Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:06, реферат
Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Центральную Европу татаро-монголы образовали новое государство Золотая орда. В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ и Крым. Русские земли находились в вассальной зависимости от орды. Сами монголы считали Золотую Орду частью улуча Джучи. Центром Орды первоначально стал Сарай-Бату (Старый Сарай, располагался на территории совр. Астраханской обл.).
Первоначально монголы, бывшие язычниками, отличались религиозной веротерпимостью.
В X-XII вв. в Дагестан проникла также грузинская письменность. В настоящее время обнаружено около двадцати крестов с грузинскими надписями, некоторые кресты несут двуязычные надписи (на грузинском и местных языках).
Грузинская письменность была распространена и в горах Чечено-Ингушетии. Грузинские надписи на камнях и черепицах Тхаба-Ерды и других храмов, находки рукописных псалтырей в Тхаба-Ерды и Маги-Ерды позволяют думать, что христианское богослужение тут проходило на грузинском языке Как известно, в рассматриваемый период народы Северного Кавказа своей письменности не имели. Прямое указание об этом дает арабский автор конца Х в. Ибн Ан-Надим: «Кавказские владетели не имеют собственных письмен».
Изучение истории народов нашей страны, в частности народов Северного Кавказа в период татаро-монгольских завоеваний, свидетельствует об исключительно отрицательной роли этих завоеваний в судьбах народов. Источники неопровержимо показывают, что этот трагический период в истории народов Азии и Европы являлся вместе с тем периодом героической борьбы народов за свою независимость. Эта упорная, часто стихийная, неорганизованная, но никогда не прекращавшаяся многовековая борьба сыграла прогрессивную и в конечном счете решающую роль для дальнейшего развития производительных сил и освобождения завоеванных татаро-монголами территорий.
Города Азербайджана (Ардебиль, Байлакан, Гянджу и др.) татаро-монголы предали грабежу и разрушениям. Население городов, оказывавшее сопротивление завоевателям, беспощадно истреблялось, а остававшихся в живых обращали в рабство. Армянский историк Киракос Гандзакеци, очевидец большинства этих событий, описывает печальную картину: «Страна вся была полна трупами умерших, и не было людей, чтоб похоронить их. Иссякли слезы на глазах любящих, в страхе перед нечестивцами никто не осмеливался оплакивать павших... Как будто мраком был объят весь свет, и полюбили люди ночь пуще дня. Разграблены были имущество и богатство, но жадность их (татар) к вещам не была утолена. Они рыскали по всем домам и покоям, но там ничего не осталось... И на такую горькую долю обрекли они многие народы и племена».
Первый поход татаро-
Такой крупный город, как Дербент, также сохранил свою независимость вплоть до 1239 г. Именно в Дербенте в 1222 г. нашли убежище кыпчаки после поражения, нанесенного им татаро-монголами на Северном Кавказе.
К планомерному завоеванию
Северного Кавказа татаро-
Лишь осенью 1238 г. возобновились военные действия на Кавказе. На этот раз татаро-монголы нанесли удар по аланам, обитавшим в центральной части Северного Кавказа. Захватчиков должны были привлекать занятые аланами подступы к оживленным перевальным дорогам в Закавказье (нынешние Военно-Сухумская, Военно-Осетинская и Военно-Грузинская дороги). Кроме того, у татаро-монголов были старые счеты с аланами, выступавшими против них еще в 1221-1222 гг.
Четыре года понадобилось татаро-монголам для завоеванания ключевых позиций в горной полосе Северного Кавказа.
Проникнув на Черное море и превратившись в первую торговую державу в Европе, Генуя развернула энергичную деятельность за
упрочение своего влияния в Крыму и приморской зоне Северо-Западного Кавказа, которые находились под контролем Золотой Орды. В 1266 г Менгу-хан разрешил генуэзцам основать на месте небольшого поселка в Крыму торговую колонию Кафу (ныне Феодосия); это явилось важной вехой в процессе колонизации итальянцами Причерноморья.
