История женского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в истории
педагогики.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего
образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.

Содержание работы

Введение.....................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире..........5
1.1. Становление женского образования на Руси.............5
1.2. Развитие женского образования в странах Европы...........12
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в...............16
1.4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.20
1.5. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России.......23
Выводы...............................
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке..........27
Заключение...............................32
Список использованной литературы.......................34

Файлы: 1 файл

Женское воспитание.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

и защитила докторскую диссертацию  по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884

г. она стала профессором Стокгольмского университета и затем

членом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали  Ефименко,

Андрианова, Щеглова и другие русские  женщины. Таковы результаты высшего

женского образования, полученного, главным образом, за границей.

Однако далеко не все русские  женщины, даже получившие докторскую степень  в

престижных зарубежных университетах, могли без помех продолжать свою научно-

преподавательскую карьеру на Родине. Нередко они должны были повторно, теперь

уже в России, подтвердить свое право на занятия научной работой. При том, что

не всегда это право им предоставлялось  властями [6,39].

В 1870 основаны Владимирские курсы  в С.-Петербурге, где читались лекции для

лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные  курсы В.И. Герье в Москве и

курсы учёных акушерок при Медико-хирургической  академии в С.-Петербурге (с

1876 - Женские врачебные курсы), в  1878 - высшие женские курсы в  С.-

Петербурге (Бестужевские курсы) и  Киеве. В 1886 приём слушательниц на все

курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён  лишь на Бестужевские курсы, а в

Москве высшее женское образование  приобрело форму "коллективных уроков" при

Обществе воспитательниц и учительниц [14,64].

Тем не менее женщинам, стремящимся  к высшему образованию приходилось

преодолевать огромные трудности. Косность в семье, когда девушкам нередко

приходилось рвать с родителями, противодействовавшими их

образованию; косность в обществе, когда курсистки нередко считались

"нигилистками", нарушающими  общественные традиции; косность  в правительственных

кругах, когда отдельные представители  власти видели и стремлении женщин к

образованию признаки протеста против существующего строя - все это  требовало от

женщин исключительной выдержки.

В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие

этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как  на

практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу [8,67].

Возникали частные высшие учебные  заведения для лиц обоего пола: Шанявского

университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908),

Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Однако дипломы женских высших

учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по

сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института,

выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную  службу.

В 1906 году было разрешено принимать  женщин и в университеты, впрочем, через

некоторое время снова отмененное. Однако в 1911 году было

разрешено допускать женщин к экзаменам  за полный университетский курс. С 1910

началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских  курсов и

мужских учебных заведений. Постепенно был открыт прием женщин во все  высшие

учебные заведения России и, таким  образом, женщины благодаря своей

настойчивости, выдержке и талантливости  добились в образовании полного 

равноправия. В 1913 году женщин среди  петербургского студенчества было уже 37,2

% [19,83]. Высшее женское образование  стало общепризнанным.

После 1917 женские высшие учебные  заведения вошли в состав единой высшей

школы. После революции  несколько  увеличилось число учащихся девочек  в

народных школах и средних учебных  заведениях. Но основная масса женщин

дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное

образование, но и оставалась неграмотной [19, 87].

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский

съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем

подвергалась расширенной критике  существующая система образования  женщин,

строго встал вопрос о равенстве  в правах женщин и мужчин в образовании.

Съезд принял много обстоятельных  решений и дал толчок дальнейшему  развитию

женского образования. Женщины  России оказались на пути к положению  наиболее

образованных женщин мира.

