Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:06, контрольная работа
История российского флота – это история становления и развития российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад Военно-морской флот стал объектом гордости многих поколений россиян.
Введение…………………………………………………………………………...2
Первый военный корабль, построенный в России……………………………...3
Начало русского военно-морского флота……………………………………….5
Создание азовского флота………………………………………………………10
Два флота Петра I: технологические возможности России…………………...12
Вторая «азовская» программа строительства флота…………………………..17
Причины гибели флота………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………28
9 мая 1709 г. был принят
важнейший документ – «
Русско-турецкая война 1711 г., к которой флот так и не был готов, положила конец воронежскому судостроению. Она еще раз обнажила ошибки Петра и обнаружила провал новой стратегии борьбы с Турцией, предложенной в 1696 г. и рассчитанной на действия флота. К этому времени суда «кумпанского» периода в Азове и Таганроге практически полностью пришли в негодность, а на море из второй кораблестроительной программы Петра были отправлены всего лишь 3 линейных корабля. Петровская «Гото Предестинация», построенная в 1701 г., попала на море лишь в 1710 году. 4 из планируемых 48-пушечных кораблей пришлось снова заложить в Таврове, так как новую верфь в Осереде невозможно было построить фактически за полгода.
Корабли, готовившиеся в Таврове к переброске на Азовское море, в 1711 г. не удалось спустить на воду, так как весенняя вода не заполнила доки до нужной отметки на 4 фута. Поэтому Россия в 1711 г. располагала на Азовском море всего лишь четырьмя ограниченно годными кораблями, которые тут же блокировала в Таганрогской гавани турецкая эскадра из 16 кораблей. Русские линейные корабли при этом с трудом выводились и вводились в гавань, а корабль «Ласточка» за предшествующую зиму более чем на 1 м погрузился в ил на дне гавани и при извлечении из него получил серьезные повреждения корпуса. Но, в конечном счете все решил проигрыш сухопутной кампании: по условиям Прутского договора 1711 г. Россия отдавала Азов и Таганрог и лишалась Азовского флота, который и без того становился бессмысленным с потерей гаваней.
Таким образом, и вторая кораблестроительная программа Петра I не была реализована: из 18 строившихся по ней в течение 12 лет кораблей лишь 10 были построены, и только 3 из них дошли до Азовского моря. Два из них (в том числе и «Гото Предестинация») были проданы Турции после заключения Прутского мира; попытка перевести их на Балтику, где Россия остро нуждалась в линейном флоте, не удалась – Турция не дала разрешения на проход их через проливы.
Финансовые затраты на содержание и развитие Воронежского флота в период реализации двух «азовских» кораблестроительных программ определить непросто. Однако общая сумма реальных расходов Адмиралтейского приказа за 1701 – 1710 гг. составила 2 023 224 рубля. До 1704 г. расходы на Балтийский флот были крайне незначительными; до 1707 г. линейный флот на Балтике не строился, и даже в 1710г. после утверждения новых штатов Адмиралтейского приказа планируемые расходы в Воронеже и Азове должны были превышать флотские расходы в Петербурге (203 129 руб. против 189 915 рублей). Таким образом, не будет преувеличением допущение, что по меньшей мере 50-70% расходов адмиралтейского бюджета за 1701 –1710 гг. (1,01 - 1,4 млн. руб.) поглотил Воронежский флот. Вместе с расходами на флот в «кумпанский» период в 1,225 млн. руб. суммарные затраты на «азовский» флот можно приблизительно оценить в 2,2 – 2,6 млн. руб. в ценах начала 1700-х годов, то есть в 2/3 государственного бюджета России в 1701 году (3,632 млн. рублей).
В период второй «азовской» программы реальные расходы Адмиралтейства составили 202 тыс. руб. в год, что было более чем в два раза меньше расходов на Балтийский флот в 1724 г., когда на флот тратилось 14% госбюджета. И тем не менее на суммы, потраченные на «воронежский» флот, можно было построить в 1730-е годы по меньшей мере еще один Балтийский флот из 27 линейных кораблей.
Провал второй «азовской» программы доказал, что принятая Петром 1 стратегия войны с Турцией в опоре на базирующийся на Азовском море линейный корабельный флот по целому ряду технических и географических факторов оказалась ошибочной, и основную роль в войнах с Турцией до захвата черноморского побережья будет играть сухопутная армия, несмотря на колоссальные трудности ее использования в степях. К такому же выводу фактически пришли в последующем и правительства Анны Иоанновны и Екатерины II, отказавшиеся, по совету флотских специалистов, от строительства сколь-нибудь существенного линейного флота на Азовском море. Более того, и сам Петр I в кампании 1711 г. вынужден был сделать основную ставку на свою сухопутную армию.
Построив Азовский и Балтийский флоты Петр I в 1720 году издал военно-морской устав, именовавшийся как «Устав морской и всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море». При составлении этого устава Петр учел не только опыт военно-морских флотов других государств, но и боевой опыт молодого русского военно-морского флота. Петровский морской устав заложил основы передового русского национального военно-морского искусства.
Как известно из истории, вместе с получением известия о заключении Прутского договора, на Дону было прекращено все судостроение, а стоявшие на стапелях и в доках суда остались доканчивать свое существование на местах постройки. Личный состав флота и все корабельные мастера были отправлены на север. Судьбу погибшего флота разделили два лица, неразрывно связавшие свою жизнь с Азовским флотом и Азовом. Это были – англичанин командор Бекгам, с 1699 года до сдачи Азова заведовавший портами Азова и Таганрога, и губенатор – Иван Андреевич Толстой, брат посла в Константинополе. Прошло много лет, а суда служили памятниками былой неудачи. От этого позора отступления и мук был избавлен главный сотрудник Петра по созданию флота, адмирал Головин, болевший душой за состояние флота и пророчески предсказавший ему гибель. О роли этого человека заговорили только недавно. В нашем городе его имя увековечили на одной из крепостных стен.
В Главном Морском Архиве России в деле №122 гр. Апраксина хранится одно из его писем, адресованное Крюйсу: «Я всегда мыслил, что турок никогда никаких Царского Величества кораблей в Черное море не пустит, понеже мы много добрых знаков взяли, когда первый путь там были, токмо ежели Господь Бог изволит и время переменится, возможно что и будем».
Слова Крюйса оправдались не ранее как через четверть века.
Список используемой литературы