Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в истории
педагогики.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего
образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Введение.....................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире..........5
1.1. Становление женского образования на Руси.............5
1.2. Развитие женского образования в странах Европы...........12
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в...............16
1.4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.20
1.5. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России.......23
Выводы...............................
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке..........27
Заключение...............................32
Список использованной литературы.......................34
людьми всякого рода" [6,256].
Главнейшей задачей Мария
образования девочек провозглашалась необходимость воспитания "добрых супруг,
хороших матерей и хороших хозяек" - вместо екатерининской книги "О должностях
человека и гражданина" девочкам стали читать "Отеческие советы моей дочери" .
В это время в общественном сознании утверждается представление о важности
воспитания и образования
особенности - мать. Ориентация на семью при получении образования в институте
была основной темой воспитания и таковой она сохранялась на всё время
существования института.
К концу 18 века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в
ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские
учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты.
Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга (в
Мариинских были ниже). Женские гимназии имели семь классов и восьмой,
дополнительный (педагогический) класс.
Права поступления в
женские гимназии не давали [6,295].
Женские прогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем
классам женских гимназий.
"Институтка" - устойчивый литературный образ, который долгое время царил в
жизни и на страницах книг. Основной тип образованной женщины 30 - 40 годов
XIX века - это рачительная хозяйка, воспитывающая своих детей, а не просто
светская красавица. Пусть таких женщин и было совсем немного, но фактом жизни
становится то, что женщина встаёт наравне с образованным мужчиной, являясь
его собеседницей, соучастницей духовной жизни.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные
заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было
предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось
не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной
России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся [18,93].
В 1-й половине 19 в. женское образование строилось по сословному принципу.
Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское"
образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов,
ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались
закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В
Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых
женских учебных заведений.
В начале 60-х гг. был сделан шаг вперед в отношении женского образования. 10
мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства
министерства народного
Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и
умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в
особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские
училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. В 1870
году по всей России было всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища
второго разряда. В 1870 году они были
преобразованы в женские
прогимназии.
В 1870 гг. было издано «Положение о женских гимназиях». В зависимости от
того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на
женские гимназии министерства народного просвещения (так называемые
министерские) и женские гимназии ведомства учреждения императрицы Марии (так
называемые мариинские женские гимназии).
В конце 19 в. получило развитие среднее
специальное женское
сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое
образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических
классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы
Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских
Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские
школы и семинарии земствами и частными лицами.
В конце 1860-х гг. женское образование стало на твердую почву. Девушки,
окончившие курс в гимназиях, могли даже преподавать в младших классах, но не
имели возможности получения высшего образования. Между тем молодые
учительницы скоро почувствовали
большие пробелы в своих
что гимназия — только начало, а не конец ученья [6,289].
К 1911 система среднего женского образования в России складывалась из
бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные
гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и
училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения,
дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища
ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие
начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.
Итак, женское образование в России складывалось на протяжении нескольких
столетий.
1.2. Развитие женского образования в странах Европы
Первые женские начальные
вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и
матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов. Развитие машинного
производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали
необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных
школах.
Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не
только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в
женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских.
Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь
к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица
обрекалась на неквалифицированную
или малоквалифицированную
ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с
правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация
женщин в области образования [2,65].
В Германии женские начальные школы возникли в период Реформации. В 1555 во
Фрейбурге и др. городах были открыты
женские школы повышенного
просуществовали недолго и возродились в отдельных городах лишь в конце 17 в.
В конце 18 в. открываются в ряде городов женские средние учебные заведения,
но их было мало и они не давали права поступления в высшие учебные заведения.
В середине 19 в. стало допускаться совместное обучение мальчиков и девочек в
начальной школе.
В середине XIX века многие страны охватило движение женщин за равноправие и
свободный доступ к образованию.
Во второй четверти XIX в. требования феминисток в разных странах стали
облекаться в форму
Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии,
Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин,
вопрос о женском образовании поднимался мужчинами) [8,59].
