История Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Центральную Европу татаро-монголы образовали новое государство Золотая орда. В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ и Крым. Русские земли находились в вассальной зависимости от орды. Сами монголы считали Золотую Орду частью улуча Джучи. Центром Орды первоначально стал Сарай-Бату (Старый Сарай, располагался на территории совр. Астраханской обл.).
Первоначально монголы, бывшие язычниками, отличались религиозной веротерпимостью.

Файлы: 1 файл

Золотая Орда.docx

— 68.03 Кб (Скачать файл)

Золотая Орда

Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Центральную Европу татаро-монголы образовали новое государство Золотая орда. В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ и Крым. Русские земли находились в вассальной зависимости от орды. Сами монголы считали Золотую Орду частью улуча Джучи. Центром Орды первоначально стал Сарай-Бату (Старый Сарай, располагался на территории совр. Астраханской обл.).

 

Первоначально монголы, бывшие язычниками, отличались религиозной  веротерпимостью. Хан Бату был язычником, его брат хан Бэркэ - мусульманином, а сын Бату Сартак и хан Менгу-Тимур - христианами. В 1261 г. в Сарае даже была открыта епархия Русской Православной церкви. Но уже при хане Узбеке в начале XIV в. официальной религией Орды становится ислам. Хан Узбек основал новую столицу - Сарай-Беркэ (Новый Сарай, совр. с. Царев в Волгоградской обл.). В первой половине XIV в. при ханах Узбеке и Джанибеке Орда достигла наибольшего могущества.

 

В Золотой Орде существовали три уклада: степной (кочевой),оседлый (земледельческий) и городской. В южнорусских степях основную массу податного населения составляли кипчаки, но половецкую аристократию заменила монгольская знать. Постепенно население Орды все более оседало на земле. В окраинных районах господствовало оседлое земледелие, в центре - сочетание кочевого скотоводства и аграрной периферии городов. Первоначально города составляли основу политического и военного господства монголов, но постепенно стали центрами ремесел и транзитной торговли. В городах чеканились серебряные и медные монеты, формировался поволжский тюркский язык.

 

Территория Орды делилась на тумены, состоящие из улусов. Улусы, являвшиеся первоначально условными держаниями земли, постепенно становились наследственными владениями. В покоренных землях, включая Русь, представителями власти хана были баскаки, отвечавшие и за сбор дани. Основой суда в Орде было обычное право - Яса, с середины XIV в. ее вытесняет судопроизводство на основе шариата.

 

Татаро-монгольское  нашествие уничтожило в предгорно-плоскостной  части Северного Кавказа сотни  городов и селищ. Однако многие города Черноморского и Каспийского  побережий, а также населенные пункты близ важнейших военно-торговых трактов  возродились очень быстро. В этом была заинтересована и верховная  власть Золотой Орды.

 

Одним из крупнейших городов Северного  Кавказа был Маджары, возникший во второй половине XIII в. на берегу р. Кумы (территория совр. г. Буденовска в Ставропольском крае). Его населяли аланы и кипчаки. Здесь также проживало множество купцов как из Европы, так и из Азии. В городе обнаружены остатки ремесленных мастерских, водопровода (снабжавшего жителей водой по глиняным трубам), монетного двора, мечетей и медресе, мавзолеев. Кроме Маджара, крупными городищами Центрального Кавказа были Нижний Джулат (близ г. Майского в Кабардино-Балкарии) и Верхний Джулат (Тартаруп, близ с. Эльхонтово в Северной Осетии).

 

С конца XIII в. в Приазовье  известен г. Азак (совр. Азов). В связи с внутренними междоусобицами городище Азака вначале XIV в. было обустроено стенами и превращено в крепость. Азак был не только крепостью, он являлся важным торговым пунктом в Приазовье и центром ремесла. Самым распространенным видом ремесла в Азаке было керамическое производство. Азак также являлся одним из главных центров чеканки монеты в Орде, в нем располагались монетный и меняльный дворы. Население Азака было этнически пестрым: кипчаки, татары, адыги, армяне, иранцы, арабы, греки, русские и европейцы (итальянцы). Рядом с Азаком возникла генуэзско-венецианская Тана.

 

Золотоордынские власти оказались  заинтересованы в интенсификации торговых отношений с итальянскими республиками, контролирующими торговлю в Средиземноморье  и экономические связи Европы с государствами Востока. По их разрешению в XIII-XIV вв. в Приазовье, на Кавказе  и в Крыму возникли венецианские и генуэзские колонии.

