Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:06, контрольная работа
История российского флота – это история становления и развития российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад Военно-морской флот стал объектом гордости многих поколений россиян.
Введение…………………………………………………………………………...2
Первый военный корабль, построенный в России……………………………...3
Начало русского военно-морского флота……………………………………….5
Создание азовского флота………………………………………………………10
Два флота Петра I: технологические возможности России…………………...12
Вторая «азовская» программа строительства флота…………………………..17
Причины гибели флота………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Первый военный корабль,
построенный в России…………………………
Начало русского военно-морского флота……………………………………….5
Создание азовского флота………………………………………………………10
Два флота Петра I: технологические возможности России…………………...12
Вторая «азовская» программа
строительства флота………………………….
Причины гибели флота………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………
Введение
История российского
флота – это история становлени
В 1696 году впервые под Азовом явился русский флот и сразу стал активной боевой силой XVII век памятен в истории флотов кровопролитными войнами и замечательной победою науки над вековыми преданиями, служившими доселе почти единственным законом, как в искусстве кораблестроения, так и мореплавания, а также вступлением России в число мореходных держав. Дух предприимчивости, руководивший всеми народами, побуждал к мореплаванию и обитателей России с ранних лет ее существования. Раздробление Руси на уделы, разъединившее интересы, затем вторжение монголов не только препятствовали государству развивать попытки к мореходству на Балтийском море, но и были причиной почти окончательного их прекращения.
Гений Петра проложил путь к возрождению утраченного и это был первый шаг к громадным усилиям. Ведь в России фактически не было опыта, как в других странах. Она должна была освоить новое дело, требовавшее особого глубокого изучения. Таким образом, стремление страны к морю начало пробуждаться только с созданием военного флота.
В последние годы возрос интерес и устойчивый читательский спрос на литературные издания данной тематики. Но информация по данной теме рассредоточена по довольно широкому кругу источников.
В данном пособии освещены вехи истории создания Азовского петровского флота, дан анализ причин его гибели. Пособие составлено по материалам краеведческого фонда нашей библиотеки и рассчитано на студентов и школьников.
Первый военный корабль, построенный в России
Нужно отметить, что еще до Петра I в России делались попытки к освоению кораблестроения. В 1634 г. шлезвиг-голштинский герцог Фридрих III, желая завести у себя прибыльную торговлю персидским шелком, обратился к московскому царю Михаилу Федоровичу с просьбой разрешить ему провоз товаров по русским владениям.
В 1667 г. возник вопрос о создании на Волге военного флота в целях борьбы с разбоями как на самой реке, так и особенно на Каспийском море. Местом постройки корабля было избрано село Дединово на реке Оке.
19 июня 1667 г. царем Алексеем Михайловичем издана грамота о постройке первого русского военного флота:
«Великой Государь, Царь и Великий Князь Алексей Mихайлович всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержец, указал для посылки из Астрахани на Хвалынское море делать корабли военные в Коломенском уезде в селе Дединове, и то корабельное дело ведать в приказе Новгородские чети боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину, да думным дьякам: Герасиму Дохтурову, да Лукьяну Голосову, да дьяку Ефиму Юрьеву».
По отзыву современников-иностранцев,
боярин Ордин-Нащокин был «самый
образованный и передовой человек
своего времени» при русском дворе,
показавший себя выдающимся полководцем
и отличным дипломатом. Он заведывал посольским
приказом, ведавшим внешней политикой
Mocковского государства. Все это говорит
о важном значении, которое придавалось
правительством делу военного кораблестроения.
Нащокин начал с того,
что при посредстве проживавшего
в Москве «голландского гостя» (так
назывались в то время купцы) Фана
Сведина выписал из-за границы
корабельных мастеров, а также
получил оттуда мореходные инструменты
и припасы, необходимые для кораблевождени
Сам же Фан Сведин был направлен в Антверпен, Амстердам и Лондон с широкими полномочиями и грамотами царя и привез оттуда в Москву 25 корабельных мастеров. Боярину Нащокину пришлось столкнуться с большими трудностями при выполнении порученного ему дела, так как не было ни самых простых приспособлений, необходимых при постройке морских кораблей, ни нужных для этого материалов. Не было даже простых железных гвоздей, а также железа, леса и т. д., не было и плотников «до корабельного дела охочих», а самое главное – очень многие не понимали еще тогда всей важности предпринятого государственного дела.
Первый русский литейный и кузнечный завод Марселиса, которому была поручена отливка медных блоков, отковка гвоздей и заготовка железа, ответил, что сделать все это он не может, так как «прежде таких не делали».
Пушкарский приказ (нечто вроде Главного артиллерийского управления), к которому Нащокин обратился с теми же заказами, сообщил, что необходимых предметов у него нет, «а которые канаты и блоки есть, то те надобны к подъему большого Успенского колокола и с году не будут; а подъемов, нет и послать к корабельному делу нечёво».
Коломенский епископ, в вотчине которого были выбраны необходимые и умелые плотники, а также канатные и бичевные мастера, после неоднократных напоминаний прислал вместо 32 человек только 8 и то из числа тех, кто был похуже, а на новую царскую грамоту, уже после начала работ ответил, что «по христовой евангельской заповеди еже ей-ей вправду, что к государеву корабельному делу охочих плотников вовсе нет». Рязанский и. Муромский архиепископ Илларион, в вотчине которого был найден нужный корабельный лес и которому была послана царская грамота о рубке его, отписал, что «лес-де плох будет, да и рубить его некому».
