Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:32, курсовая работа
Со времен глубочайшей древности Индия привлекала к себе внимание других народов. В их воображении страна с ее роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия и неисчислимые сокровища, казалась земным раем, полным таинственных чудес. Еще в эпоху, о которой сохранились в истории одни лишь смутные сведения, сюда проникли арийцы, впоследствии принявшие название индусов (что значит «синий», «смуглый»), и, постепенно покорив черных аборигенов страны, выработали здесь в течение тысячелетий свою своеобразную цивилизацию.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Жизнь Сакиа-муни до открытия им основ его учения………………..6
Детство и воспитание. Вступление в брак………………………………6
Нравственный кризис. Сакие-муни отшельник………………………….8
Глава II. Сущность учения Сакиа-муни………………………………………..13
2.1. Сходные черты учения Сакиа-муни и брахманов………………………13
2.2. Догматическая часть его учения: 4 истины о страдании и избавлении от
них. Нирвана. 10 цепей………………………………………………………….14
2.3. Закон непостоянства. Закон воздаяний и справедливости……………..15
2.4. Мораль или аскетика учения. 10 нравственных правил………………..18
Глава III. Распространение учения Сакиа-муни……………………………….20
3.1. Учительская деятельность………………………………………………..20
3.2. Успех учения………………………………………………………………21
3.3. Правила приема и общежития. Образ жизни Сакиа-муни и его учеников………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Жизнь Сакиа-муни до открытия им основ его учения………………..6
Глава II. Сущность учения Сакиа-муни………………………………………..13
2.1. Сходные черты
учения Сакиа-муни и брахманов…
2.2. Догматическая часть его учения: 4 истины о страдании и избавлении от
них. Нирвана. 10 цепей………………………………………………………….14
2.3. Закон непостоянства.
Закон воздаяний и
2.4. Мораль или аскетика учения. 10 нравственных правил………………..18
Глава III. Распространение учения Сакиа-муни……………………………….20
3.1. Учительская
деятельность………………………………………………
3.2. Успех учения………………………………………………
3.3. Правила приема
и общежития. Образ жизни
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
«Подобно прекрасному цветку, поражающему блеском своей окраски, но не
имеющему благоухания, красивые слова человека, не поступающего согласно с ними, не приносят плода»
Будда
Со времен глубочайшей древности Индия привлекала к себе внимание других народов. В их воображении страна с ее роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия и неисчислимые сокровища, казалась земным раем, полным таинственных чудес. Еще в эпоху, о которой сохранились в истории одни лишь смутные сведения, сюда проникли арийцы, впоследствии принявшие название индусов (что значит «синий», «смуглый»), и, постепенно покорив черных аборигенов страны, выработали здесь в течение тысячелетий свою своеобразную цивилизацию.
Социальный и политический быт Индии до Сакиа-муни можно проследить благодаря по двум памятникам культуры, таким как кодекс законов под названием «Законы Ману», включающим постановления, определившие и установившие все отношения религиозной, политической и общественной жизни индусов, и «Веды», представляющие собой произведения целых веков и поколений.
Первоначальной единицей общества была семья, которая была неделима и находилась под абсолютной властью отца.
По Ману, происхождение варн и их обязанности объясняются следующим образом: брахманы были созданы из уст Брахмы, верховного существа, кшатрии — из его рук, вайшьи — из лядвей (бедер), судры — из ног2; сообразно этому происхождению, обязанности брахмана заключались в проповеди священного слова и его прирожденными нравственными качествами были умеренность, непорочность, терпение, мудрость; обязанности кшатрия заключались в охранении общества, и им присвоены были слава, отвага, великодушие и добрая нравственность; обязанности вайшьи
— в произведении жизненных продуктов и шудры — в служении трем высшим варнам. Члены трех первых варн назывались дважды рожденными, потому что при достижении юношеского возраста над ними совершался торжественный обряд принятия и посвящения, что считалось вторым рождением. Посвящение состояло в торжественном возложении священного шнура, отличительного признака высших варн. Этот шнур надевался через левое плечо поперек груди. У шудр подобного шнура не было. Брахманы носили шнур хлопчатобумажный, кшатрии — сделанный из волокон конопли, и вайшьи — шерстяной. Таким образом, мы видим, что, по законам Ману, не только власть и уважение, но даже сами добродетели распределены между людьми неровно и являются привилегией двух высших варн; мы видим, что самые возвышенные из добродетелей представляют неотъемлемую собственность брахманов, самые блестящие из них принадлежат кшатриям; что же касается низших варн, то они, собственно говоря, не обладают добродетелями, а только обложены повинностями — вайшьи должны обрабатывать землю и ходить за скотом или промышлять, шудры же — исключительно служить высшим варнам. Впрочем, вайшьи имели и более возвышенные обязанности — благотворительность, приношение жертв, чтение священных книг; у шудр же, низведенных на последнюю степень унижения, не было даже и этих обязанностей.1
Чтобы дать понятие о городах и городской жизни того времени, можно привести здесь поэтическое описание одного из таких городов: №Три широкие, всегда чисто содержимые улицы, выровненные по шнурку, тянулись во всю его длину. Дома, построенные один возле другого, окружались светлыми дворами, длинными колоннадами и великолепными террасами. Над домами горожан, подобно горным вершинам, возвышались куполы дворцов. В разных местах города виднелись площади, парки с прудами и прекрасные сады. Высокие насыпи и глубокие рвы окружали его отовсюду. В его стенах, обложенных разноцветными камнями, наподобие шахматной доски, сделаны были крепкие ворота с прочными запорами. На гребне стен стояли лучники на страже "у смертоносного оружия". Улицы города были полны движения: по ним постоянно ходили и ездили множество чужеземцев, купцы со слонами, послы иностранных государств. Из домов неслись звуки флейт, тамбуринов и стройного пения».
