История Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Центральную Европу татаро-монголы образовали новое государство Золотая орда. В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ и Крым. Русские земли находились в вассальной зависимости от орды. Сами монголы считали Золотую Орду частью улуча Джучи. Центром Орды первоначально стал Сарай-Бату (Старый Сарай, располагался на территории совр. Астраханской обл.).
Первоначально монголы, бывшие язычниками, отличались религиозной веротерпимостью.

Файлы: 1 файл

Золотая Орда.docx

— 68.03 Кб (Скачать файл)

 

Складывание Золотой Орды началось при Бату, наивысшего расцвета это государство крупных кочевых феодалов достигло при хане Узбеке (1312-1342 гг.). Монгольские феодалы изначально проводили жестокую грабительскую политику в отношении подневольного населения, с трудом принимая во внимание, что это отрицательно сказывается на собственно государственных интересах самой Орды.

 

 

Русские летописи сообщают (под 1278 г.) о крупном  восстании на Северном Кавказе в 1277 г. и осаде монголами, с привлечением дружин русских князей, аланского  города Дедякова. Судя по всему, сюда были привлечены силы со всей Золотой Орды, и командовал ими сам хан Менгу-Тимур (1266-1280 гг.). "Славный ясский город Дедяков" пал в феврале 1278 г. Он был сожжен и разграблен. Ряд исследователей полагают, что под Дедя-ковым надо понимать Верхне-Джулатское городище в Северной Осетии, другие считают, что Дедяков надо искать на р. Сунжа ("Севенц" - русских летописей).

 

 

Восстание было вызвано, скорее всего, усилением налогового гнета  в Золотой Орде, причем, налоги взимались  не только деньгами и имуществом, но и людьми - "дань кровью", "дань девушками". Каждый год надо было выдать монголам десятую часть от количества людей в том или ином населенном пункте.

 

В 40-60-х гг. XIII в. значительная часть северокавказского населения, именуемая в источниках "аланами" и "асами", была вынуждена покинуть родину. Несколько тысяч мужчин попало в гвардию монгольских императоров и оказалось в Китае (позже их численность могла возрасти, есть цифры, что в XIV в. асская гвардия императора в Пекине насчитывала 30 тыс. чел.), другая группа алан ушла в Венгрию с половцами хана Котяну, образовав здесь этническую область Ясшаг. Большие массы алан покидали равнины и уходили в ущелья Центрального Кавказа, оседая в бассейне р. Большая Лиахва по соседству с местными нахоязыч-ными двалами. Вассал Хулагидов - грузинский царь Давид (около 60-х гг. XIII в.) селил знатных алан, бежавших от монгольского хана Берке близ Тбилиси, Дманиси и в Жинвали. Кстати, такое переселение весьма приветствовали хулагидские власти в Грузии, обязывая алан нести военную службу, в том числе и в грузинских крепостях.

 

 

Такая политика грузинских царей по отношению к горцам Большого Кавказа и северокавказским аланам проводилась не только по приказу  хулагидов, но и в сугубо национальных интересах. Это был тыл Грузии, изнемогавшей в борьбе с насилиями монгольских захватчиков. В конце XIII - начале XIV вв. очередной монгольский наместник Хулагидов вынудил царя Давида IV бежать в Мтиулети. Здесь он собрал горцев и, очистив Дарь-яльское ущелье от монгольской стражи, укрепился в горах. Монгольский отряд поднялся от Мцхеты и, перейдя Крестовый перевал, осадил было Степан-Цминду (Казбеги). В ответ царь Давид набрал 15-тысячное войско из горских обществ Кавказа и нанес ощутимые потери монголам, вынудив уйти их на равнину.

 

Вместе с тем, торговые, стратегические и политические интересы Золотой Орды требовали сохранения стабильности на Северном Кавказе. Во-первых, здесь проходили трассы торговых путей международного значения, на перекрестьях которых возникли такие золотоордынские города, как Маджары (на р. Кума), Нижний Джулат (на р. Терек близ г. Майский, Кабардино-Балкария) и Верхний Джулат (близ сел. Эльхотово, Северная Осетия). Во-вторых, Северный Кавказ становился фронтом в борьбе потомков Джучи с потомками Хулагу в Иране за владение Кавказом. В-третьих, на Северном Кавказе стали располагаться летние кочевые ставки ханов, зафиксированные в Пятиго-рье, Маджарах, Джулате в междуречье Терека и Сунжи, на Су-лаке. В силу этих и других причин, жизнь в равнинно-предгорной части нахских земель постепенно оживает. Тем более, что монголы быстро растворялись в тюркоязычной среде, перенимая язык и традиции исконных обитателей предкавказских степей.

