В младшем отделении
шло совместное обучение мальчиков
и девочек; было организовано
трудовое обучение (швейное дело
для девочек; столярное дело
для мальчиков).
Женская гимназияВ.Я.Стоюнина.
Программа делилась
на 4 цикла:
# научные дисциплины
# иностранные языки
# искусство
# физическое воспитание.
Основная тяжесть занятий
падала на работу в классе,
домашние задания были сокращены,
в школе отсутствовала цифровая
система оценок знаний. Регулярно
организовывались экскурсии на
промышленные предприятия, в деревню.
Видным идеологом создания
церковно-приходских школ является
С.А.Рачинский.
Сторонники реформ
воспитания и образования не
были едины в своих взглядах.
Радикально настроенные разночинцы
превращали дискуссию о воспитании
и обучении в политическую полемику.
Развитие педагогической мысли в западных
странах.
В XIX веке завершается
формирование классической педагогики
Нового времени. Изучались цели,
содержание, методы обучения и
воспитания, методология педагогической
науки. Зарождались новые теории
социальной педагогики. Школа развивалась
при поступательном движении
экономики, развитии промышленности,
росте городов, все это требовало
новой системы образования. Масштабы
развития системы образования
определялись особенностями каждой
страны. В XIX веке остро проявились
противоречия между условиями
педагогической мысли, школьного
законодательства и системы образования.
Важная часть программы демократизации
школы была к концу века
оформлена законодательно, но эту
демократизацию еще только предстояло
осуществить на практике. Произошло
становление национальных школьных
систем. К концу столетия в
ведущих странах Западной Европы
и США были заложены законодательные
основы новой школы. В Германии
обращение к проблеме школы
стимулировалось борьбой за объединение
нации. В Англии школьная политика
претерпевала изменения в соответствии
с проведением государственного
курса. Во Франции ввиду высокой
социальной активности школьный
вопрос оказался в одной из
"горячих точек" государственной
политики. В США немаловажным
фактором создания демократических
школьных институтов явилось
поражение рабовладельческого Юга
в гражданской войне. С одной
стороны были проведены крупные
реформы, приведшие к созданию
общенациональных систем образования,
к ослаблению церкви на школу.
С другой стороны, значительная
часть населения Запада осталась
без какого-либо образования.
Эпоха Нового времени
знаменуется творчеством педагогов,
вошедших в плеяду классиков
науки о воспитании и образовании:
И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.
II. Классики Российской
педагогики.
Дмитрий Иванович Писарев
(1841 - 1868 гг.)
В статьях "О русском
педагогическом вестнике", "Школа
и жизнь","Педагогические софизмы"
и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении
ребенка и защите его прав. Был склонен
к идеям "свободного воспитания",
считал, что традиционная педагогика и
школа поощряют насилие над личностью
ребенка. Писарев отвергал профессионализацию
общеобразовательной школы, полагая, что
это мешает разглядеть действительный
смысл и задачи образования. Он считал,
что женщине должны быть открыты дороги
к образованию наравне с мужчиной.
В 1860 гг. на арену
педагогической мысли России
вышла группа методистов внесших
заметный вклад в формирование
процесса обучения в школе.
Это были:
# Николай Александрович
Корф
# Владимир Яковлевич Стоюнин
# Василий Иванович Водовозов
# Виктор Петрович Острогорский
# Николай Федорович Бунаков
и др.
Особая роль принадлежит
Л.Н.Толстому.
Лев Николаевич Толстой
(1829 - 1910 гг.)
В течение 1859 - 1862 гг.
Л.Н. Толстой заботится об учрежденной
им школе для крестьянских
детей, основывает филантропическое
общество народного образования.
Изучает опыт российской и
западноевропейской школы, ведет
педагогические исследования. В
1872-1874 гг. пишет учебники для начальной
школы, участвует в деятельности
Московского общества грамотности,
школ.
После поездки за
границу, размышляя о педагогическом
опыте Запада, Л.Н. Толстой обратился
к идеям "свободного воспитания"
Ж.-Ж. Руссо. В начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой
признавал целесообразным включать в
программу народной школы:
# письмо
# счет
# религию
# историю
# географию
# рисование
# пение
# черчение.
Позже он склоняется
к мысли о необходимости ограничить
программу народной школы: грамотой
и счетом. Главный пункт педагогической
концепции Л.Н. Толстого - идея "свободного
воспитания".
