История женского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – раскрыть в полном объеме историю женского образования в России в XIX веке и зарубежный опыт.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
Изучить историю возникновения женского образования на Руси;
Выявить противоречия женского образования XIX века;
Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего образования в России XIX века;
Изучить историю женского образования в странах Европы;
Характеристика основных женских учебных заведений.

Файлы: 1 файл

Курсовая по истории.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и  светской жизни. В программу входило  обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме  общеобразовательных предметов  нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и  делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

В младшем возрасте девочек учили  Закону Божьему, русскому и иностранным  языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м возрасте прибавлялись история  и география, в 3-м – словесные  науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший  класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими  упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в  залах. Воспитанницы учились круглый  год, каникулы не предусматривались. Раз  в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.

Обычной платой за содержание воспитанниц  было 300 рублей в год, но за отдельных  воспитанниц платили значительно  больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки  частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных  языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте  учили монахини.

Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся  служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков».

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого  цвета: в младшем возрасте - коричневого  или вишневого цвета и белые  передники. Позднее цвет их платьев  изменился на кофейный, за что девочек  стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует  близость к земле и, вдобавок, более  практичен, особенно для младших  детей. Более светлые цвета символизируют  возрастающую образованность, аккуратность.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения  в России благородных училищ»  в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его  изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В  то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто  женскими

В 1848 году «мещанская половина» Смольного  института, была преобразована в  Александровское училище, и в  том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Следует отметить, что императрица  постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного  института. Она дозволяла воспитанницам  писать ей письма, при посещениях знакомилась  с постановкой учебного и воспитательного  процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах  и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему  указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой  вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте  с золотыми полосками), пожизненную  пенсию и были определены ко двору  став фрейлинами.

 

    1. Мариинский институт

Учебное заведение было открыто 22 декабря 1797 года как училище для  беднейших сирот мещанского сословия. 17 ноября 1800 года по Высочайшему повелению учебное заведение Императрицы Марии Федоровны получило официальное наименование: «Мариинский институт».

Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила  за устройством дальнейшей жизни  каждой институтки.

В 1828г. скончалась Мария Федоровна, и закончился первый период в становлении  Мариинского института. После её смерти покровителем института был  Николай I, такой чести не удостаивалось  ни одно учебное заведение России. Затем покровительство перешло  Великой княжне Елене Павловне (супруге  Михаила Павловича).

В институт принимались девочки  от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.

Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных  и добродетельных женщин, хороших  и сведущих хозяек, попечительных  нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных  прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время  крайне не хватало. Ряд учебных предметов  преподавались на иностранных языках.

Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она  уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул  вывозили в Гатчину или Павловск на отдых.

В институте был свой Устав, разработанный  Г.И. Вилламовым. Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня  здесь был строгим. Вставали в  «мариинке» в 6 утра, после молитвы  шли завтракать, обычно пили чай  с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия  и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать.

Платья «мариинок» были кофейного  цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.

    1. Женские гимназии

В 1857 году у Н.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, за незначительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института  свои соображения о возможности  открыть при том же институте  особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих  семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение  для этих классов он предполагал  найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

По его замыслам женское училище  должно было состоять под покровительством императрицы Марии Александровны  и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь главному совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю, а для непосредственного  наблюдения за обучением девиц назначались  начальник и главная надзирательница  с утверждения государыни, назначение же прочего педагогического персонала  утверждалось попечителем.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся  в 250 учениц, но допускалось и большее  число, если имелись средства для  открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в себя: русский  язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные  рукоделия, танцы и рукоделие.

Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.П. Петров, позже - И. Рашевкий, А.Н. Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование  и развить их умственные способности. Большое значение они предавали  естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение  выдавалось свидетельство «домашней  учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для  всех Мариинских женских гимназий программа  обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его  к курсу в институте благородных  девиц, приспособленного к «особенностям  женской природы» и «назначению  женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная  учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Следует отметить, что в Мариинских гимназиях складывались своеобразные виды и формы внеклассной работы: общеобразовательные чтения для  учениц, литературные беседы, встречи  с писателями и литературными  деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов.

Женские гимназии ведомства императрицы  Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала  плату в мужских гимназиях. Сеть женских гимназий и прогимназий  быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

30 сентября 1918 года было принято  «Положение о единой трудовой  школе РСФСР», а с 1 октября  того же года учебные заведения  всех ведомств перешли в ведение  Народного комиссариата по просвещению.  Так закончилась деятельность  Ведомства учреждений Императрицы  Марии, а также деятельность подведомственных ему учреждений, а богатейший опыт, накопленный ими в обучении и воспитании, был, на долгие года предан забвению.

    1. Бестужевские курсы

Бестужевские курсы - система высшего образования для женщин. Были основаны на систематическом, университетском характере преподавания. Первые курсы открылись в 1878 году в составе словесно-исторического и физико-математического факультетов Санкт-Петербургского университета кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ректором университета, ученым-ботаником, профессором А.Н. Бекетовым. Министерство просвещения поставило во главе курсов профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Среди организаторов курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А. П. Философова. К преподаванию в новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в их числе Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, С.Ф. Платонов.

Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины  не моложе 21 года, получившие среднее  образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая  в качестве преподавателей лучших профессоров  университета и других высших учебных  заведений Петербурга, курсы стали  подготавливать самостоятельный преподавательский  персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при  курсах в качестве ассистенток или  руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили  с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах  естествоиспытателей.

В 1886 году Бестужевские курсы, как  и другие высшие женские учебные  заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых  ходатайств представителей прогрессивной  интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был  введен ряд ограничений.

В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевские курсах насчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях

 

Заключение 

Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве  случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию  в частности.

Остановившись более подробно на женском образовании в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".

C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений  дискриминация женщин в сфере  высшего образования являлась  официальной государственной политикой  вплоть до начала XX в. Долгие  годы государственные высшие  учебные заведения предназначались  исключительно для лиц мужского  пола. Состав студенчества жестко  регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности  России ее власти были принципиальными  противниками совместного обучения  мужчин и женщин в средней  и высшей школе.

Информация о работе История женского образования