 

Монгольская империя ненадолго  пережила своих основателей и  быстро распалась на независимые  друг от друга владения, которые  затем немедленно вступали в борьбу за пограничные земли. Так, Золотая  Орда и Хулагидский Иран (Ильханат) уже через 20 лет после завоевания империей Кавказа открывают масштабную войну. В 1262-1263 гг. Северный Кавказ становится ареной междоусобных войн монголов. Как известно, в условиях военного времени монголы проводили всеобщую мобилизацию, в том числе и среди покоренных народов. Воинская повинность являлась обязательной. Так, хулагиды временно мобилизовывали в Грузии, в необходимых случаях, до 20 /о мужского населения, наверное, подобный подход имел место и в Золотой Орде, широко привлекавшей русских, кипчаков, алан, черкесов, лесгов и других горцев в свои войска.

 

Основные военные действия между джучидами и хулагидами развернулись, по мнению X. А. Хизриева, в границах современной Чечни. Война началась летом 1262 г. с набега трех золото-ордынских туменов на Ширван. Мобилизовав силы, Хулагу выбил их из Дербента и, преследуя противника, вышел через Прикаспийский Дагестан на левый берег Терека через броды в районе современного сел. Брагуны. Отсюда начинались степи Дешт-и-Кипчака - сердце Золотой Орды, основа существования кочевых племен. В январе 1263 г. на левом берегу Терека (напротив впадения Сунжи) встретились две громадные армии, насчитывавшие по 300 тыс. воинов. Грандиозное зимнее сражение продемонстрировало превосходство золотоордынской армии, хула-гиды были вынуждены отступить и вернулись назад той же дорогой - через Дербентский проход. Дербент был закреплен за Золотой Ордой. Следует сказать, что в этот период один из корпусов Хулагу стоял с южной стороны Дарьяла .

 

Следующая кампания состоялась в 1265 г., когда хан Берке вторгся в Ширван. Военные действия завершились миром только в 1267 г. и обескровили значительные территории Северо-Восточного Кавказа.

 

В последующем военная  активность монголов по-прежнему сосредотачивалась  на Дербентском и Дарьяльском  проходах, где содержались значительные силы золотоордынцев, ввиду постоянных претензий хулагидов.

 

В 1319 г. великий золотоордынский  хан Узбек через территорию Дагестана  и Дербент совершил поход в  пределы Северного Азербайджана. В ответ на это в 1321 г. хулагидский эмир Чупан прорвался на Северный Кавказ из Грузии через Дарьяльское ущелье, а вернулся в Закавказье через Дербент, подвергнув на своем пути сплошному разорению земли в пределах Осетии. Ингушетии, Чечни и Дагестана. Военные действия возобновлялись и в течение последующих десятилетий: в 1335 г., в 1356/1357 г. и т. д.

 

Любопытно отметить, что  после отступления хулагидов, еще одна большая группа аланской знати бежала в Грузию под покровительство грузинских и монгольских властей. Видимо, это было связано с их политической ориентацией и недовольством золотоордынским господством.

 

 

Ввиду политической нестабильности в Золотой Орде, связанной с  борьбой различных претендентов за ханский трон, возрастает роль ее земледельческих окраин, падает авторитет  и влияние степной аристократии. Так, после Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий  Донской наголову разгромил довольно мощную армию Мамая, авторитет Орды пал весьма низко. Из источников того времени исчезают указания на власть или значение Золотой Орды на Северном Кавказе.

 

В заключение следует еще  раз вернуться к вопросу об изменениях этнической ситуации на Северном Кавказе в период монгольского нашествия  и последующего владычества в XIII-XIV вв.

 

Так в наибольшей степени  была ослаблена северокавказская Алания. Аланы массами скаплиивались в горах Кавказа, где тем самым завершилась иранизация нахоязычных предков осетин; часть алан даже перевалила Кавказский хребет и оказалась в соседстве двалов и дурдзуков. Начинается аланская иранизация двалов - нахского населения на территории бассейна Б. Аиахвы и Нарской котловины Картлии (В. Н. Гамрекели, В. X. Тме-нов).

 

Кипчаки, бежавшие в горы Центрального Кавказа (где жили частично иранизированные и тюркизированные еще в раннем средневековье предки балкарцев и карачаевцев) оказали серьезное воздействие на их этногенез. Современный балкаро-карачаевский (как и кумыкский) язык относится к кипчакской, точнее к кипчако-огузской подгруппе тюркской семьи языков. Вместе с тем, в языке карачаевцев и балкарцев отмечены существенные элементы исконно кавказских языков.

 

Численность нахоязычного населения предгорно-плоскостных районов Центрального и Северо-Восточного Кавказа в период ордынского нашествия резко сократилась, достаточно вспомнить 270 тыс. чел. убитых и взятых в плен при штурме Магаса.

 

Практически исчезли аланы  в западной части Северного Кавказа. Вследствие этого, из Приазовья начинается продвижение части адыгских племен, перешедших под влиянием монголов от оседлости к полукочевому образу жизни. Основу их экономики в XIV-XV вв. составляло экстенсивное скотоводство, которое требовало постоянной смены  пастбищных угодий. В XIV в. первые адыгские памятники появляются в верхней  части Кубани, где их дальнейшему  продвижению препятствовали монгольские  и кипчакские кочевья в районе Кавказских Минеральных вод и Ставропольской возвышенности.

