Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:06, контрольная работа
История российского флота – это история становления и развития российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад Военно-морской флот стал объектом гордости многих поколений россиян.
Введение…………………………………………………………………………...2
Первый военный корабль, построенный в России……………………………...3
Начало русского военно-морского флота……………………………………….5
Создание азовского флота………………………………………………………10
Два флота Петра I: технологические возможности России…………………...12
Вторая «азовская» программа строительства флота…………………………..17
Причины гибели флота………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………28
( Струг представлял
собою беспалубное судно,
В начале марта 1696 г. из Москвы в Воронеж начали отправлять выстроенные в с. Преображенском 23 галеры и 4 брандера. 27 морских судов по весеннему бездорожью совершили этот длинный сухопутный переход на специально построенных подводах.
К началу мая 1696 г. новопостроеиный морской флот состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов. Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек.
28 апреля 1696 г. транспортная
флотилия Петра I с войсками
и грузом начала спускаться
по Дону. 3 мая снялись в поход
8 галер под командой царя Петра.
Первые галеры прибыли в город Черкасск 15 мая. Встретивший Петра войсковой атаман Минаев сообщил, что в Азовском море появились турецкие корабли. На состоявшемся военном совете было решено выйти в море и атаковать турецкий флот. С этой целью в поход двинулось восемь прибывших галер и одна галера, отбитая у турок в 1695 г. На галеры были посажены солдаты пехотного полка. Командование взял на себя Петр. Кроме того, в поход отправилось 40 казачьих лодок с 20 казаками на каждой, под командой атамана Минаева. Эта первая русская флотилия выступила в поход вечером 19 мая 1696 года.
Верховой ветер выгнал воду и не дал галерам пройти в море из-за мелководья. На рассвете Петр пересел в казачью лодку и вышел в море, где было обнаружено 13 стоявших турецких кораблей. Вода не прибывала. Отряд галер не мог пройти в море и вернулся к Азову, а казакам было поручено остаться в устье Каланчи и наблюдать за турецкими кораблями.
Вечером 20 мая турки нагрузили 13 тумбасов (небольшое деревянное судно) снарядами, оружием, провизией, сукном и деньгами и отправили их с охраной к Азову.
Казаки, подпустив близко суда, выскочили из засады и после короткой схватки захватили 10 тумбасов. Часть охраны при этом была перебита, а 27 человек взяты в клен. Эта операция произвела на турок ошеломляющее впечатление. Их корабли немедленно снялись с якоря и стали уходить в море. Два корабля так и не успели сняться. Один из них сожгли казаки, а другой потопили сами турки.
27 мая русский флот,
пользуясь сильным низовым
14 июня на горизонте показалась турецкая эскадра. 6 турецких кораблей и 17 галер стали на якорь в виду нашего флота.
28 июня турки пытались высадить десант. На 24 гребных судна они погрузили войска и отправили их к берегу. Наши галеры немедленно начали сниматься с якоря, с тем, чтобы ударить по врагу. Нo турки предпочли не принимать боя, отозвали свои части на корабли, поставили паруса и поспешно ушли в море. Под Азовом Петр сосредоточил 75-тысячную армию. Попытки взять Азов без кровопролития, склонив противника к сдаче, не увенчались успехом. Турки, рассчитывая на помощь, упорно защищались. Взять Азов штурмом, как показал прошлогодний опыт, было трудно. Тогда решено было сделать вал высотою в Азовскую стену, постепенно засыпать крепостной ров, который образуется между стеною Азова и валом, и уже после этого ворваться в крепость.
Так и поступили. Начались грандиозные земляные работы. Громадный вал быстро вырос. Выписанные Петром иностранные инженеры, прибыв к Азову, были крайне удивлены колоссальной работой, проделанной русскими. Одновременно под крепостные стены Азова были заложены мины. Искусною рукой прибывших артиллеристов были пробиты стены и камни. Азов был взят. После его взятия Петр приказал приступить к укреплению его и возведению построек.
Так как при верховных ветрах Дон сильно мелел и корабли не могли выходить в море, то приступили к изысканию места, удобного для стоянки флота и постройки там гавани. Выбор пал на высокий пустынный мыс, далеко выступающий в море, глубина у которого оказалась удовлетворительной. Казаки называли этот мыс Таганий Рог. Здесь решено было построить крепость, которую называли Троицкой, а у мыса – гавань для стоянки морских кораблей.