Свои взгляды он
изложил в журнале "Ясная
поляна". Он утверждал, что воспитание
есть, прежде всего, саморазвитие.
Задача воспитателя - оберегать
гармонию, которой обладает человек
от рождения. Учитель не должен
руководить нравственным воспитанием
учащихся: "Критерий педагогики
есть только один - свобода". Идеальная
школа, где свободное содружество,
где одни сообщают знания, а
другие воспринимают их.
Лучшая школа такая,
где детям предоставлена свобода
учиться или нет. Толстой видел "свободное
воспитание" не вне цивилизации, а, напротив,
в условиях общественной жизни. С начала
1870-х гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого
появляется диссонанс с идеями "свободного
воспитания". Он признает религию как
единственное и разумное воспитание.
Толстой выдвинул идею
учета особенностей ребенка и
его интересов. Л.Н.Толстой обогатил
дидактику наблюдениями и выводами, относящимися
к процессу сознательного и творческого
усвоения знаний, основанном на интересе.
Он разрабатывал методику рассказа и беседы
с учащимися. Попытку осуществить свои
педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял
в Яснополянской школе (1859 г.)
Эта школа основана
на идеях: любви к ребенку,
веры в их творческие способности,
отказа от давления на их
личность. Домашние задания тут
не задавались. Традиционные уроки
заменены образными художественными
рассказами учителя, индивидуальными
и коллективными творческими
сочинениями учащихся. Расписание
было, но его часто не соблюдали.
Ученик волен был не посещать
уроки. Порядок и программа
обучения согласовывались с детьми.
Преподавали:
# чтение
# писание
# каллиграфию
# грамматику
# священную историю
# русскую историю
# рисование
# черчение
# математику
# Закон Божий
# проводись беседы из
естественных наук.
Школа была бесплатной.
В ней было четыре учителя,
около 40 мальчиков и 5 девочек.
Занятия шли по утрам и вечерам
7-8 часов в виде свободных бесед.
Сам Толстой преподавал в старших
классах математику и историю.
Школа такой деятельностью добивалась
прекрасных результатов.
Николай Иванович Пирогов
(1810 - 1881 гг.)
Н.И. Пирогов родился
в семье чиновника. Закончил
медицинский факультет Московского
университета, был профессором в
Дерптском университете, Петербургской
медико-хирургической академии. Основатель
новой школы в хирургии, Пирогов
был одновременно крупным общественным,
педагогическим деятелем. В 1856 году
Н.И. Пирогов уходит из медико-хирургической
академии и получает пост попечителя
Одесского учебного округа, который
занимал в течение двух лет.
В том же году в "Морском
сборнике" появляется его статья
"Вопросы жизни", которая имела
значительный отклик в педагогических
кругах. В период с 1852 по 1861 гг.
Пирогов возглавляет Киевский
учебный округ. Он выступал
с критикой сословности в образовании,
догматических методов обучения,
предлагал систему: начальная
школа, прогимназия (реальная
и классическая), университет и
высшая специальная школа. Иными
словами:
# Начальная школа (2 года)
# Прогимназия: реальная (4
года), классическая (4 года)
# Гимназия: реальная (3 года),
классическая (3 года)
# Высшие учебные специальные
заведения
# Университеты
Н.И. Пирогов содействовал
работе педагогических советов
учебных заведений, принимал участие
в совершенствовании преподавания
иностранных языков; поощрял творчество
и самообразование учителей, уделял
много внимания повышению качества
преподавания в частных женских
школах-пансионатах; противодействовал
уменьшению автономии университетов.
Пирогов настаивал на либеральных
коллегиальных началах управления
учебными заведениями, был против
регламентации сверху.
В статье "Нужно ли
сечь детей?" возражал против
физических наказаний. Он усилил
подготовку учителей на местах,
организовал обмен опытом путем
создания "циркуляров", педагогических
журналов. Но он не смог противостоять
большинству чиновников.
В 1867 году Н.И. Пирогов
был отправлен в отставку, тем
самым была прервана его педагогическая
деятельность.
