Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в истории
педагогики.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления женского образования на Руси;
2. Выявить противоречия женского образования XIX в;
3. Охарактеризовать проблемы получения профессионального и высшего
образования в России XIX в;
4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке.
Введение.....................................3
Глава 1. История технологий женского образования в мире..........5
1.1. Становление женского образования на Руси.............5
1.2. Развитие женского образования в странах Европы...........12
1.3. Противоречия женского образования в России XIX в...............16
1.4. Проблемы женского профессионального образования в России XIX в.20
1.5. Проблемы получения высшего образования в дореволюционной России.......23
Выводы...............................
Глава 2. Технологии женского образования в ХХI веке..........27
Заключение...............................32
Список использованной литературы.......................34
для просветительских программ, развития исследований и культуры, помочь
странам создать национальные стратегии, с помощью которых они ускорили бы это
развитие; укрепить способность местных институций самим решать проблемы
неграмотности или недостаточного просвещения. Эта миссия и воплощается через
различные программы регионального просвещения, такие, как Большой Проект
Повышения Уровня Просвещения в Регионе Карибского Моря и Латинской Америки,
Региональная Программа
Тихоокеанская Региональная Программа “Просвещение для всех”, а также
Региональная Программа
Региональные программы ЮНЕСКО в настоящее время охватывают все части света,
их значение, особенно в наименее развитых странах, нельзя не оценить.
В нынешнем мире постоянно меняющихся политических, экономических и социальных
условий, когда технологии информации
развиваются с неимоверной
опять чувствуется сила гражданского общества, организованное обучение
становится особенно важным.
Образование позволяем людям эффективно преодолевать отсталость, бедность и
безработицу, содействовать делу устойчивого развития и демократии.
В процессе данного исследования были изучены проблемы женского образования в
свете истории образования. Начиная с момента своего становления, женское
образование, обнаруживало ряд противоречий,
и в большинстве случаев
от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было
замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к
женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий,
существовали трудности в
среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в дореволюционной России
проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический,
утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в
прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало
женский "идеал".
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация
женщин в сфере высшего
политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные
заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав
студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту
общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного
обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно
образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать
свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию,
журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского
"я" требует нового сознания
женственности. Ведь не
женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"
[12,156].
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти
проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине –
менялось и отношение к
проблемах и противоречиях женского образования в России.
К сожалению, приходится констатировать, что отношение общества к образованным
женщинам существенно не изменилось. Их по-прежнему не пускают в аппарат
управления, перед ними нередко закрываются двери престижных рабочих мест, а
преуспевающая женщина без мужа и детей вызовет скорее сочувствие, чем
зависть. Что касается российской практики, то образование до сих пор строится
по бесполовому принципу. И хотя в школах давно введены уроки раздельного
труда, на которых девочки учатся шить и готовить, а мальчики сверлить и
пилить, дискриминация продолжает сохраняться. Что если девушка захочет
научиться слесарному мастерству, имея технический склад ума? Почему бы не
сделать эти уроки выборными?
В заключение хочется отметить, что женское образование – это не раздельные
уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это
признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию
женщины и мужчины.
Формирование атмосферы, способствующей получению образования, и социальных
условий, при которых к женщинам и мужчинам, девочкам и мальчикам применялся
бы равный подход и они поощрялись бы к полной реализации своего потенциала
было бы эффективным средством ликвидации причин дискриминации в отношении
женщин и неравенства между женщинами и мужчинами.
Возможно, пока существует общество, проблемы образования, проблемы женского
образования не будут исчерпаны. Остается только надеяться, что мы будем идти
в ногу со временем, а не становиться тормозом прогресса.
Список использованной литературы
1.
Антология педагогической
государства 14 - 17 веков. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.:
Педагогика, 1985. -363с.
2.
Европейская педагогика от
науч. трудов, ч. 3. М., 1994, с. 158-165.
3. Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского
образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и
образовании. Иваново, 1997. С. 33–35.
4.
Женщина в гражданском
теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А.Тишкин. - СПб.,
2002.
5. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце ХIХ — начале ХХ
века. М., 1991.
6. Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История
педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое
издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956 – 479с.
7. Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1981.
8.
Модзалевский Л.Н. Очерк
древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000.
9.
Москалева М. Ю. К вопросу
о концепции женского
в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Женщины в отечественной
науке и образовании. Иваново, 1997. С. 28–30.
10. Проблемы образования в отечественной и зарубежной социологии //
Традиционные и инновационные процессы в современном образовании: Материалы
Вторых Сибирских
2-4 ноября 1995 г. – Томск, 1996. – С. 56-62.
11. Пушкарева
Н. Л. Первые российские
отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 2–5.
12. Рослякова
А.И. Из истории женского
образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V
конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и
отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
С.149-157
13. Рябова
Т.Б. Женщина в истории
средневековья. Иваново, 1999.
14. Симонова
М.В. Проблема женского
XIX века // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - С.39-46.
15. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. -
Л., 1984
16. Успенская
В. И. Женские гендерные
университетского образования // Управление качеством подготовки специалистов.
Тезисы научной конференции в ТвГУ. Апрель 1997 г. Тверь, 1997.
17. Успенская
В. Феминизм и гендерные
высшего образования //Феминизм и гендерные исследования. Учебное пособие.
Тверь, 1999.
18. Федосеева Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в
России. М., 1980.
19. Фрадкин
Ф.А. Лекции по истории
20. Школа
и педагогическая мысль
начала Нового времени. М., 1991.
21. Чич С. Н. Государственная система общеобразовательной
подготовки женской молодежи на Кубани в ХIХ - начале ХХ века / Науч. ред.
И.Я.Куценко; Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. - Майкоп, 1993. - 86 с.:
22. Чупахина Е.А. Высшие женские курсы по публикациям русских
журналов 1870-80-х гг. // Сибирь на этапе становления индустриального
общества в России (XIX - нач. XX вв.). - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2002. -
С.168-171.
23. Шабанова
Е.Г. Роль частных высших
С.-Петербурга (Петрограда) в женском движении (1905-1917 гг.) : Автореф. дис.
... канд. ист. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1996. - 27 с.
24. Шабунин А.В. Женские врачебные курсы при Медико-хирургической
академии и Николаевском военном госпитале: (К 125-летию основания) / Под общ.
ред. Микиртичан Г.Л.; Воен.-мед. музей МО РФ. - СПб., 1997. - 68 с.:
25. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М.,1990.
26. Шнырова
О. В. Проблема женского
общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и
образовании. Иваново, 1997. С. 36–39.
27. Юровская
Э.П. Проблема женского
педагогические идеи Дж.Локка // Русская культура и мир. - Ниж. Новгород,
1993. - С.134-136.
28. Лабутина
T.Л. Ранние английские
женщин в обществе. - Вопросы истории, 1997, № 6.
29. Маскалюнайте
А. Региональные
ЮНЕСКО// Иностранец. 2003. - №4
30. Миронов
В. Проблемы образования в
«Отечественные записки» 2002, №2