Чем же торговали генуэзцы на Северном Кавказе? Главным образои они ввозили итальянские сукна, бокассины, букаран (легкая драгоценная ткань), хлопчатобумажные и бархатные ткани, парчу, ковры, хлопок сырец, венецианское стекло, мыло, ладан, клинки сабель с вытесненными на них надписями, гербами и рисунками), соль, рис горчицу, имбирь и некоторые утонченные пряности. Вывозились в основном сушеная и соленая рыба, лисьи, куньи и прочие меха, хлеб воск, а также мед, икра, вино, фрукты, дерево (самшит и иные сорта) кожи и др.
Религия и религиозные верования. В XIII-XV вв. значительное распространение на Северном Кавказе получил ислам. В укреплении и распространении мусульманства значительную роль сыграли как Золотая Орда, где ислам утвердился в XIII-XIV вв., так и Тимур. «Война за веру» против христиан и язычников Северного Кавказа превратилась в постоянный промысел так называемых «газиев' (воителей). Однако господствующей религией ислам в описываемое время стал лишь в Южном и в Центральном Дагестане.
В Дагестане и городских центрах Предкавказья повсеместно строились мечети. В XIV в. соборная мечеть существовала и в Пятигорье. Однако в описываемое время жители ряда районов Северного Кавказа придерживались христианской религии.
Православные храмы
Опираясь на генуэзские и венецианские фактории, католические миссионеры проводили в XIII-XV вв. активную деятельность по
распространению своего вероучения. В связи с этим в XIV в. на Северном Кавказе стало распространяться католичество.
Католичество на Северном Кавказе не в состоянии было пустить глубокие корни, а захват генуэзских факторий османами в 1475 г. положил конец деятельности в этом крае папских миссионеров.
Захват черноморских городов Османской империей нанес большой удар и по православию на Северном Кавказе, лишив христиан постоянной свиязи с Византией. И все же православие в XV в. имело большее распространение на Северном Кавказе, чем католицизм.
В результате опустошительных
нашествий татаро-монгольских
Черкесия. Впервые названием «черкесы» письменные источники стали обозначать адыгов в 30-х годах XIII в. Монголы зафиксировали этот этноним в форме «серкесут». Позже, в XIV-XV вв., черкесами стали называть адыгов восточные, европейские и кавказские источники. Появление термина связывают с политическими событиями XIII в., а именно с разгромом татаро-монголами алан, оттеснением их в горы и расселением в Предкавказье тюркоязычных народов. Хорошо знакомый с Северо-Западным Кавказом генуэзец Д. Интериано сообщает, что «зихи», называаемые так на языке простонародном (итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адыга». Они живут (на пространстве) от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Боспору Киммерийскому, ныне называемому Восперо. Архиепископ Иоанн де Галонифонтибус, посетивший Кавказ в конце XIV-начале XV в. сообщает: «Страна, называемая Зикией или Черкесией, расположена у подножья гор, на побережье Черного моря. Они не имеют царя, и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав».
Массовое продвижение адыгов на восток до р. Сунжи имело место в XV в. после бесповоротного заката могущества Золотой Орды. Переселившихся на восток адыгов начали называть кабардинцами.
Исследователи считают, что в этнониме «къэбердэй» частица «берды» взята из тюркских языков и оформлена окончанием «эйч», являющимся показателем принадлежности. «Къэбердэй» - это то, что принадлежит Кабардыю.
Балкарцы и карачаевцы. Балкарцы и карачаевцы, как полагают исследователи, в начале описываемого времени были единой этнической общностью. Процесс тюркизации доаланского населения Северного Кавказа, начавшийся со времени появления здесь болгар, еще более усилился с приходом на Северный Кавказ кыпчаков.
Северная Осетия. Осетины,
относящиеся по языку к североиранской
группе индоевропейских народов, являются
прямыми потомками
Чечено-Ингушетия. О предках чеченцев и ингушей сведений, относящихся к XIII-XV вв., в письменных источниках очень мало. В «Армянской географии», древнейшая рукопись которой не восходит далее XIII в., упоминается народ «хохчу».
Владения Дагестана. Дербент и Южный Дагестан. В политическом устройстве многоязычного Дагестана в XIII-XV вв. произошли довольно существенные изменения.
