История женского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в истории
педагогики.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего
образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.

Содержание работы

Введение.....................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире..........5
1.1. Становление женского образования на Руси.............5
1.2. Развитие женского образования в странах Европы...........12
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в...............16
1.4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.20
1.5. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России.......23
Выводы...............................
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке..........27
Заключение...............................32
Список использованной литературы.......................34

Файлы: 1 файл

Женское воспитание.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

иноязычность обучения (чаще всего  обучение происходило на французском  языке),

пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины  как

человека, имеющего равное с мужчиной право на образование.  Защищали

общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его

бессословность, доступность.

Великий талантливый педагог К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый

и ясный взгляд на задачи и потребности  образования и воспитания русских  женщин.

«Женщина — чересчур видный член общества», — писал К.Д. Ушинский [18,57]. Она

многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы,

просто гражданки действует  на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме

индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в  народной

жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут  войти в народную

жизнь. Действительно характер человека более всего формируется в  первые годы

его жизни и то, что ложится  в характер в эти первые годы —  ложится прочно,

становится второю природою человека; но так как дитя в эти первые годы

находится под исключительным влиянием матери, то и в его характер может

проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что

усваивается человеком потом, никогда  уже не имеет той глубины, какою  отличается

то, что усвоено в детские  годы [12,58].

Таким образом, женщина является необходимым  связующим звеном между наукой,

искусством и поэзией с одной  стороны, правами, привычками и характером народа

— с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость  полного,

всестороннего образования женщины  не только для семейного очага, но и для

высокой цели — провести в жизнь  народа результаты науки, искусства, поэзии.

Эпоха Великих реформ настоятельно диктовала необходимость допустить  женщин к

непосредственному участию в жизни  общества. Без этого и общество в целом не

могло бы сделать следующий шаг  в заданном реформами направлении.

В противовес активной позиции передовой  части русской интеллигенции,

отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила

активно дискриминационный характер.

Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения

взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и

консерваторов, отрицавших необходимость  замены закрытых сословных женских

учреждений учебными заведениями  иного рода. В качестве одного из доводов

последних фигурировал тезис о  том, что образование не должно быть

многогранным, поскольку его задача — готовить женщину к роли жены и матери, а

не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в

обществе побудила сторонников  среднего и высшего образования  рассмотреть

вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного  выполнения

функции материнства и каким  образом следует учитывать этот фактор при

разработке программ обучения в  женских учебных заведениях.

Пионером постановки вопроса о  важности изменений в системе  женского

образования был выдающийся русский  хирург и педагог Н. И. Пирогов. В 1856 г.

в журнале “Морской сборник” им была опубликована статья, где подчеркивалась

необходимость коренных изменений  в системе женского образования, поскольку

именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть

образованна, чтобы с успехом  выполнить эту общественную функцию [6, 217].

Среди факторов, определяющих суть женского образования, на первом месте

всегда были три тесно увязанные  друг с другом вещи: текущее представление  о

современной женщине, отношение социума  к образованной женщине и

прагматическая потребность в  образовании для женщины как  в способе обеспечить

себя куском хлеба.

Жизнь требовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины.

Всё больше женщин оставалось вне  семьи и было вынуждено работать. Разрушалась

традиционная семья, крушился прежний  устойчивый дворянский быт, происходила

промышленная революция - жизнь  кардинально менялась на глазах. Растущая

промышленность предоставляла  женщинам гораздо больше возможностей для

активного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежний

уклад, столь привычный для многих и создавало психологические  и иные

неудобства, с другой - нередко задевало интересы работавших мужчин или

создавало для них известные  неудобства.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько

расширилась сеть женских учебных  заведений, возросла возможность получения

девочками общего образования в  совместных школах. К середине 60-х  годов

Россия стояла на 1-м месте в  Европе по развитию среднего женского

образования. Однако по прежнему средние  школы в основном оставались

доступными только для девочек  из состоятельных семей [6,217].

На рубеже 50-60-х гг. расширилась  сеть начальных женских школ, возникли

воскресные школы. С 1864 разрешалось  совместное обучение в земских школах. В

1858 в С.-Петербурге по проекту  Н.А. Вышнеградского было создано  первое

открытое бессословное среднее  учебное заведение - Мариинское 7-классное

женское училище (с 1862 - гимназия), затем  открылись несколько подобных

учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним

курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и

реорганизованы. С 1872 открывались  частные женские гимназии, работавшие по

программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и

средними учебными заведениями  были созданы 4-годичные платные учебные

заведения [14,42].

Таким образом, XIX век обнаружил  множество проблем в женском  образовании,

основной из которых  являлось его  устройство  по сословному принципу,

оторванность от жизни, косность,  иноязычность обучения, пренебрежение  к

русской культуре.