 

В военных действиях этого  года опять участвуют воинские соединения численностью до 300 тыс. чел. После прохождения  таких масс людей и конницы  земля превращалась в камень, и  на ней годами не вырастала трава.

 

 

Нахское население высокогорной части Чечни и Ингушетии в период монгольского нашествия относительно не пострадало, более того, здесь произошло резкое увеличение населения за счет притока плоскостных жителей. Вместе с тем, уже в XIV в. жизнь на равнине возобновляется, хотя и не в прежнем объеме. Здесь уже не сотни селений, а десятки, впрочем, довольно крупных. Северный Кавказ в конце XIII - XIV вв. превращается в экономический и политический центр Золотой Орды, соперничая по значимости с густонаселенным Поволжьем, где располагалась официальная столица государства. По свидетельству ал-Омари, "у султана этого государства (Золотой Орды. - Я. А.) рать черкесов, русских и аланов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (то есть много скота. - Я. А.), текут реки, добываются плоды".

 

В горах Чечни и Ингушетии  в этот период наблюдается даже определенный социально-экономический подъем. Ущелья нахов ощетиниваются сотнями боевых и жилых башен, растет террасное земледелие, местные ремесленники овладевают все новыми отраслями производства, особенно развивается оружейный промысел: так называемые "аланские" доспехи пользуются большой популярностью у монгольской знати.

 

Возможно, что перенаселенность гор привела к интенсификации производящих форм хозяйства, к усилению социальной дифференциации; к эпохе  башен относятся многочисленные предания о местных князьях "эли", которые вели захват пастбищ, дорог  и перевалов, занимались пленением  и последующей продажей людей.

 

Определенное значение имели  городские центры Золотой Орды, которые  были не столько административными  и аграрными, сколько, прежде всего, торговыми центрами, в том числе  и работорговли. Это Маджары, Верхний Джулат и Нижний Джу-лат (Татартуп). Есть также данные о возрождении Тарков, Ма-гаса (Алхан-Калы) и о некоем крупном золотоордынском городище на левом берегу Терека (в границах Шелковского района современной Чечни). Типично золотоордынские поселения XIII-XIV вв. были обнаружены близ сел. Закан-Юрт и Самашки.

 

 

Памятником золотоордынской  эпохи является мавзолей Борга-каш у сел. Плиево (Ингушетия), сооруженный в 1405/1406 г.

 

 

 

 

Во всех золотоордынских  городах Северного Кавказа были так называемые "аланские" и "черкесские" кварталы, где торговцы из горских  народов могли встречаться на базарах с купцами из Испании, Италии, Византии, Ирана, Египта, Руси, Средней Азии и Китая, массами приезжавшими и постоянно жившими в указанных городах. Ибн Баттута в XIV в. писал о золотоордынских городах: "каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их".

 

В XIII-XIV вв. в Крыму и  на черноморском побережье Кавказа  возникли крупные генуэзские колонии. С ними связана трагическая страница в истории всех горских народов. Дело в том, что генуэзцы массами  вывозили рабов в Египет и страны Средиземноморья. Ввиду того, что  египетский правящий военный класс (мамлюки) формировался за счет кипчаков и горцев Кавказа, этот "товар" стал основным в отношениях Золотой  Орды и Египта. Генуэзцы на своих  кораблях доставляли в Каир тысячи пленных мальчиков, которые проходили  обучение в мамлюкских военно-спортивных школах и становились профессиональными воинами. В 1382 г. в Египте утвердились так называемые "черкесские" султаны, которые были выходцами, главным образом, с Северного Кавказа. В период их правления вывоз горцев в Каир достиг огромных размеров. Ввиду этого Египет имел весьма дружеские связи с Золотой Ордой. Но для населения Северного Кавказа такой "экспорт" живой силы был, конечно, кровоточащей раной.

 

 

Со времени правления  хана Узбека (1312-1342 гг.), при котором  Северный Кавказ стал экономическим  и политическим центром Золотой  Орды, ислам утверждается как государственная  религия . Вместе с тем, проводилась политика веротерпимости на завоеванных территориях. Так, на Северо-Восточном Кавказе и в Прикубанье действовали католические миссионеры, а в золотоор-дынских городах стояли православные храмы, обслуживаемые русскими священниками.

 

Надо отметить, что в XIII-XIV вв. ислам быстро распространяется и в горных районах Дагестана. Есть определенные данные, что и  в Чечне ислам имел уже своих  сторонников в конце XIV в. Но в то же время и в Дагестане, и в Восточной Чечне, и в других нахских горных районах сохранялись языческие верования и почитаемые христианские церкви. В конце XIV в. грузинский католикос Евфимий указывал на наличие христианских храмов в Цахуре, Хунзахе и в "стране Нахче".

Информация о работе История Золотой Орды