Теперь на месте этой крепости находится город Таганрог.
Создание азовского флота
Совершив торжественный вход в Москву азовских победителей и отпраздновав пирами первый шаг к выходу в Черное море, Петр, для решения вопросов обороны края, укрепления его за Российской державой и способов дальнейшего движения к югу, созвал Боярскую думу в село Преображенское. Для решения последнего вопроса Петр предлагал выстроить «флот или караван морской, в 40 или вяще судов состояний, о чем надо положить не испусти времени». Дума на заседании 20 октября постановила: «Морским судам быть, а скольким – о том справиться о числе крестьянских дворов, что за духовными и всяких чипов людьми; о том высчитать и доложить, не замолчав, и наложить суды по дворам, сколько пристойно, а о торговых людях выписать из таможенных книг, что с них взято в 202, 203 и 204 годах пятые и десятые деньги и с каких промыслов».
27 октября указом Петра
велено было по местному
К этой повинности привлечены были не только русские тортовые люди, но и иноземцы, числившиеся в Посольском приказе (указ Великого государя от II декабря). Но вскоре, ввиду ходатайств некоторых гостей их от корабельного строен ия уволить, дозволивши им внести только деньги. Петр увеличил их повинность до 14 кораблей. Да кроме этого, на именитого человека Григория Дмитриевича Строганова была возложена постройка 2-х кораблей, но он на собственные средства добровольно построил и третий. Таким образом, к постройке предназначено было всеми кумпанствами 52 корабля.
От этой повинности, нового налога на самое важное для России и любимое Петра дело, Петр, первый всюду работник, не мог, конечно, освободить себя и царское семейство. По количеству 93 тыс. дворов, числившихся за ними, они участвовали в корабельной складке и образовали 10 кумпанств.
Постройка этих судов назначена была не в Воронеже, а на Волге, под ведением приказа Казанского дворца, где в 1697 г. было заложено 10 кораблей.
Указом своим от 17 декабря Петр приказал все дела по складке и кораблестроению передать из Поместного приказа в Володимерский Судный приказ, сделавши начальника его, окольничего Александра Петровича Протасьева – адмиралтейцем, т. е. главным распорядителем по постройке судов. В таком виде созданное наспех первое специальное Морское управление, временно пристегнутое к совершенно постороннему учреждению, просуществовало до 1700 г.
Но в заботах об Азовском флоте Петр не забыл и другого своего театра военных действий. Освободив от платы полтинных денег помещиков и вотчинников Севского полка, украинных и заоцких городов, Петр указом от 24 ноября приказал «во Брянску сделать 100 стругов добрых по образцу, каков прислан будет с Москвы: с шестидесяти дворов – струг».
Это выделение днепровского
судостроения из ведения Адмиралтейства
и передача в Военный приказ -
Разряд, боярину Стрешневу, объясняется
тем, что морская сила на данном театре
для Петра являлась вспомогательной,
необходимой помощью для
Два флота Петра I : технологические возможности России
По окончании кампании 1696 г., Петр энергично продолжает начатое дело. Завоеванием Азова найдена всего одна точка опоры для борьбы за Черное море, но Азовское море закрыто - на пути стоит Керчь, а на Днепре выход в море еще закрыт Очаковом.
Приступая к созданию силы для борьбы за выход в Черное море -корабельного флота, Петр не забывает и устье Днепра. Петр создает Посольство, целью которого было объявлено «подтверждение древней дружбы и любви, ослабление врагов Креста Господня, султана Турского и всех орд басурманских».
Эта цель посольством и Петром должна была осуществиться двояким путем -- усилением Священного союза против Турции, приглашением в него морских держав Голландии или Англии, подкреплением его новым договором с Польшей, Австрией и Венецией со стороны политической и подготовкой просвещением всей России – сдвигом ее на новый путь прогресса.
Для этой второй цели при посольстве были взяты из Москвы 30 волонторов, большею частью из переяславских, архангельских и воронежских сподвижников Петра, для обучения их морскому, военному, инженерному, артиллерийскому и иным делам.
Первоначальный план предусматривал строительство 49 «кумпанствами» и казной 58 судов и галер четырех различных рангов», ни одного из которых не было в европейских флотах, и представлявших на деле странный симбиоз типов средиземноморских и западноевропейских атлантических военных кораблей.