Религия индусов представляла собой идеалистический пантеизм и отличалась крайним мистицизмом.
В начале V века до Р. Х. в Индии появилась новая философско-теологическая доктрина, выделившаяся из брахманизма, - это доктрина Сиддхарти Гаутамы, известного более под названием Сакиа-муни (что значит мудрец из рода Сакиев или Будды – наименование, данное ему впоследствии его восторженными последователями и означающее человека, превосходящего всех остальных людей своими умственными, нравственными и даже физическими качествами.
Объектом данной контрольно-курсовой работы является Гаутама Будда (Сакиа-муни).
Предмет исследования – его жизнь и деятельность.
Цель контрольно-курсовой работы – изучить жизнь и деятельность Гаутамы Будды.
Для достижения
цели были поставлены
- рассмотреть жизнь Сакиа-муни до открытия им основ его учения;
- проанализировать сущность учения Будды;
- раскрыть сущность его учительской деятельности;
- выявить последние события из жизни гаутамы;
Данная контрольно-курсовая работа состоит из введения, Главы I «Жизнь Сакиа-муни до открытия им основ его учения», Главы II «Сущность учения Сакиа-муни», Главы III «Распространение учения Сакиа-муни», заключения и списка литературы.
Глава I. Жизнь Сакиа-муни до открытия им основ его учения
Приступая к изложению учения великого философа Индии, необходимо предпослать этому изложению краткий очерк его жизни до отречения от земных благ, чтобы понять, во-первых, его положение в Индии, образ жизни, и во-вторых, выявить причины принятого им решения отказаться от этого.
На северо-западе от царства Кошала, между непальскими предгорьями Гималаев и средним течением реки Рапти, на восточном берегу незначительной речки Рохини, притока реки Рапти, находилось небольшое царство Капилавасту с главным городом того же имени. Оно лежало на плодородной равнине, орошаемой бесчисленными речками и потоками, стекавшими с вершин Гималаев.
Этим незначительным царством владел род Сакиев, еще в древние времена эмигрировавший сюда с дельты Инда.
Во второй половине VI века до Рождества Христова в этом благословенном уголке земного шара правил славившийся своею справедливостью царь Шуддходана.
Первая, главная жена Шуддходаны обладала необыкновенной красотой и выдающимися нравственными и умственными качествами. За красоту ее прозвали Майя, что значит "призрак", "иллюзия".
В 623 году до Рождества Христова у Майи родился сын, ребенку дали имя Сарватисиддхартха, сокращенно Сиддхартха, что значит "совершенный во всех вещах".
При его рождении, разумеется сопровождавшемся различного рода чудесами, на изобретение которых не поскупилась фантазия буддистов, один отшельник, по имени Асита, предсказал, что новорожденному предстоит в будущем высокая судьба быть властелином всего мира, если он изберет светскую жизнь, или "совершенным, великим" Буддой, если он отречется от мира. Предсказание это Асита сделал на основании найденных им на теле новорожденного 32 главных знаков и 80 второстепенных, характеризующих, по народным воззрениям, великого человека.
Предсказание Аситы произвело сильное впечатление на родителей Сиддхартхи и послужило источником тревог и беспокойства для честолюбивой души Шуддходаны.
Мать Сиддхартхи умерла через семь дней после рождения сына.
О детстве Сиддхартхи сохранились подчас сказочные сведения. Как сообщает одна древняя летопись, детские годы мальчика прошли среди приволья родных полей, где он часто отдавался ранним размышлениям под тенью душистого дерева "джамбу", и, конечно, в то же время он был скружен той сказочной роскошью, о которой теперь трудно составить себе и представление. В другой летописи говорится, что мальчик отличался кротким, добрым и задумчивым характером и унаследовал от матери ее физическую красоту.2
Когда минул детский возраст, молодого царевича стали обучать различным искусствам и наукам; он быстро усваивал все, чему его учили, и вообще обнаружил блестящие способности как к умственным, так и физическим упражнениям. Отец отделил ему часть своих владений, окружил его блистательным двором и построил для него три великолепных дворца, по числу трех сезонов климатического года Индии — летнего, зимнего и осеннего. Сиддхартха жил в этих дворцах в обществе своих сверстников, сыновей знатнейших фамилий страны.
