История редактирования в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В Советский период редакторская подготовка приобретает системность, которая во многом обусловлена контролем государства, идеологическим контролем. Если до революции редактора были энтузиасты – самоучки из среды литераторов, то в советский период редактор – это профессионал издательского дела. Во многом это обусловлено ростом тиражей и типов изданий, а так же повышением уровня образованности читателя.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3
Глава 1 Общая характеристика книгоиздания………………………………………………………4-10
Глава 2 Опыт редакционно-издательской деятельности М. Горького,
В. Брюсова. ………………………………………………………..11-17
Глава 3 Редакторская подготовка художественной литературы..12-23
Заключение…………………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………....3

 Глава 1 Общая характеристика книгоиздания………………………………………………………4-10

Глава 2 Опыт редакционно-издательской деятельности М. Горького,

В. Брюсова. ………………………………………………………..11-17

Глава 3 Редакторская подготовка художественной литературы..12-23

Заключение…………………………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

В  Советский период редакторская подготовка приобретает системность, которая во многом обусловлена контролем  государства, идеологическим контролем. Если до революции редактора были энтузиасты – самоучки из среды литераторов, то в советский период редактор – это профессионал издательского дела. Во многом это обусловлено ростом тиражей и типов изданий, а так же повышением уровня образованности  читателя. В условиях новой экономики и политики во многом опыт советских редакторов не используется в современном издательском деле. В данной работе рассматриваются общие тенденции книгоиздания в советский период, а так же принципы редактирования в зависимости от типа издания и редакторский опыт известных литературных деятелей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1 Общая характеристика книгоиздания

C приходом к власти большевиков во всех отраслях промышленности наметилась тенденция к централизации и государственной монополии. Не стало исключением и издательское дело.  Уже в январе 1918 года был создан Революционный трибунал печати, который имел право налагать на издателей штрафные санкции, вплоть до конфискации типографий (в Москве было закрыто по политическим мотивам около 150 газет за 1917-18 годы).

Декрет правительства о Государственном издательстве, от 29 декабря 1917 года – это первым шаг к созданию новой централизованной издательской системы. Согласно этому документу издательства при Наркоматах и учреждениях выступали как органы государственной власти. Вторым - положение о "Государственном издательстве", утвержденное ВЦИК 20 мая 1919 года. На Госиздат возлагались функции контроля за другими издательствами (тематическое планирование, финансирование) и др., распределение заказов на типографские работы и лимитов на бумагу, предоставлялось право ограничивать наркоматы и ведомства в части выпуска специальной литературы.

В дальнейшем Госиздат превращается в мощную государственную книгоиздательскую систему, включающую в себя 50 местных отделений. В 20-е годы она выпускала до 60-70% всей печатной продукции. С переходом к нэпу, с введением в конце 1921 года платности произведений печати и заменой принципа распределения принципом свободной торговли, функционировало и возникло вновь много новых издательств, в том числе кооперативных, акционерных, частных. В 1923 году их количество составляло 30% общего числа издательств, а в 1924 году - 39%. Удельный вес их издательской продукции в общем ее объеме был невелик - примерно 7%. Однако в выпуске художественной литературы она составляла треть всего ассортимента. Государство сохраняло за собой монопольное право в книгоиздательском деле. Так, еще в декабре 1921 года Наркомпрос, которому подчинялся Госиздат, принимает "План хозяйственной организации Госиздата", в котором эта структура рассматривается в статусе главного управления по делам печати.

Еще одним этапом формирования советской издательской системы  было образование в 1924 году Центрального издательства народов СССР (Центроиздат), которое сыграло определенную роль в становлении и развитии национальных издательств. Издательство выпускало литературу на 50 языках народов и народностей страны, на 12 языках -газеты и журналы, наглядные пособия для национальных школ. Издательство представляло собой также методический центр планирования и подготовки кадров редакционно-издательских работников, что способствовало развитию такой специализации, так редактор-переводчик, редактор, работающий над переводами с языка оригинала.

В начале становления советской  книгоиздательской системы наиболее заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников. Это стало следствием комплекса проблем, с которым столкнулись издатели начала прошлого века, а именно: борьба с неграмотностью, расширение читательского адреса, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т.д. Показательна, например, в этом отношении, работа в качестве одного из первых руководителей Госиздата О.Ю. Шмидта. Еще руководя Главком профессионально-технических школ и высших учебных заведений Наркомпроса, он обращает внимание на практику издания научной литературы и учебников для вузов. По его инициативе при Госиздате создается  единая Научная коллегию для устранения дублирования и параллелизма при редактировании и выпуске произведений научной, учебной, производственно-технической литературы.