Следует отметить, что трудности  с получением женщинами высшего  образования

существовали не только в России, но и в других странах. Например, в Германии

женщины получили право обучаться  в университетах лишь с 1890 г. Серьезным

препятствием на пути увеличения представительства  женщин в вузах Германии

являлись неограниченные права  преподавателей университетов в  подборе

студенческого контингента. В ряде университетов Германии присутствие  женщин-

студенток на лекциях зависело от согласия профессора-мужчины. Только во

времена Веймарской республики (1919 г.) право женщин на высшее образование  и

профессиональную деятельность было закреплено в конституции Германии. Первыми

немецкими женщинами-профессорами были М. Врангель и М. Вертинг, получившие

звание профессора в 1923 г. и долгие годы остававшиеся единственными

обладательницами этого почетного  научного звания. Любопытный факт: согласно

тогдашнему законодательству, женщина-профессор  в Германии не имела права на

замужество. Лишь для профессора Врангель, обладавшей всемирной известностью,

правительство земли Баден-Вюртенберг сделало исключение.

                                  Выводы                                 

    

    

           Глава 2. Технологии женского образования  в ХХI веке          

К началу XXI века достигнут прогресс в сфере женского образования: в

некоторых странах девочки и  мальчики имеют равные возможности  в этом

отношении. Существенно возросло число  девушек и женщин, зачисляемых  в высшие

учебные заведения. Вместе с тем  прошло уже более десяти лет после  принятия

Всемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд,

1990 год) Всемирной декларации  «Образование для всех» и Рамок  действий по

удовлетворению потребностей в  базовом обучении, и тем не менее  приблизительно

100 миллионов детей, в том числе  по меньшей мере 60 миллионов девочек,  не

имеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотных

взрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровень

неграмотности, характерный для  большинства развивающихся стран, в частности

стран Африки, расположенных к югу  от Сахары, и некоторых арабских стран, по-

прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин и

развития [30,14].

Но как показывает история, ХХ век  не решил всех противоречий в женском

образовании. Несмотря на то, что женщины  всего мира могут получать

образование наравне с мужчинами, остается еще множество проблем  в этой

области. До сих пор существует дискриминация в отношении к  женскому

образованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Ирак, Иран и т.д.

На церемонии открытия Десятилетия  грамотности Организации Объединенных Наций,

проходившей в штаб-квартире ООН  в Нью-Йорке 13 февраля 2003 г., заместитель

Генерального секретаря ООН  Луиза Фрешетт подчеркнула, что  эта проблема

«остается частью незавершенных дел XX века. Поэтому в ХХI веке одной  из

историй успеха должно cтать распространение  грамотности на все человечество».

Отметив, что женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых, г-жа

Фрешетт сказала, что образование  представляет собой предпосылку  для

«здорового, справедливого и процветающего  мира», и что нет более эффективного

инструмента развития, чем обучение девушек и женщин. В связи с  этим в первые

два года Десятилетия акцент будет  сделан на проблеме «Грамотность и  гендер».

«Когда женщины образованны  и наделены необходимыми правами, это  немедленно

приводит к заметным преимуществам: «здоровье семей улучшается, они  лучше

питаются, их доходы, накопления и  вложения идут вверх, — сказала она. — А то,

что верно для семей, верно и  для сообществ, и, в конечном счете, для каждой

страны в целом» [29,11].

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан указал, что «грамотность —  это ключ,

отворяющий темницу людских  страданий, ключ к высвобождению  потенциала каждого

человека, ключ, открывающий путь к  свободе и надежде», и подчеркнул, что

Десятилетие — это «напоминание о том, что грамотность представляет собой одно

из человеческих прав». Это особенно верно в отношении женской  грамотности,

сказал он. «Все новые и новые  исследования говорят нам о том, что для целей

развития нет более эффективного инструмента, чем образование девушек  и

женщин». Г-н Аннан призвал международное  сообщество удвоить усилия по

обучению девочек, которые составляют в мире большинство детей, не посещающих

школу.

В период правления талибов в  Афганистане женщинам не разрешалось  работать, а

девочкам было запрещено посещать школу. После талибов образование  вновь стало

в Афганистане первоочередным делом  для всех граждан.

Правительство Афганистана и ЮНЕСКО приступили 28 января 2003 г. к

осуществлению крупного проекта по обучению чтению и письму жителей  этой

страны, в которой уровень грамотности  является одним из самых низких в  мире.

