История женского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – раскрыть в полном объеме историю женского образования в России в XIX веке и зарубежный опыт.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
Изучить историю возникновения женского образования на Руси;
Выявить противоречия женского образования XIX века;
Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX века;
Изучить историю женского образования в странах Европы;
Характеристика основных женских учебных заведений.

Файлы: 1 файл

Курсовая по истории.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

В 1864 организуются педагогические женские  курсы при Петербургских женских  гимназиях.

С 1872 года в России стали открывать  частные женские гимназии. В связи  с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных  родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться высшие учебные  заведения университетского типа для  женщин. Первым женским университетом  считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись  высокие требования: принимали лишь тех, кто имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме  того, они должны были сдать экзамен  на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

В 1896 году женщинам представилось  право поступать в институты  и университеты.

В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский  съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем  подвергалась расширенной критике  существующая система образования  женщин, строго встал вопрос о равенстве  в правах женщин и мужчин в образовании.

Таким образом, видно, что число  учащихся девушек росло. Главное, что  росло не только число учащихся, но и их соотношение: 1856г. - 36.9тыс. (8,2%), 1896г. - 810.3тыс. (21.3%), 1911г. - 2130.1тыс. (32.1%).

Женские училища имели  целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. В 1870 году по всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В 1870 году они были преобразованы в женские гимназии  и прогимназии.

В 1870 гг. было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости  от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии министерства народного просвещения (так называемые министерские) и женские гимназии ведомства учреждения императрицы Марии (так называемые Мариинские женские гимназии).

В конце 19 в. получило развитие среднее специальное женское  образование - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.

В конце 1860-х гг. женское  образование стало на твердую  почву. Девушки, окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но не имели возможности получения высшего образования. Между тем молодые учительницы скоро почувствовали большие пробелы в своих познаниях и поняли, что гимназия — только начало, а не конец ученья.

К 1911 система среднего женского образования  в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, Мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

Итак, женское образование  в России складывалось на протяжении нескольких столетий.

 

Глава 2. Противоречия женского образования в России XIX века

Вопрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек к себе внимание российского общества в 50–60-е гг. XIX в. Это было связано, с одной стороны, с распространением либеральных идей о равноправии и общественной пользе и, с другой стороны, с изменениями в социальном положении значительной части людей.

В России к середине XIX в. организация женского образования  пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться. Кроме того, сословный характер женских учебных заведений, отрыв от реальной жизни, подвергались критике среди педагогов, общественных деятелей, в журналах и газетах.

Выдающиеся русские педагоги-демократы  К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование.  Защищали

общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его

бессословность, доступность.

Великий талантливый педагог  К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина — чересчур видный член общества», — писал К.Д. Ушинский. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме

индивидуального и семейного  значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно характер человека более всего формируется в первые годы его жизни и то, что ложится в характер в эти первые годы — ложится прочно, становится второю природою человека; но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным влиянием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы.

Таким образом, женщина является необходимым связующим звеном между наукой, искусством и поэзией с одной стороны, правами, привычками и характером народа - с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость полного, всестороннего образования женщины не только для семейного очага, но и для высокой цели — провести в жизнь народа результаты науки, искусства, поэзии. Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить женщин к непосредственному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.

В противовес активной позиции  передовой части русской интеллигенции, отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила активно дискриминационный характер.

Формирование системы  женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача — готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в обществе побудила сторонников среднего и высшего образования рассмотреть вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного выполнения функции материнства и каким образом следует учитывать этот фактор при разработке программ обучения в женских учебных заведениях.

Пионером постановки вопроса  о важности изменений в системе  женского образования был выдающийся русский хирург и педагог Н. И. Пирогов. В 1856 г. в журнале “Морской сборник” им была опубликована статья, где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию.

Среди факторов, определяющих суть женского образования, на первом месте всегда были три тесно увязанные друг с другом вещи: текущее представление о современной женщине, отношение социума к образованной женщине и прагматическая потребность в образовании для женщины как в способе обеспечить себя куском хлеба. Жизнь требовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать. Разрушалась

традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт, происходила промышленная революция - жизнь кардинально менялась на глазах. Растущая промышленность предоставляла женщинам гораздо больше возможностей для активного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежний уклад, столь привычный для многих и создавало психологические и иные неудобства, с другой - нередко задевало интересы работавших мужчин или создавало для них известные неудобства. Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько

расширилась сеть женских  учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли

воскресные школы. С 1864 разрешалось  совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные

заведения.

Таким образом, XIX век обнаружил  множество проблем в женском образовании, основной из которых  являлось его устройство  по сословному принципу, оторванность от жизни, косность,  иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре. И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные успехи в области женского образования.

 

 

Глава 3. Проблемы женского профессионального образования 

в России XIX века

Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.

Еще в 1888 году при Министерстве народного  просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального  образования. Комиссия разработала  «Положения о двух типах женских  профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типа будет  установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные  предметы, а в двух последних - специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных  и специальных предметов проводилось  на всех курсах.

Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. при отделении «Ученого комитета по техническому и профессиональному  образованию Министерства народного просвещения» был создан специальный отдел для руководства уже существующими тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями.

К началу ХХ века (1901г.) во всей России насчитывается только 129 небольших  женских профессиональных школ, в  которых было 9920 учащихся.

Как отмечает А.И. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ».[5]

Подавляющее большинство женских  профессиональных школ и курсов обучало  белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым  ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.

Проблемами женского профессионального  образования в царской России занимался известный педагог  и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование  в России было обусловлено потребностями  самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды  на женское профессиональное образование.

И.Н. Михайлов подразделял женские  профессиональные школы на четыре разряда  или категории:

1) Профессиональные школы. По  уровню образования они приближались  к женским прогимназиям, но в  них усиленно преподавались специальные  предметы. В профессиональные школы  брали девочек после окончания  трехклассной начальной школы.  Срок обучения четыре – пять  лет. В последних классах ученицы  специализировались в каком-то  ремесле:

белошвейное дело, вышивание, изящное  рукоделие, изготовление одежды и т.д.

Информация о работе История женского образования