Указы учитывали специфику донских и азовских мелководий, предписывая строить суда с осадкой в 7 футов, поэтому большинство судов должны были составить плоскодонные корабли, приближающиеся по классу и вооружению к фрегатам, но гораздо менее маневренные и более тихоходные, плохо пригодные к плаваниям на Черном море и неспособные противостоять турецким линейным кораблям.
Петр предписывал построить суда уже к весне 1698 г., вероятно планируя на этот или на следующий год новый поход против Турции. Поход этот должен был, возможно, состояться по возвращении царя из «Великого посольства», куда он отправился в марте 1697 г. для поиска союзников в войне с Турцией, знакомства с опытом кораблестроения в западноевропейских странах и подготовки кадров для флота. В то время как бояре руководили организацией строительства кораблей в «кумпанствах», их сыновья, «стольники», должны были приобрести навыки капитанов и кораблестроителей, знакомясь с опытом различных флотов, а также выполняя попутно дипломатические поручения и оценивая ситуацию в странах – потенциальных союзников в возможной войне с Турцией. Флот, таким образом, строился в отсутствие Петра.
Ни сам Петр, ни население, ни руководившие строительством служители приказов не имели никакого опыта в кораблестроении, но при этом царем ставилась задача строительства флота в течение одного года. Уже только этим было запрограммировано его изначально низкое качество.
Строительство такого огромного количества судов привело к распылению сил и средств: оно велось не менее чем на семи верфях, большая часть которых группировалась вокруг Воронежа, где строились 48 кораблей. Л.К Нарышкин и видный солепромышленник С.Г. Строганов предпочли строить суда из доставленного с Волги леса в Паншине на Дону, вторгшись в заповедные земли полуавтономного Войска Донского; ряд судов закладывался в Коротояке и на Хопре. Большое количество леса тем самым расходовалось на стапеля и окружающие их постройки. Спешка и большой объем работ способствовали низкому качеству строительства. 64 из строившихся по кумпанской программе 76 судов строили не менее 39 корабельных мастеров, спешно нанятых за границей, большую часть из которых составили голландцы и итальянцы. Когда выявилась низкая квалификация части голландских мастеров, суда было поручено перестраивать преимущественно венецианцам. Но это стало еще менее удачным решением, так как средиземноморское кораблестроение уступало голландскому: из 22 заложенных венецианцами кораблей и галер 16 впоследствии вообще не удалось спустить на воду. Перестраиваемые в процессе закладки суда также не могли быть качественными.
Петр I к осени 1697 г. очевидно стал осознавать нереальность поставленной им задачи. Кроме того, с октября 1697 г. шел интенсивный наем иностранных моряков во флот, но они могли прибыть в Россию только летом 1698 года. Поэтому Петр отложил окончание постройки до осени 1698 года. Но руководивший строительством флота стольник А. П. Протасьев не решился обнародовать это распоряжение царя, опасаясь сорвать только что развернувшееся строительство.
Указом от 3 декабря 1697 г. Петр I приказал построить еще один, «половинный» комплект запасных кораблей. Правда, после четырехмесячного пребывания в Англии и знакомства с английским кораблестроением в январе - апреле 1698 г. царь в письме из Вены от 2 июля 1698 г. фактически отменил это решение. Но заготовка леса на 25 судов была уже произведена и постройка не менее 12 кораблей была начата. Суда пришлось достраивать, что еще больше распылило силы строителей.
В том же письме от 2 июля 1698 г. царь высказал первые обоснованные сомнения в качестве и устойчивости русских плоскодонных кораблей. Более того, это письмо являлось важной вехой в «азовских» морских планах Петра I. Ранее, в начале лета 1698 г. он все еще не оставлял планов военно-морского похода против Турции и приказал готовить в Воронеже морскую провизию на 20 тыс. чел., то есть на весь наличный состав флота; в то же время производились очистка и промеры фарватеров Дона. Целью похода могло быть завоевание части Крыма и Керчи, как это следует из содержания переговоров царя в Вене с канцлером графом Кинским, но уже фактически 30 июня они закончились неудачей, так как Австрия склонялась к заключению мира с Турцией. Открывшийся осенью 1698 г. Карловицкий конгресс завершился примирением европейских держав с Османской империей. Планы похода рушились, и это болезненно переживалось царем, затратившим огромные средства на строительство флота. Россия, рассчитывавшая на Венский договор 1697 г., потерпела серьезное дипломатическое поражение. Именно этим, очевидно, и объяснялось решение об отмене строительства «запасных» кораблей.