 

В 60-70-е гг. XIV в. Золотую  Орду охватили длительные междоусобицы, победителем в которых стал хан  Тохтамыш. Но войны Золотой Орды и государства Хулагидов, а затем нашествие Тимура в конце XIV в. окончательно ослабили Золотую Орду. В 1480 г. при хане Ахмате после относительно бескровного "стояния на р. Угре" Московское княжество добилось полной независимости от Орды. Во второй половине XV в. Орда распалась на Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Большую Орду (позже - Астраханское ханство) и Ногайскую Орду.

 

Предмет: "Этнография"

 

Культура народов Северного  Кавказа

О культуре и быте раннесредневекового  населения Северного Кавказа  наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.

 

Своим происхождением культура многочисленных городищ и поселений  Терско-Сулакского междуречья восходит к местному оседло земледельческому населению, связанному с Кавказской Албанией.

 

В VI-VII вв. начинается проникновение  христианства (из Византии в Грузию). Кроме монастыря Иоанна Крестителя, находившегося в западной части  Алании, свидетельством первого проникновения  этой «мировой религии» могут быть крест с греческой надписью VIII в найденный на Рим-горе близ Кисловодска.

 

Но ни христианство, ни тем более зороастризм не могли подавить традиционные, освященные веками языческие культы, сохранявшие в условиях архаического быта свое общественное значение и доминирующую роль.

 

В VIII-IX вв. происходило дальнейшее распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Центром одной из христианских епархий константинопольского патриарха  на рубеже VII-VIII вв. был город Никопсия в Зихии. Вместе с Боспорской и Херсонесской, эта епархия называлась «Зихской». В списке епархий, составленном перед 787 г. Никопсийская и Себастопольская епархии названы «абхазскими», что дает повод предполагать переход Никопсии под власть Абхазского княжества в конце VIII в.

 

Архитектура второй половины I тысячелетия н. э. на территории Северного  Кавказа изучена слабо. Наиболее впечатляющими являются крепостные стены Хумары, имеющие толщину от 3 до 5 м, несомненно в древности считавшиеся высокими и неприступными. Внешний и внутренний панцири сложены из больших, тщательно отесанных и подогнанных песчаниковых блоков на извести, промежуток между ними забутован (та же строительная техника применялась и при сооружении жилых и хозяйственных построек, но с применением глины вместо извести).

 

Народы  Северного Кавказа боролись за независимость  и против хазар, и против Арабского  халифата. Ослабление этих двух держав способствовало постепенному освобождению народов Северного Кавказа, возникновению здесь своих собственных ранних государственных образований (Аланского союза, государств Дагестана) Эти процессы проходили неравномерно и наиболее интенсивно в тех областях, которые были больше связаны с древними цивилизациями Закавказья и Передней Азии. VI-IX века были периодом дальнейшего развития культуры народов Северного Кавказа.

 

Десятый век - первая четверть XIII в. - один из наиболее интересных периодов в судьбах народов Северного  Кавказа. Усиливаются экономические, культурные, военно-политические контакты народов Северного Кавказа между  собой и с другими народами. Переживает подъем городская и международная  торговля.

 

Рассматриваемый период начался  для народов Северного Кавказа  при благоприятных внешнеполитических обстоятельствах. Народы Северовосточного Кавказа еще в IX в. освободились от гнета Арабского халифата в конце IX - начале Х в. адыгские и аланские земли сбросили хазарское иго Одновременно этот период характеризуется установлением первых контактов между Русью и народами Северного Кавказа - тех связей, которые впоследствии сыграли огромную роль в истории региона.

 

Адыги (общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов) занимали западную часть Северного Кавказа, Прикубанье и часть Черноморского побережья. В византийских и русских летописях адыги были известны под названием «касоги», а у восточных авторов - «кашаки».

 

В начале Х в. возросло политическое значение Алании. Конец продолжавшейся в течение 200 лет политической зависимости от хазар и приобретение самостоятельности способствовали как успехам в области экономической жизни, так и росту международного престижа Алании.

 

История Алании - это не только история алан - предков современных  осетин. В состав сперва племенного союза, а затем государства алан входили (и, возможно, иногда под этим термином скрывались) отдельные, менее многочисленные группы вайнахов, возможно тюрок, части адыгов.

 

Большое значение в истории  русско-северокавказских взаимоотношений  имел и поход 944-945 гг., когда русы овладели крупнейшим в то время городом Закавказья Берда (Партавом). Примечательно, что в последнем походе в военных действиях на стороне руссов участвовали аланы и лезгины, что является свидетельством союза Киевской Руси с этими народами.

