такие  как философ и публицист Иван Васильевич Киреевский (1806 - 1856), философ  и поэт Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860), литературный критик, поэт и  историк Степан Петрович Шевырев (1806 - 1864), и ряд других представителей российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности как народно - православные черты характера, так и то, что присуще человеку вообще. Они не звали, как им это иногда приписывается, назад в Московскую Русь, а ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями просвещения. Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимания на его самобытность.

С.П. Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, и школьного воспитания считал «возвышение духовное», а не наполнения учащихся прикладными значениями. Он отстаивал идею развития в российских детях «внутреннего человека», в которым существует единство общечеловеческого и национального русского начала. Насилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности. Эти мысли в дальнейшем были развиты Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, В.Л. Столонин и другими педагогами второй половины XIX в.

Уже с начала 60-х гг. публикации славянофилов стали резко враждебными  к практике заимствования западноевропейских педагогических идей, форм, методов  воспитания и обучения. Характерны в этом плане статьи Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1826), сына известного русского писателя С.Г. Аксакова, который сравнивал  Россию с красавицей, выбирающей западноевропейскую науку в кривом зеркале, где прекрасная истина отражается уродливом дивом. Отстаивая идею народности в воспитании, И.С. Аксаков утверждал, что вне  народности Россию не спасут никакие  зарубежные педагогические идеи и школьные системы.

Мыслители, которых принято  обычно называть западниками, в отличие  от славянофилов являлись позитивистами. Среди них были, в частности, Александр  Иванович Герцен (1812-1870), Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), Виссарион Григорьевич Белинский и др., выступавшие за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. Они критиковали не только официальную, «уваровскую» народность в воспитании, но и крайние позиции славянофилов. В середине XIX в. ориентация на Запад стала веянием времени. Характерным представителем западников в педагогике был профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855).Западный путь развития педагогической мысли представлялся ему всемирно-историческим, единственно верным, магистральным. Он отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится в неисторическом состоянии, что он «дитя», а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное дворянство, образованное меньшинство. Т.Н.Грановский отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала. Являясь убежденным западником, он критиковал, однако, намечавшиеся прагматические тенденции европейской школы, смыкаясь в этой оценке со славянофилами.

На рубеже 50-60-х г. ХIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит якобы лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе. Против такой точки зрения активно выступили Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой.

 Развитие педагогической мысли в России.

 Наиболее значительное  развитие педагогической мысли  в России Нового времени пришлось  на вторую половину XIX века. Правительство  всерьез занялось перестройкой  школьной системы. Формируется  педагогическая журналистика, создаются  научные педагогические общества, педагогические журналы:

"Журнал для воспитания" (1857 г.)

"Учитель" (1861 г.)

"Русский педагогический  вестник" (1857 г.) и др.

1861 год - освобождение  крестьян от крепостной зависимости.

 В ноябре 1855 года были  приняты новые правила поступления  и обучения в университетах,  где отменялись ограничения числа  поступающих в университеты. Однако  они не устроили студентов  и преподавателей. Студенты настаивали  на праве создания независимых  корпораций. В 1856 году восстановлен  Ученый комитет, который занялся  подготовкой новых школьных уставов.  На работу комитета повлияла  деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.

 В июне 1863 года утвержден  новый университетский устав.  Университеты получили более  широкую автономию, управление  университетом передавалось Советам  профессоров. Эти советы должны  были выбирать ректоров и новых  преподавателей. Были сокращены  полномочия университетских инспекторов,  попечителей учебных округов.  Ученым советам подготовлено  три проекта 1860, 1862 ,1864 гг., которые  легли в основу Устава средних  школ (1864 г.)

 Уставом отвергалась  классово-сословная дискриминация  обучения. Определяющим условием  для поступления в гимназии  становится имущественное положение.  Ученики были обязаны вносить  плату за обучение.

 От платы освобождались  дети малоимущих родителей (количество  освобожденных не могло превышать  10 % от общего числа учащихся). Предусматривалась выдача единовременных  пособий, стипендий особо отличившимся  ученикам. Устав объявлял о создании  гимназий классического и современного  образования с 7-ми летним курсом  обучения. Были узаконены три  типа средней школы:

# Классическая гимназия  с двумя древними языками

# Классическая гимназия  с латинским языком

# Реальная гимназия без  древних языков.

 Учреждался новый тип  неполного среднего образования  -

 Прогимназия с 4 летним  курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать:

# Закону Божьему

# истории

# географии

# русскому языку

# литературе

# математике, а так же

 в классических гимназиях:

# древние или современные  европейские языки

 в современных (реальных) гимназиях:

# естественные науки

# черчение.

 Устав предусматривал  преобразование части уездных  училищ в прогимназии, а другой  части в двухлетние приходские  начальные школы. В 1864 году  был принят Устав по начальному  образованию.

 Он предусматривал  сосуществование министерских, земских  и частных начальных школ. Устав  позволял создание общественных  инициативных комитетов по учреждению  начальных школ. Начальные школы  объявлялись открытыми для всех  социальных групп. В школах  предусматривалось укрепить религиозные  и нравственные понятия и дать  основу "полезного знания". Закон  Божий преподавал местный священник  или специальный учитель по  разрешению церкви. Остальные предметы  мог вести священник или светский  учитель, утвержденный Уездным  школьным советом. В него входили:  представители министерства просвещения,  священного синода, других правительственных школьных организаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбирал преподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете. Сюда входили: губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернского земского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства. Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытия учебных заведений, назначения оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860 гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские гимназии, отменить телесные наказания в школах.

 В России в конце  1850 гг. возникают воскресные школы,  школы для детей из народа, школы на новых педагогических  идеях и принципах. В числе  новых народных школах:

# Таврическое училище  (1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.

# Яснополянская школа  (1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,

 где использовали уважение  к личности, побуждение у него  интереса к знаниям.

 Д.А.Толстой министр  просвещения с 1866 по 1880 гг. был  главой Священного синода. Он  урезал автономию университетов,  стремясь установить жесткий  правительственный контроль над  университетами и другими учебными  заведениями. В 1871 - 1872 гг. вышли  два новых закона относительно  средних учебных заведений. В  соответствии с этими документами  в программу всех гимназий  включались древние языки. Министерство  определяло перечень разрешенных  учебных пособий, контролировало  всю деятельность преподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии. Тут получали  техническое образование юноши  из средних социальных слоев.  Далее они могли обучаться  в высших технических училищах.

 Произошли изменения,  послужившие толчком к развитию  женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.

 Новый устав начальных  школ (1871 г.) предусматривал усиление  контроля министерских инспекторов  в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских  школ находящихся в ведомстве  священного синода.

 Либеральный курс использовал  новый министр А.Сабуров (1880-1882гг.), но в 1882 году был назначен  новый министр, единомышленник  Толстого И.Д.Делянов (1882-1898 гг.), который начал репрессии против студенчества.

 Устав университетов  (1882 г.) окончательно лишил университеты  автономии, упразднил студенческую  свободу, а управление университетом  сосредоточилось в Министерстве  просвещения. В конце 1880 гг. усилились  требования студентов по поводу  автономии. Глава священного синода  К.П.Победоносцев был идеологом  дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классических гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение. Согласно циркуляру (1887 г.) оговаривалось, что следует предоставить обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям низов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).

 Заметно отличались  от государственных гимназий  некоторые частные средние учебные  заведения 80-х гг.:

 Школа под руководством  А.С.Грачевского.

Информация о работе История педагогики XIX века