Когда Сиддхартхе исполнилось шестнадцать лет, отец решил женить его и выбрал ему в супруги дочь удельного сакийского князя Сопрабудхи. Но прежде чем сделаться супругом прекрасной Яшодхиры, царевич должен был, по древнему арийскому обычаю, выдержать .состязание на турнире со всеми претендентами на руку Яшодхиры.
Состязание это обыкновенно состояло в стрельбе из лука, в плавании, верховой езде и других гимнастических упражнениях, требующих ловкости и силы.
Царевич вышел победителем из этого состязания.
Кроме Яшодхиры, у Сиддхартхи впоследствии были еще две жены и несколько наложниц из бывших при его дворе девушек — танцовщиц и музыкантш. Окруженный любящими женами и преданными придворными, Сиддхар-тха прожил в своих роскошных дворцах, предаваясь всевозможным удовольствиям и наслаждениям, до 29-летнего возраста.
1.2 Нравственный кризис. Сакиа-муни отшельник
На 29-м году жизни в царевиче произошел резкий нравственный перелом, в силу которого он решил оставить прежний образ жизни и отдаться новому.
Когда совершился в нем этот нравственный кризис и какие причины побудили его принять это решение, достоверно решить нельзя. Буддийские легенды объясняют это решение так: царь Шуддходана, боясь, чтобы царевич действительно не сделался отшельником, как предсказал ему Асита, старался держать сына вдали от всего, что могло бы внушить ему мысль о несчастиях и бедствиях, наполняющих этот мир, и царевич до 29 лет прожил в полнейшем неведении о зле и печали, о смерти и страданиях и даже о старости и болезнях. Но вот, прогуливаясь однажды в сопровождении своего верного слуги Чандаки в садах, окружавших его дворцы, он случайно встретил согбенного бременем лет старика, худого, с выступающими наружу жилами, с выпавшими зубами, все члены старика дрожали, и от слабости он едва мог говорить.
Пораженный никогда не виданным до сих пор зрелищем, Сиддхартха с удивлением спросил Чандаку, что это за странное существо? Чандака ответил ему, что это старик... "Что же, он и родился в таком виде, и такое состояние есть принадлежность его рода?" — продолжал спрашивать царевич. "Нет, — отвечал Чандака, — когда-то и он был так же юн и цветущ, как и ты!"
Царевич, все более и более удивляясь, продолжал задавать вопросы. "Существуют ли еще подобные люди и каким образом они доходят до такого жалкого положения?" — говорил он. Чандака отвечал, что таких людей очень много и что таков порядок вещей, что люди стареют и дряхлеют, если не умирают молодыми. "Так же и я, Чандака?" — спросил в заключение царевич. "И ты, господин", — ответил ему слуга. Эта встреча произвела на Сиддхартху сильное впечатление, вся красота окружающей его природы потеряла для него всякое значение, и, погруженный в глубокое и печальное размышление, он возвратился домой. Не успело заглохнуть в душе Сиддхартхи впечатление первой встречи, как вторая, случившаяся также во время прогулки, еще более открыла глаза царевичу на так тщательно скрываемую от него мрачную сторону человеческой жизни. Он увидел человека, больного проказой, все тело несчастного было покрыто язвами и ранами, а в скором времени после этой встречи он увидал похоронное шествие. Когда ему объяснили значение и этих непонятных для него явлений болезни и смерти и сказали ему, что болезнь и смерть есть удел каждого человека и не щадят никого, он воскликнул: "О горе, чему же служат царский блеск, роскошь и удовольствия, если они не могут предохранить человека ни от старости, ни от болезни, ни от смерти?! Как несчастны люди! Неужели нет никакого средства прекратить навсегда страдание и смерть?" Одним словом, эти три случая открыли глаза царевичу и произвели на него глубокое впечатление. Он увидел, что в этом лучшем из миров не все так прекрасно, как ему казалось до сих пор. Он убедился в ничтожестве удовольствий молодости и утех жизни, обманчивых и скоропреходящих, он увидел суетность всех забав и наслаждений, которым он так страстно предавался, и покинул их. Он стал размышлять о зле, наполняющем мир, о несчастной судьбе человека, подверженного болезням, старости и смерти. Все его помыслы были устремлены к решению вопроса, как избавить мир от зла, и, наконец, четвертый случай — встреча с покинувшим все земные блага отшельником, поразившим его достоинством, сосредоточенным спокойствием своего вида, указал ему путь, по которому, как он думал, всего легче возможно было достичь решения мучивших его вопросов.