 

Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов  во всех сферах - торговоэкономической, культурной, военно-политической - сыграло образование Тмутараканского княжества.

 

Значительные навыки и  знания требовались и при строительстве  некоторых видов погребальных памятников - катакомб, гробниц, склепов. Великолепным образцом высокого мастерства художников-камнетесов того времени можно считать древний  дольменообразный склеп на р. Кривой в Западной Алании. Он сооружен из девяти тщательно обработанных и точно подогнанных плит, и снаружи уже в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными изображениями людей, собак, оленей, птиц, крестов и т. д. Каменные плиты с плоскорельефными изображениями всадников, охотников с луками, овец и прочих фигур и узоров, а также надгробные плиты и кресты с выгравированными на поверхности орнаментальными мотивами и греческими надписями, относящиеся к Х- XIII вв. и более позднему времени, найдены и в других местах Центрального Кавказа и Прикубанья (Гиляч, Теберда, Рим-Гора, Малый Зеленчук, Верхний Чегем, Безенги, р. Баксан и др.).

 

Со строительством связаны  также кубачинские каменные рельефы с изображением различных бытовых или военных сцен, покрыты эпиграфическим и растительным орнаментом.

 

Некоторые сосуды покрывались  темно-серым, черным и красным лощением, иногда до зеркального блеска. Поверхность  многих из них орнаментировалась  всевозможными нарезными, желобковыми  рельефными, ногтевидными, точечными  узорами и лощеными полоскам»  в виде сетки, прямых и волнистых  линии и т. д.

 

Вместе с проникновением тюркского этноса в Предкавказье наблюдается распространение монументальных каменных статуй.

 

Замечательными памятниками  изобразительного искусства являются половецкие «каменные бабы» - монументальные скульптурные изображения женщин и  мужчин из камня, олицетворявшие умерших  предков.

 

В X-XI вв. крупным очагом христианства на Кавказе была Тмутаракань, несомненно, оказывавшая культурно-религиозное  влияние на соседние адыгские племена. Археологическими раскопками на Таманском  городище открыты фундаменты двух христианских храмов крестообразного и одноапсидного (датируемого 1023 г.).

 

В X-XII вв. христианство, проникшее  из Византии при посредств (Грузии, получило широкое распространение  в Алании. В начале Х в. в связи с пропагандой этой религии Константинополь организую Аланскую митрополию и разворачивает в верховьях Кубани широкое церковное строительство. В ущелье р. Большой Зеленчук сооружается кафедрал Аланской епархии - северный Зеленчукский храм.

 

Христианское влияние  в Дагестане прослеживается весьма отчетливо по многочисленным данным. Значительное число христианских могильников VIII-X вв. в Аварии (близ сел Урада, Тидиб, Хупзах Галла,. Тинди, Кванада, Ругуджа) - захоронения более двух десятков христиан - свидетельствует о количестве христианского населения и несомненно, об успехах политики христианизации.

 

В рассматриваемое время  все большую роль во всех областях жизни народов Северного Кавказа  начинает играть ислам. Первые шаги этой религии на Кавказе относятся  к VII-VIII вв. и связаны с арабскими  завоеваниями.

 

Процесс проникновения ислама в Дагестан затянулся примерно на 900 лет. В X-XII вв. территория Юго-Восточного Дагестана постепенно входила уже  в число «мусульманских государств». Надписи повествуют о строительстве  мечетей и других культовых сооружений.

 

Проповедниками ислама выступали  в X-XII вв. не только арабы в многочисленные «гази» («воители за веру») из разных стран, но и мусульманское население  Дербента. В укреплении позиций ислама в XI-XII вв. в ряде районов Дагестана  важную роль играли Ширван и Гилян.

 

В X-XII вв. позиции арабского  языка в Дагестане значительно  усилились. Среди местного населения  появились лица, владеющие арабским, языком и писавшие на нем. Большое  число эпиграфических памятников XI-XII вв., обнаруженных в Дагестане, указывает, что арабский язык имел довольно широкое  распространение. Если первоначально  интерес к арабскому языку  был связан с исламом, с чтением  Корана, с мусульманским богослужением, то вскоре это оказалось недостаточным. В связи с проникновением богатой литературы народов Востока на арабском языке по самым различным отраслям наук интерес к арабскому языку значительно усилился. Вместе с арабским языком попадали не только Коран и кораническая литература, но и произведения по истории, географии, астрономии, логике, медицине, по арабской грамматике и лексикографии.

Информация о работе История Золотой Орды