В статье "Вопросы
жизни" особое место занимает
идея самопознания посредством
воспитания (общечеловеческого воспитания).
"Мало кто осознано ставит перед собой
жизненные цели. Но каждый должен задать
себе вопрос, в чем смысл, призвание его
жизни. Ответ должно дать воспитание ....
Школа - проводник к распространению в
будущем поколении одних только известных
убеждений, взглядов ... Школа - рассадник
специалистов необходимых государству
для достижения обыденных целей ... Школа
служит для воспитания детей, для хлеба
- для этого отцы посылают детей в школу.
Учиться, образовываться, просвещаться
должны по мере сил и это должно стать
инстинктивной потребностью общества".
Идеал нравственного
воспитания видел в христианской
религии. Н.И. Пирогов выделял
два вида воспитания: общечеловеческое
и специальное. До определения
жизненного рубежа, когда обнаруживаются
склонности и призвания, все
люди должны пользоваться общечеловеческим
воспитанием, после наступает
специальное. Цель воспитания - научить
быть человеком. Это значит
научиться с ранних лет подчинять
материальные стороны духовной.
Главное - нравственное воспитание,
которое осуществляется в ходе
целостного педагогического воздействия
и при обучении. Нравственное
воспитание - осознание ребенком
окружающего мира и общественной
среды, превращение добрых инстинктов
в сознательную тягу к идеалам
добра и правды, формирование
характера и убеждений". Н.И.
Пирогов видел двойственность
человека в его социальной
и биологической природе. И
воспитание - единственный приемлемый
способ привести в гармонию
природное и общественное в
человеке. Он полагал, что общечеловеческое
воспитание должно быть согласовано
с идеей национального воспитания.
"Все мы ... можем сделаться через
воспитание настоящими людьми ...
нисколько не переставая быть
гражданином своего отечества".
Идея общечеловеческого
воспитания лежит в основе
взгляда Пирогова на принцип
школьной системы. Он был за
создание внесословного, бесплатного
и обязательного образования
на начальной его ступени. Такая
система должна сочетать общечеловеческое
воспитание и образование. Вершина
общечеловеческого воспитания - классицизм
в неогуманной форме (древние языки,
родной язык, история, математика). Предлагается
отказ от ранней специализации.
Двухлетняя начальная
школа предлагала традиционный
набор дисциплин:
# Закон Божий
# чтение
# письмо
# счет.
Обучение предполагалось
вести во все времена года,
широко использовать наглядность
и соединение обучения с ремесленным
трудом. Далее две ветви среднего
образования - реальная и классическая.
Каждая ветвь состоит из двух
звеньев: прогимназия и гимназия.
Срок обучения в реальной прогимназии
составлял четыре года. Преподавалось:
# Закон Божий
# русский язык
# алгебра
# арифметика
# геометрия
# два новых языка
# история
# география
# естествознание
# черчение.
Принимали без испытаний.
Выпускники могли продолжить
обучение в реальной гимназии,
классической прогимназии.
Классические прогимназии
состояли из четырех классов.
К программе реальной прогимназии
добавляли:
# древние языки. Эти
прогимназии готовили к поступлению
в классическую гимназию и
университет.
Реальная гимназия
предлагала выбор дисциплин сообразно
местным потребностям. Выпускники
могли идти в высшие технические
учебные заведения.
Классические гимназии
предлагали наибольшее число,
тщательно и глубоко изучаемых
предметов. Выпускники могли поступать
в университеты.
Пирогов выступал за
расширение женского образования,
но с применением ограничений
масштабов такого образования.
Он заявил о необходимости
реформ университетского образования.
Предполагалась подготовка педагогов,
профессуры, научных работников. Преподавание
в университете должно иметь
общечеловеческую направленность (быть
узкоспециализированным). Пирогов настаивал
на необходимости автономии университетов,
уменьшения платы за обучение,
семестровой системы обучения
и пр. "Воспитание позволяет
при решении роковых вопросов
самопознания созреть и окрепнуть
внутреннему человеку". Пирогов
представляет либерально-буржуазное
направление, но укрепил революционно-демократическое
направление.
Константин Дмитриевич Ушинский