Луиза Отто Петерс - одна из основательниц «Всеобщего германского женского
союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин
политических свобод, права на образование и работу, экономической
независимости, права голосовать. Луиза Отто Петерс добилась разрешения
посещать девушкам неполные женские школы с последующим обучением в частных
школах и пансионатах
воскресные школы.
Так, в 1857 г. было разрешено женщинам присутствовать на лекциях в
Петербургском университете, а в 1895-1896 гг. в университетах Гёттинга и
Берлина в качестве вольнослушателей. Затем последовал очередной запрет
властей на присутствие женщин в высших учебных заведениях (особенно
медицинских и юридических). Реакцией на запрет властей стало создание частных
женских кружков.
В Германии при содействии женского движения "Реформа" в 1889 году были
открыты женские гимназии и университеты.
К 80—90-м гг. 19 в. в Германии сложилась следующая система женского
образования: начальная школа, совместная (городские училища для девочек в
возрасте от 6 лет до 15 лет) и средние учебные заведения («повышенные
женские школы») для привилегированных классов, которые тем не менее не
давали нрава поступления в университет.
Высшими женскими учебными заведениями были открытый в 1867 лицей Виктории в
Берлине и частные высшие женские курсы в нескольких городах. Если в конце
60—70-х гг. женщины некоторое время допускались в университеты, то затем
посещение университетов им было запрещено до начала 90-х гг [2,59].
Во Франции еще при феодализме, помимо начального, осуществлялось повышенное
женское образование в монастырях для девушек дворянского сословия, где они
обучались хорошим манерам, изящным рукоделиям, музыке, пению, поэзии и
воспитывались в духе благочестия и покорности мужу.
В 17 в. была организована Сен-Сирская школа — первая государственная женская
школа повышенного тина, закрытое учебное заведение для бедных дворянок. По
её образцу в 17—18 вв. создаются другие женские воспитательные учреждения
для девочек из дворянских семей. В период французской буржуазной революции
конца 18 в. были открыты светские женские школы. Однако Реставрация вернула
женские школы под надзор церкви.
К 1880 были установлены 3 типа женских школ: начальные школы, обучение в
которых велось по единым программам с мужскими школами (Ecoles primaires),
средние (Lycecs et colleges de jeunes filles) и учительские семинарии (Ecole
normales). Женские лицеи» коллежи давали меньший объём знаний, чем мужские,
и не давали права поступления в университет. Для поступления в университет
женщины должны были сдавать экзамен на звание бакалавра в объеме программы
мужских учебных заведений. Наряду с государственными. сохранялись частные
школы и пансионы для дочерей крупных буржуа и чиновников. В средних и тем
более высших учебных заведениях обучались представительницы имущих классов,
девочки из народа получали только общее начальное образование [2,67].
В Англии женское образование до сер. 19 в. находилось в руках духовенства и
подчинённых ему организаций
создаваться паблик скула для девочек из привилегированных семей.
По закону 1870 о введении обязательного обучения для лиц обоего пола
начальная школа развивается
как школа совместного
некоторое развитие среднего женского образования, ряд школ становится
доступным для девочек, учреждается Общество женского образования,
открывается большое число средних женских учебных заведений (High schools for
Girls).
К концу 19 века Англия по развитию среднего женского образования занимала
первое место в Европе, хотя, как и в других европейских странах, высшее и
среднее женское образование было доступно в основном только
представительницам
Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются
публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском
университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом
женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное
обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам
права па получение среднего образования не только в совместных, но и в
специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30%
учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая
предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и
журналистикой.
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в
Вопрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек к
себе внимание российское общества в 50–60-е гг. XIX в. Это было связано, с
одной стороны, с распространением либеральных идей о равноправии и
общественной пользе и, с другой стороны, с изменениями в социальном положении
значительной части людей.
В России к середине XIX в. организация женского образования пришла в
противоречие с насущными
благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться.
Кроме того, сословный характер женских учебных заведений, отрыв от реальной
жизни, подвергались критике среди педагогов, общественных деятелей, в
журналах и газетах [14,37].
Выдающиеся русские педагоги-
Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов,
Д.И.Писарев резко критиковали
систему закрытого
образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни,