Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:06, реферат
Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Центральную Европу татаро-монголы образовали новое государство Золотая орда. В Золотую Орду входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ и Крым. Русские земли находились в вассальной зависимости от орды. Сами монголы считали Золотую Орду частью улуча Джучи. Центром Орды первоначально стал Сарай-Бату (Старый Сарай, располагался на территории совр. Астраханской обл.).
Первоначально монголы, бывшие язычниками, отличались религиозной веротерпимостью.
Около 1363 г. образовалось католическое епископство "Каспийских гор", а к 1392 г. в Дагестане было пять католических миссионерских центров (Комек, Тума, Таргу, Дургели, Микаха). Возможно, что под последним названием скрывается "Мичага" или "Мичихач" - одно из нахских обществ Восточной Чечни (Нахч-Мохк), где, кстати, Евфимий указывает на наличие христианского храма.
Вплоть до 1366 г. продолжала существовать Аланская епархия православной (греческой) церкви, а Зихская епархия католической церкви действовала на Северном Кавказе вплоть до 1398 г., пока не была упразднена за фактическим отсутствием паствы. Но в целом, нахи Северного Кавказа продолжали придерживаться своих традиционных языческих верований, что объективно подтверждается обильным археологическим материалом.
В конце XIV в., по мнению одних
авторов, на территории Чечни и Ингушетии
сложилось образование
Следует отметить, что с ослаблением Золотой Орды усиливаются местные социальные верхи не только Чечни, но и других районов Северного Кавказа. Так, согласно скупым данным источников, можно предположить, что на территории современной Карачаево-Черкесии к концу XIV в. властвовал Буракан, в пределах современных границ Кабардино-Балкарии и части Осетии (Дигории) - братья Кулу и Таус, над подступами к Дарьялу и близлежащими ущельями Осетии и части Ингушетии господствовал некий Пулад.
Первым из золотоордынских ханов принял ислам Берке (1248 или 1251 г.). Он же объявил ислам государственной религией, но без особого успеха. Ислам среди монголо-татар Северного Кавказа полностью утвердился только в правление Едигея (1397-1417 гг.).
Дело в том, что источники конца XIV в. говорят, что сын правителя Симсима (раннегосударственное образование Чечни) - Мухаммед был мусульманином, также как и жители его удела. Иначе трудно объяснить их переход на сторону "воителя за веру" Тимура, когда он начал завоевание Симсима (X. А. Хизриев, Э. В. Ртвеладзе).
ДОН И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Регион
в эпоху Великого переселения
народов. Этнокультурная
региона в I-IV вв. н.э. Племена и народы Северного Кавказа, их расселение, занятия и
общественный строй. Аланы и их роль в этнополитическом развитии Северного Кавказа в
первые века н.э. Готы в Северном Причерноморье.
Великое
переселение народов.
этнополитического развития края. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе после
распада державы гуннов. Формирование государственности у алан. Авары, тюркюты и булгары.
Политика Византийской империи в регионе. Тюркютский каганат. Образование Великой
Булгарии и Хазарского каганата.
Булгарские
племена в раннем
взаимоотношения с соседними народами. Распад Великой Булгарии. Судьба булгарских
племен. Волжско-Камская Булгария и Русь.
Хазарский
каганат и его роль в
общественный строй. Возникновение городов. Арабо-хазарские войны. Их итоги и последствия
для каганата. Развитие земледелия и торговли, рост городских поселений. Памятники
хазарской эпохи на Дону и Северном Кавказе. Принятие иудаизма в качестве государственной
религии. Борьба с кочевыми племенами венгров и печенегов, взаимоотношения с Древней
Русью. Ослабление и гибель каганата.
Алания во второй половине IX-XII вв. Освобождение Алании от политического
влияния Хазарского каганата. Оформление раннефеодального государства у алан. Система
занятий населения, возникновение поселений городского типа. Распространение христианства.
Взаимоотношения средневековой Алании с кочевыми племенами, Византией, государствами
Закавказья. Тенденции феодальной раздробленности накануне нашествия монголо-татар.
Государственные
образования на территории
образования в Дагестане IV-VI вв. Дербент. Борьба народов Дагестана с арабским завоеванием.
Влияние арабов на социальное и культурное развитие дагестанских этносов. Начало
распространения ислама. Крупнейшие этнополитические объединения Дагестана в X-XII вв.:
Дербентский эмират, Кайтаг, Зирихгеран, Табасаран, Сарир, Гумик (Кумух).
Адыгские
народы в раннем средневековье.