О.Ю. Шмидт, по сути дела, предпринял первую попытку теоретически и практически  обосновать экономические основы советского книгоиздательства. Он, например, не считал, что Госиздат должен быть непременно монополистом, поскольку и частные, и кооперативные издательства могут  и должны выполнять часть общекультурных задач. Отстаивая развитие издательской сети, О.Ю. Шмидт утверждал, что монополизм, в отсутствие конкуренции, не выгоден государству и экономически. Он так же выступал за объединение издательств и типографии в единый кластер, что решало бы многие вопросы при выпуске книжной продукции.

Глава Госиздата не оставлял вне поля зрения и такой вопрос, как вооруженность труда редактора (особенно библиографическими и справочными  пособиями и материалами). Согласно его распоряжению создавались картотеки на произведения русских классиков.  В них записывались  существующие данные об изданиях автора, планируемые работы в соответствии с подготовкой разных видов изданий, этапы редакционно-издательской подготовки.

За рациональное использование  более гибких организационных издательских форм (при доминирующей централизации  издательского дела) выступал и первый руководитель Госиздата В.В. Воровский. Он также считал целесообразным сотрудничество с кооперативными, ведомственными и  частными издательствами. Однако в  дальнейшем развитие советской книгоиздательской  системы все в большей степени  подчинялось авторитарным решениям, принимаемым иногда отнюдь не с точки  зрения интересов дела, а по конъюнктурным  политическим соображениям. Отсюда - многочисленные реорганизационные ситуации, не всегда продуманные перестройки, использование метода проб и ошибок, о чем свидетельствует отечественная история книгоиздания советского периода.

Все это не могло не сказаться  и на чисто творческой стороне  редакторской деятельности - на формировании методологической базы редактирования, подходов и методов анализа и  редакторской оценки и выборе для  нее установочных ориентиров.

В разные конкретно-исторические отрезки времени редактирование приобретало лишь свойственные данному  периоду черты, позже утрачивая  или обогащая их. Однако все это  происходило под растущим и ужесточающимся контролем государства, не только осуществляющим политику в области литературы и искусства, но и постепенно формирующим жесткую идеологическую парадигму, рамки которой ограничивали литературное дело и сам литературный процесс.

С точки зрения государственной  политики в сфере книгоиздания в первые годы  существования Советского государства важными показателями, влияющими на редакционно-издательскую деятельность, стали поставленные государством задачи приобщения нового массового читателя (рабочего и крестьянина) к чтению и повышению уровня образованности, формирование определенного мировоззрения. Указанные общественные установки служили основными ориентирами при выпуски продукции. Основной упор делался на массовые издания, выходившие миллионными тиражами. Подобные издания имели сильнейший пропагандистский оттенок.  Массовая книга стала доминантой во всех типах издательской продукции.

В 20-ые годы в основном выпускали брошюры объемом, не превышающим 16-32 страницы, хотя постепенно намечается тенденция к замене их традиционной книгой. Брошюра стала новым видом издания для нашей страны, что немного тормозило выпуск такого типа книг, как технические так и экономические.

Характерна в этом отношении  программа, предложенная на конференции, которая состоялась в феврале 1925 года и касалась вопросов создания и распространения книг для самого массового читателя - крестьянина. Для  улучшения распространения такой  книги программа предлагала отказаться от практики использования частных  контрагентов (поскольку книги часто "застревали" в губернских и  уездных городах); установить непосредственные связи торговых аппаратов издательств  с избами-читальнями, школами, кооперативными организациями; улучшить пропаганду книги. На конференции был решен вопрос об удешевлении книги, что облегчало её доступность для низших слоев населения.

 Помимо организационных  и экономических вопросов, постепенно систематизировались и принципы оформления книги.  В книге для массового читателя, шрифт должен быть четким, крупным, не менее цицеро. Корпус, а тем более боргез и петит допустимы только в редких случаях. Ширина набора до в 6,5 квадратов . Соответственно высота набора должна быть 8 квадратов .Массовые книги снабжали большим количеством иллюстраций.

Получают свою оценку лингво-стилистические и композиционные средства. Массовая литература пишется языком, близким к разговорному.  Редакатора того времени старались доступно объяснить новые и иностранные слова. Разбивали текст на абзацы, для улучшения восприятие, использовали лозунги. С той же целью округляли цифры.

По мере ликвидации неграмотности (в 1920 году процент грамотных в  возрасте 9-49 лет составлял 44,1, в 1926 - 56,6, в 1939 году - 87,4) и роста уровня профессионального образования  в значительной мере меняются и редакционно-издательские задачи. Постепенно теряет свое значение ориентировка на полуграмотного читателя, на первый план выдвигается разработка адекватных видов и типов изданий. Начало этого процесса наблюдается  уже в 20-е годы. Так если в 1920 году брошюры составляли 55,9% всей книжной  продукции, то в 1921 году -47,4% . В дальнейшем потребность в видотипологическом разнообразии издательского репертуара значительно увеличивается.