В довершение всего, назначенные для ведения расчетов два дьяка оказались отъявленными взяточниками, а присланные на их смену два других ограбили царскую казну и сбежали из Дединова.
При таких условиях даже такой человек, как Нащокин, не выдержал и через 2 года, оклеветанный многочисленными завистниками и недоброжелателями, бросил порученное ему корабельное дело и ушел в монастырь, откуда с горечью написал царю письмо, которое начиналось так:
«На Москве, государь, рядят о государственных делах - ей дурно», а заканчивалось так: «А думные дьяки посольского приказа занимаются хитростями и кружечными делами», т. е. мошенничеством и пьянством.
Несмотря, однако, на все препятствия, голландские мастера, начав работы в 1667 г., уже 26 мая 1668 г. спустили на воду один большой корабль, яхту и два шлюпа, а к осени того же года корабль был окончательно отделан и оснащен. Корабль этот получил название «Орел». Это было большое, по тогдашнему времени, двухпалубное судно длиною 25 метров, шириною 6,4 метра и с осадкой 1,5 метра. Корабль имел 3 мачты.
7 мая 1669 г. вся небольшая
эскадра из 4 судов вышла из
Дединова, направляясь в Астрахань.
Один из участников этого
«Когда эскадра шла по реке Волге, то приволжские жители целыми толпами собирались поглядеть на невиданное зрелище и даже губернатор и архиепископ (казанские) приехали на корабль наш и смотрели его с великим удивлением и говорили нам, что они не видали преж сего судна, таким изрядным строением совершенного». В августе эскадра прибыла в Астрахань, где и зазимовала. В 1670 г. Астрахань была взята Степаном Разиным, который сжег корабль «Орел» вместе с другими судами эскадры за то, что экипажи их поддерживали правительственные войска.
Начало русского военно-морского флота
Московское государство в XVII веке, в сравнении с западно-европейскими государствами, было экономически и политически отсталым.
Оторванность нашей страны от морских побережий являлась одной из причин ее отсталости. По выражению Карла Маркса, «...ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого. Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья»
Единственное море, которое принадлежало России до Петра I, было Белое море. До конца XVII века Россия не имела своего флота, если не считать «чаек», на которых запорожцы по Днепру доходили до Черного моря.
Торговля с заграницей производилась только на иностранных судах, что было крайне невыгодно для России. Петр направил все свои усилия к тому, чтобы прочно закрепить за Россией морское побережье, а для этого нужен был флот. В 1693 г. Петр отправился в Архангельск, построил здесь корабельную верфь и заложил два корабля для торговли с заграницей.
Третий корабль был заказан в Голландии. Этот 40-пушечный корабль прибыл из Голландии в Архангельск в июне 1694 г. На нем Петр совершил свой первый рейс по морю и дошел до мыса Святой Нос (в Северном Ледовитом океане). Затем корабль этот по приказанию царя был превращен в торговое судно, которое в 1695 г. было отправлено с товарами в Голландию.
Азовскому и Черному морям Петр
I уделял очень большое внимание,
так как понимал чрезвычайно
важное стратегическое и экономическое
значение Приазовья и Причерноморья.
Петр всемерно стремился к берегам
Азовского и Черного морей, чтобы тем самым
укрепить оборону южных границ России,
часто подвергавшихся нападению со стороны
татар и турок.
Азов являлся замком, запиравшим ворота в Азовское море, и Петр решил овладеть Азовом. Зимой 1694–1695 гг. началась подготовка к походу. Скрывая истинные намерения, Петр все делал так, как будто бы собирался вторгнуться в Крым. С этой целью, в январе 1695 г. значительная группа войск под начальством боярина Шереметьева была направлена к устью реки Дунай.
В апреле 1695 г. войска, состоявшие из стрельцов и солдат, выступили в поход на Азов. Осада крепости началась жестоким обстрелом, продолжавшимся в течение двух недель. Огонь русских заставил замолчать турецкие орудия, вызвал пожары в крепости и произвел большие разрушения. Но Азов держался стойко, ибо осажденные беспрерывно и беспрепятственно получали подкрепление, подвозимое на судах с моря. Отсутствие своего флота не позволяло русским блокировать Азов со стороны моря. На успехе осады сказывалось и то, что получение русскими войсками боеприпасов и продовольствия из России было затруднено, так как татарская конница, рыскавшая в степях Дона, нападала на обозы и отбивала их.
25 сентября 1695 г. войска
царя предприняли последний
штурм Азова, который, однако,
положительного результата не
дал. После всестороннего
В трех километрах от Азова на обоих берегах Дона, одна против другой, находились две каланчи, снабженные пушками. Между каланчами, в дно реки был забит частокол деревянных свай, который не допускал плавания казаков через Дон. Обе каланчи были взяты охотниками из казаков.
Занятые каланчи решено было не отдавать, а чтобы их сохранить за русскими, в них оставили трехтысячный гарнизон. 1 октября 1695 г. начался отход русских от Азова.
Главной причиной неудачного похода Петр вполне справедливо считая отсутствие у русских военного флота, который мог бы препятствовать турецкому флоту доставлять Азову подкрепления. Знаменательны слова Петра по этому по ду: «Всякий потентат (лицо, облеченное властью), который только сухопутные войска имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». ( Там же. С.9) Петр I решил строить военный флот. Таким образом, на Азовье было положено начало русского военного флота, а азовские корабли являются первенцами русских военно-морских сил.
Центральным местом постройки Азовского флота Петр избрал Воронеж, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.
По приказу Петра в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске, а также в с. Преображенском «к вешней воде» 1696 г. предстояло изготовить 1300 стругов