Ногайцы. Ногайский этнос складывался до прибытия ногайцев на Северный Кавказ. Самоназвание - ногай (ногайлар). Под этим названием они известны и соседним народам Северного Кавказа. Название это происходит от имени золотоордынского темника XIII в. Ногая из рода Джучи, сына Чингисхана, который неоднократно упоминается в письменных источниках того времени. Известно, что Золотая Орда не была этнически однородной. Среди монгольских племен, воспринявших от кыпчаков тюркский язык, были мангыты, большая часть которых была подвластна Ногаю. В XIV в. в связи с распадом Золотой Орды образовалась Ногайская Орда.
Поселения и жилища. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе существовали поселения разных типов. В горских районах Восточного и Центрального Кавказа поселения были скученными и располагались на горных склонах и ущельях, что делало их малодоступными для нападения. Эти поселения укреплялись боевыми башнями, замками, иногда каменными защитными стенами.
В раскопанном жилище на Тлюстенхабльском селище в Адыгее обнаружена глинобитная печка, прямоугольная в плане, вверх полукруглая. Она была сооружена путем обмазывания глиной каркаса и прутьев. В глину была подмешана солома. Печка опиралась на деревянные конструкции. По словам Интериано, у адыгов в XV в. строили специальное помещение для гостей - кунацкую.
Прикладное искусство. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе дальнейшее развитие получило прикладное искусство: резьба по камню и дереву, художественная керамика, художественная обработка металла изготовление узорчатых войлоков и ковров, золотошвейное искусств» и др.
Каменные плиты со строительными
надписями, надгробные памятники, тимпаны
и наличники покрывались
Своеобразными памятниками архитектуры являлись также мавзолеи и склепы.
Памятники письменности. В начале XIII-XV в. адыги, по свидетельству Юлиана и Интериано, имели у себя богослужебные книги на греческом языке и отправляли церковную службу «словами и письменами греческими».
Наличие в Дагестане медресе показывает, что грамотными людьми здесь являлись не только выходцы из дальних стран, но и местные жители. Это подтверждается и этнографическими памятниками, содержащими имена писцов, иногда с нибсой (т. е. указанием на место их происхождения).
У народов Северного Кавказа пользовались почетом улемы, т. е. знатоки мусульманских догм, правовых норм, исторических традиций и некоторых естественных наук.
Горцы и северокавказские аланы в период господства Золотой Орды. Я. Ахмадов
Катигория: История | автор: mairbek | 9 июня 2009 | Просмотров: 325
Горцы и северокавказские аланы в период господства Золотой Орды. Я. Ахмадов
Страница: 1/7
Ослабленные войной на Северном Кавказе и в Руси татаро-монголы не смогли пробиться в страны Западной Европы (хотя их армия достигла весной 1242 г. Адриатического побережья), тем более, что в их тылу немедленно стали вспыхивать народные восстания и усиливаться партизанские действия отрядов-мстителей. Уже в 1241 г. восстали кипчаки, чьи кочевья находились в этот момент в пределах Северо-Восточного Кавказа и Дагестана. На многие годы затянулось сопротивление в отдельных районах Алании. Так, европейский путешественник Плано Кар-пини, побывавший на Кавказе в 1246 г., указывает на "некую часть аланов, оказавших мужественное сопротивление и доселе не подчиненных им (монголам. - Я. А.)". Далее он говорит, что ордынцы уже 12 лет ведут осаду "одной горы в земле аланов" и не могут ее взять. Речь здесь идет, конечно, о собственно горских народах Алании.
Французский посол в Монгольскую империю Гильом Рубрук, в 1253-1254 гг. побывавший проездом на Северном Кавказе, писал, что живущие в горах черкесы, аланы и лесги "все еще не покорены", и, что на блокирование ущелий аланов выделена пятая часть войска Сартака (сына Бату). Согласно арабским источникам, в "стране асов" постоянно находился 10-тысячный монгольский тумен.
Ряд чеченских преданий говорит об ожесточенных схватках с монголами, пытавшимися проникнуть в ущелья. Предки аухов-ских чеченцев зафиксировали факты борьбы с захватчиками в арабоязычных хрониках. Указываются и имена предводителей ау-ховцев - Таймасха, Янбек, Маьда.