И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные

успехи в области женского образования.

    

    

          1.4. Проблемы женского профессионального образования          

                             в России XIX в.                            

Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце

XIX века, когда вовлечение в производство  большого количества женщин

потребовало некоторой их предварительной  профессиональной подготовки.

Еще в 1888 году при Министерстве народного  просвещения была учреждена

комиссия по вопросам женского профессионального  образования. Комиссия

разработала Положения о двух типах  женских профессиональных школ.

Предполагалось, что в школах первого  типа будет установлен семигодичный срок

обучения. В первых пяти классах  должны были изучаться общеобразовательные

предметы, а в двух последних  — специально ремесленные. В школах второго типа

срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание

общеобразовательных и специальных  предметов проводилось на всех курсах.

Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900 г. при отделении

Ученого комитета по техническому и  профессиональному образованию  Министерства

народного просвещения был создан специальный отдел для руководства  уже

существующими тогда немногочисленными  женскими профессиональными учебными

заведениями. К началу ХХ века (1901 г.) во всей России насчитывается только

129 небольших женских профессиональных  школ, в которых было 9920 учащихся

[12,140].

Как отмечает А. И. Рослякова, «отсталость  женского профессионального

образования отмечалась даже правительственными органами» [12,149]. Так, в

объяснительной записке к проекту  закона о женских профессиональных учебных

заведениях, представленного Министерством  народного просвещения в

Государственную Думу 18 февраля 1914 г. говорилось: «Женское профессиональное

образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных

размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не

предусматривают ни общих руководящих  начал, ни способов для распространения  и

правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе

учебные заведения для профессионального  образования женщин обязаны своим

учреждением преимущественно частной  инициативе: открываясь и развиваясь без

определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве  случаев,

не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося

учебного курса, ни соответствующей  организации, ни прав, ни преимуществ.

Подавляющее большинство женских  профессиональных школ и курсов обучало

белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым

ремеслам, считавшимися тогда в  России женскими профессиями.

Проблемами женского профессионального  образования в царской России занимался

известный педагог и историк  И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское

профессиональное образование  в России было обусловлено потребностями  самой

жизни и распространялось преимущественно  по частной инициативе. Школы

организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь

свои личные, субъективные взгляды  на женское профессиональное образование

[12,151].

И. Н. Михайлов подразделял женские  профессиональные школы на четыре разряда

или категории. К первому разряду  относились профессиональные школы. По уровню

образования они приближались к  женским прогимназиям, но в них  более усиленно

преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали  девочек

после окончания трехклассной начальной  школы. Срок обучения четыре — пять

лет. В последних классах ученицы  специализировались в каком-то ремесле:

белошвейное дело, вышивание, изящное  рукоделие, изготовление одежды и так

далее. Ко второму разряду относились специальные школы, классы, курсы (при

гимназиях и прогимназиях), где  общее образование не продолжалось и главное

внимание уделялось изучению специальных  предметов. В качестве примера можно

привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой

арифметики и черчения. К третьему разряду относились женские профессиональные

школы, в которые девочки поступали  без предварительного экзамена и  где

учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучения была рассчитана

на шесть — семь лет. К четвертому разряду относились школы, в которых

преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и

при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В  этих

школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно

отнести школу М.И. Иевлевой в Петербурге. И, наконец, особый желанный тип

женских профессиональных учебных  заведений представляли учебные  мастерские.

Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при

профессиональных школах. В них  ученицы приучались непосредственно  к ремеслу.

Во многих европейских странах, особенно в Бельгии и Финляндии, в начале ХХ

века широкое распространение  получили школы домоводства. В России в целом они

были развиты слабо. Ведению  домашнего хозяйства девушки  обучались в 59

женские епархиальных училищах духовного  ведомства [14,153].

Таким образом, вовлечение в производство большого количества женщин в XIX

веке обнаружило и проблемы в  женском профессиональном образовании.

 1.4.    Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России

Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое

время вопрос о высшем образовании  женщин оставался под запретом. Бытовало

мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах

женщин. Однако стремление женщин к  высшему образованию невозможно было

сдержать.

Получение высшего образования  в России являлось особенной проблемой  для

женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был

закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за

границей.

Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных  лекций по

химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в

качестве вольнослушательниц Петербургский  и Московский университеты, а в

1862-64 - Медико-хирургическую академию [6,31].

Но это еще не было полным равенством женщин в правах на

высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины  еще не

принимались. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что

вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу [8,56].

Только в одном Цюрихском  университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин.

Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20

иностранных женщин. В 1867-1868 г. две  русские женщины (Н. П.

Суслова и М. А. Бокова) окончили за границей медицинский

факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами.

В 1874 г. окончила Геттингенский университет  Софья В. Ковалевская

Информация о работе История женского образования