Особенно заметной эта  проблема становится в области издания  нехудожественной литературы. В постановлении  ЦК ВКП(б) от 28 декабря 1928 года "Об обслуживании книгой массового читателя" указывается на необходимость увеличения выпуска массовой производственной литературы, способствующей повышению уровня технических знаний рабочих и крестьян. Этой цели призваны были служить производственные пособия, учебники и справочники. Более широкой профессиональной постановкой вопроса отличалось постановление ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 года "Об издательской работе". В нем было сформулировано положение о соответствии типа книги, ее содержания и языка целевому назначению, уровню и потребностям различных групп читателей, которым она призвана была служить. Данное положение ставило перед редактором задачи предъявления адекватных требований к произведениям литературы, обоснования связи целевого назначения и качества различных компонентов произведения. Редактор получает управляющие функции по отношению к труду автора. Причем сам он действует не столько исходя из собственных знаний, сколько опираясь на решения, постановления, указы государственных и партийных органов.

Появилась своеобразная цепочка: "новый читатель - новый производственный материал - автор".  Советский редактор столкнулся с  очень своеобразной проблемой: авторы-специалисты далеко не всегда могли писать понятным для читателей языком. С другой стороны, неспециалисты-популяризаторы часто прибегали к слишком упрощенному изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность, что в свою очередь снижало читательский интерес. Поэтому, как писал журнал "Красная печать", издательства "ставят себе цель создать не только новую книгу, но и нового автора" .

Эта работа растянулась на долгое время, и постепенно сформировался  корпус редакторов и авторские активы различных издательств. За годы Советской  власти накоплен огромный опыт подготовки и выпуска в свет классиков  мировой и отечественной литературы и искусства, научного, учебного, справочно-энциклопедического книгоиздания.

С 1918 по 1986 годы в стране было выпущено свыше 381 тыс. изданий художественной литературы (включая детскую) общим  тиражом более 21 млрд экз., 335,8 тыс. изданий по естественным наукам тиражом 7,3 млрд экз.; 142, 3 тыс. изданий детской литературы тиражом 12,5 млрд экз. Только за 1940-1986 годы выпуск в стране учебной литературы составил 359 тыс. изданий тиражом 13,3 млрд экз. Были созданы основы национального книгоиздания народов, входящих в состав СССР. За 1928-1986 годы было выпущено 3,4 млн изданий общим тиражом 62 млрд экз. на языках народов страны.

Значительный размах получила система издательств. Основными  тенденциями ее развития были укрупнение книгоиздательских предприятий  и их специализация. В 1986 году в стране насчитывалось более 225 издательств  и значительное количество издающих организаций. Сложилась и довольно четкая иерархическая структура  книгоиздательской сети. Она охватывала все звенья книгоиздания, включая  универсальные и специализированные на определенной тематике выпуска книгоиздательские  предприятия разной подчиненности.

Верхушкой книгоиздательской системы представляли центральные книгоиздательства, подчиненные или непосредственно Госкомиздату СССР ("Высшая школа", "Мысль", "Советская энциклопедия", "Экономика", "Машиностроение", "Медицина", "Недра" и др.), или общественным организациям и ведомствам. Например, "Правда" - издательство ЦК КПСС, "Известия" - Президиума Верховного Совета СССР, "Наука" - Академии наук СССР, "Воениздат" - Министерства обороны СССР, "Советский писатель" - Союза писателей СССР, издательство ЦК ДОСААФ и т.д.

Второй уровень  - республиканские издательства. В РСФСР - "Детская литература", "Просвещение", "Современник", "Россельхозиздат"; на Украине - "Веселка" ("Paдуга"), "Каменяр" ("Каменщик"), "Здоровья" ("Здоровье"), "Карпаты", в Белоруссии - "Полымя" ("Пламя"), "Юнацтва" ("Юность") и др., в Казахстане - "Мектеп" ("Школа"), "Кайнар" ("Родник"), в Грузии - "Ганатлеба" ("Просвещение"), "Мецниереба" ("Наука"), "Сабчота Аджара" ("Советская Аджария"), "Хеловнеба" ("Искусство") и т.д.

В России существовали еще  два уровня книгоиздательской системы. Это - межобластные и местные издательства. Первые - были подведомственны Госкомиздату РСФСР и представлены, главным образом, универсальными издательствами, выпускающими издания массово-политической, научной, научно-популярной, учебной, справочной, производственной, художественной и детской литературы. К ним относились, в частности, Алтайское, Волго-Вятское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное и другие книжные издательства.

Информация о работе История редактирования в СССР