История женского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – раскрыть в полном объеме историю женского образования в России в XIX веке и зарубежный опыт.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
Изучить историю возникновения женского образования на Руси;
Выявить противоречия женского образования XIX века;
Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX века;
Изучить историю женского образования в странах Европы;
Характеристика основных женских учебных заведений.

Файлы: 1 файл

Курсовая по истории.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

Введение 

Изменения, происходящие в  последнее десятилетие практически  во всех областях нашей жизни, коснулись  и проблем воспитания подрастающих поколений.

Гуманистическая стратегия  педагогики нашего времени обусловила широкие возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также  организации мужских и женских  школ. В этой связи появляется необходимость  более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране.

Образование является одним  из прав человека и важнейших средств  достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное  образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований.

Женское образование -  самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

Долгое время считалось  незыблемым, что место женщины - у  домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.

Проблема образования женщин становится все более актуальной

по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

В арсенале историко-педагогических исследований по женскому образованию существует достаточно много работ.

Цель курсовой – раскрыть в полном объеме историю женского образования в России в XIX веке и зарубежный опыт.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения женского образования на Руси;
  2. Выявить противоречия женского образования XIX века;
  3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX века;
  4. Изучить историю женского образования в странах Европы;
  5. Характеристика основных женских учебных заведений.

 

 

 

Глава 1. История  женского образования в мире

    1. Возникновение женского образования на Руси

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится  к XI веку. В 1086 году дочь киевского князя  Всеволода Ярославовича Анна (сестра Владимира Мономаха) открыла девичье  училище при Андреевском монастыре  в Киеве, где девочек обучали  чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь  святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».[1] В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния  в основанных ею  монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил,  что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам».

На Руси учебные заведения  именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.

Упадок культурной жизни  Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

Однако в целом, в истории  Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века. Однако известен интересный случай: в Тобольске, первая женская духовная школа была основана архиепископом Варлаамом II (Успенским), занимавшим Сибирскую кафедру с 1862 по 1872 годы. Поводом к открытию женского духовного училища послужило прошение студента Тобольской семинарии управляющему Сибирской кафедрой с просьбой, дозволить ему, вступить в брачный союз «с девицею светского звания». На прошение преосвященный наложил резолюцию следующего содержания: «Чтобы впредь не было отпирательств учеников семинарии от вступления в брак с девицами духовного звания, попечительство, в непродолжительном времени, представит свои соображения на открытие училища для девиц духовного звания…».[2] Кроме того, тобольскому архипастырю «нередко почти со слезами горести» приходилось выслушивать «отзывы матерей духовных семейств, что и они сами, а тем более их дети, особенно дочери - жалкие будущие супруги и матери служителей алтаря Господня, не умеют ни читать, ни писать, а потому и не знают не только всех необходимых правил святой религии нашей, но и самых обыкновенных, так необходимых для всякого человека, молитвословий христианских».[3]

Укрепление Московского  государства повлекло за собой и  некоторый подъем образования. С  одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.

С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.

Именно просветители сыграли  важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы.

Следует отметить, что в  результате развития образования, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана  Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими  идеями. Так же к XVI веку относится  сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который  учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены  вопросам воспитания детей. А уже  в 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержащиеся иностранцами.

 

    1. История женского образования в России

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные  законы и положение различных  сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен  И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много  лет провел во Франции, встречался с  французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «Посему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно как избрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие веки».[4] Таким образом, начало женского образования в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке императрицы Екатерины II центром женского образования, нацеленного на подготовку будущих «домоводок» и хозяек.  С 1786 создавалась сеть начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.

Изданный устав «Общества благородных  девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц  на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем  возрасте, должна была пробыть в  нем не менее 12 лет. Устав определил  численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского  сословия. Во главе учебного заведения  ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница  по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц. Так  же было предписано открыть привилегированные  учебные заведения для детей  дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года для  малых народных училищах допускалось  обучение девочек, однако, число девочек  в них было намного меньше, чем  мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное  народное училище). С 1796 года после смерти Екатерины по указу Павла I дела "Воспитательного  общества" были переданы в руки его  жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы  Марии - управлению, ведавшему в России до 1918 года. Огромная роль в распространении женского образования в России принадлежит ей.

 Сам взгляд на женское образование у Марии Фёдоровны был принципиально иным, чем в екатерининскую эпоху: с одной стороны, был уже накоплен некоторый опыт, с другой - новая эпоха диктовала менее умозрительный и схематичный, но более реалистичный подход к делу.

Императрица, помимо уже  существовавшего Смольного института, учредила

Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св.

Екатерины (1798) и др. Она  продумала не только сам процесс  воспитания

девочек: практичная немка  хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. В инструкциях начальнице Московского Екатерининского училища Мария Фёдоровна, заботившаяся об особом подходе к каждому, писала: "надо стараться, чтобы воспитанницы привыкли к мысли о бедности.., многие из них будут жить в деревне, у некоторых есть родители, не получившие хорошего воспитания, но нужно приучаться жить с людьми всякого рода".

Главнейшей задачей Мария  Фёдоровна считала воспитание матери. Главной целью образования девочек провозглашалась необходимость воспитания "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек" - вместо екатерининской книги "О должностях человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери". В это время в общественном сознании утверждается представление о важности воспитания и образования детей, в котором главную роль играет семья, в особенности - мать. Ориентация на семью при получении образования в институте была основной темой воспитания и таковой она сохранялась на всё время

существования института.

К концу 18 века существовало особое ведомство учреждений императрицы  Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие, женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты. Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга (в Мариинских были ниже). Женские гимназии имели семь классов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Права поступления в университет женские гимназии не давали.

Женские прогимназии имели  четыре класса и соответствовали  первым четырем классам женских гимназий.

"Институтка" - устойчивый литературный образ, который долгое время царил в жизни и на страницах книг. Основной тип образованной женщины 30 - 40 годов XIX века - это рачительная хозяйка, воспитывающая своих детей, а не просто светская красавица. Пусть таких женщин и было совсем немного, но фактом жизни становится то, что женщина встаёт наравне с образованным мужчиной, являясь его собеседницей, соучастницей духовной жизни.

С 1843 года начинают создаваться  епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.

В 1-й половине 19 в. женское  образование строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений.

В начале 60-х гг. был сделан шаг вперед в отношении женского образования. 10мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения».

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге  открыто первое в России женское  среднее учебное заведение. Оно  находилось под покровительством  императрицы Марии Александровны  (то есть подчинялось Ведомству  императрицы Марии) и в ее  честь получило название Мариинское  женское училище. В 1862 году  Мариинское училище переименовали  в женскую гимназию. В дальнейшем  по ее образцу создали женские  гимназии в других городах  (только в Петербурге к 1866 году  открыли семь гимназий с семилетним  сроком обучения). Таким образом,  основание Мариинской гимназии  в Петербурге положило начало  существованию всей системы женского  среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии  «Ведомства учреждений императрицы  Марии» были платными, причем  плата за обучение превышала  таковую в мужских гимназиях.  К 1911 году в России действовало  35 Мариинских женских гимназий, где  учились 16 тысяч воспитанниц.

Информация о работе История женского образования