По оценкам ЮНЕСКО, читать и писать умеют только 51,9% афганских мужчин (в

возрасте 15 лет и старше) и 21,9% женщин. Проект «Развитие грамотности и

неформального образования и Афганистане» (LAND AFGAN) призван сократить

гендерный разрыв в этой области  путем создания национальной сети учителей

чтения и письма, владеющих современными неформальными методами обучения

[30,11].

В рамках проекта «Снова в школу» ЮНИСЕФ с 6 февраля вновь развернул  в

Афганистане кампанию в поддержку  образования для девочек. За шесть  недель до

возвращения детей в школьные классы и начала второго полного года обучения

Министерство образования Афганистана  распространяет новые учебные материалы,

полученные от ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется повышению охвата девочек

начальным школьным образованием. ЮНИСЕФ совместно с Министерством работает

над обеспечением в этом году 4,5 млн  мальчиков и девочек всем необходимым.

Несмотря на значительные успехи в  области образования, во многих странах

проблема получения образования  женщинами остается довольно острой.

В Африке положение довольно тяжёлое, грамотность людей в разных странах  очень

отличается: от 6% в Нигерии и 10% в  Мали до 70% в ЮАР и Танзании, однако, в

целом его уровень самый низший из всех регионов мира. Во всех странах  уровень

грамотности женщин ниже, чем мужчин [30,12].

На сегодняшний день в Мали выполняется  программа, посвящённая деревенским

женщинам и экологии, помогающая ознакомить деревенских женщин с  экологической

ситуацией, проблемами исчезновения лесов, чистоты воды и др.

Положение просвещения в странах  Бассейна Латинской Америки и  Карибского Моря

не такое плохое как в Африке, также и уровень развития государств намного

выше.

CARNEID под руководством ЮНЕСКО  осуществила программу высшего  образования

женщин Эквадора. Во время неё  более, чем 400 женщинам была предоставлена

возможность поднять свой уровень  знаний, стараясь не только повысить их

образование, но и улучшить состояние  здоровья, стандарты питания, обучая их

лучше заботиться о себе, предоставить им возможность играть более серьёзную

роль в обществе.

Одна из наибольших проблем стран  Китая, Индии, Индонезии, Южной Кореи,

Малайзии, Непала, Филиппин, Шри-Ланки  и Тайланда - неграмотность женщин.

Поэтому была создана Программа  грамотности для женщин, прежде всего

осуществлённая в Бутане, Китае, Папуа, Новой Гвинее, а позже - в  других

странах региона. С помощью этой программы пытаются преодолеть господствующие

в регионе предрассудки, подчеркнуть  важность женского труда (напр., в Папуа,

Новой Гвинее женщин призывали к  протестам против насилия со стороны  их мужей,

в Бутане - поднимать вопрос традиционного  разделения труда и т.д).

Уровень грамотности в арабских странах также невысок. Он изменяется от 25% в

Иране и Саудовской Аравии до ~ 50% в  Алжире и Египте ~ 60-65% в Ираке и

Тунисе и 73% в Кувейте (4;5) [29,12].

В арабских странах очень низкий уровень грамотности женщин, поэтому  ЮНЕСКО

организовала различные программы, предназначенные для решения  этой проблемы:

различные курсы для женщин (домашней экономики, шитья, вязания); семинары по

вопросам гигиены, семейной жизни, ухода за матерью и ребёнком.

Большая заслуга в распространении  женского образования принадлежит  ЮНЕСКО.

Одной из важнейших сфер деятельности ЮНЕСКО - Организации Просвещения, Науки

и Культуры Объединённых Наций, как  видно из названия, является просвещение,

поднятие его уровня во всём мире. В список её задач входят и проекты

уменьшения числа неграмотных  на Земле, и поднятие стандартов среднего и

высшего образования, и профессиональный рост в странах, не способных как

следует позаботиться о высоком  уровне образования и профессиональной

подготовки своих граждан и  т.д.

Основная миссия ЮНЕСКО в районах - помочь создать институции, предназначенные

Информация о работе История женского образования