Этнополитические образования адыгов: Зихия, Касожский и Абазгский союзы. Социальный
строй и хозяйство адыгских племен, их взаимоотношения с соседями.
Тмутараканское княжество и его роль в развитии русско-кавказских связей. Борьба
русских дружин с кочевниками на территории края. Отношения с адыгами, аланами, народами
Дагестана, Византией.
Печенеги.
Происхождение печенегов и их
роль в ранней истории региона.
социальный строй и культура печенежских племен. Взаимоотношения печенегов с Хазарией,
Византией и Русью. Печенеги и торки-огузы.
Половцы на Дону и в Предкавказье. Хозяйство и социальная структура общества у
кочевников. Приднепровская и донская группы половецких племен. Походы русских дружин в
половецкие степи в начале XII в. Половцы в Предкавказье: взаимоотношения с аланами,
адыгами, вайнахами. Поселение части половецких племен в Грузии. Половецкие племенные
объединения накануне монголо-татарского нашествия.
Татаро-монгольское нашествие. Вторжение монголов в Закавказье и на Северный
Кавказ. Поражение аланов и половцев в 1221-1222 гг. Битва на Калке. Татаро-монгольское
нашествие и разорение Руси. Разгром монголами половцев и волжских булгар. Героическая
борьба народов Адыгеи (1237), Алании (1238-1239), Дагестана (1238-1240). Захват Дербента.
Дон
и Северный Кавказ в
Социально-экономические и этнические процессы на Дону и Северном Кавказе в период
господства Золотой Орды. Изменения в расселении северокавказских этносов. Завершающий
этап этногенеза народов Северного Кавказа.
Золотоордынские города на Дону и Северном Кавказе: Азак, Маджары, Верхний и
Нижний Джулат, их роль в экономике. Борьба Золотой Орды и государства Хулагидов за
Восточный Кавказ.
Вторжение Тимура на Кавказ
и его последствия.
Крыму и на Кавказе, их роль в развитии работорговли. Начало агрессии сефевидского Ирана и
Османской империи в регионе. Ослабление и распад Золотой Орды в XV в.
Основная литература
1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
2. Археология СССР.
Степи Евразии в эпоху
3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1979.
4. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994.
5. Греков Б.Д., Якубовский
А.Ю. Золотая Орда и ее
6. Гуркин С.В. К вопросу о предыстории кипчаков //Исторические этюды. Вып. 2. Ростов
н/Д, 1997.
7. Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV –
V вв.). СПб., 1994.
8. Кузнецов В.А. Алания X-XIII вв. Орджоникидзе, 1971.
9. Новосельцев А.П.
Хазарское государство и его
роль в истории Восточной
Кавказа. М., 1990.
10. Плетнева С.А.
Кочевники средневековья.
1982.
Дополнительная литература
3. Алексеев В.П.
Происхождение народов Кавказа.
4. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991.
5. Бубенок О.Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI – начало XIII вв.). Киев,
1997.
6. Государства и
государственные учреждения в
дореволюционном Дагестане.
1983.
7. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975.
8. Гумилев Л.Н. Хунны в Азии и Европе //Вопросы истории. 1989. № 6-7.
9. Кудашов В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Нальчик, 1991.
10. Кузнецов В.А.
Аланские племена Северного
археологии СССР. 1962. № 106.
11. Минаева Т.М.
К вопросу о половцах на
Ставрополье по
//Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 11.
12. Плетнева С.А.
От кочевий к городам (салтово-
13. Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Плетнева С.А.
Половцы. М., 1990.
14. Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.
15. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
16. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.
17. Федоров Я.А.
Историческая этнография
18. Федоров Я.А., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978.
19. Федоров-Давыдов
Г.А. Кочевники Восточной
ханов. М., 1966.
20. Федоров-Давыдов
Г.А. Общественный строй
ДОН И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В XVI-XVII ВВ.
Тема 1
Формирование казачьих сообществ на Дону и Северном Кавказе
Причины
и условия формирования
Этнополитическое развитие нижнего Дона и Предкавказья на рубеже XV-XVI вв. Вопрос о
происхождении казачества в исторической литературе. Предшественники казачества.
Предпосылки образования казачества и источники его формирования. Возникновение
Донского, Гребенского и Терского казачьих войск. Занятия и общественный строй казаков в
XVI-XVII веках, взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Власть и управление у казаков на рубеже XVI-XVII вв. Вопрос о социальной
сущности казачьих сообществ XVI-XVII вв. в исторической литературе. Демократическое
устройство власти у казачества. Войсковой круг. Войсковой атаман, войсковой есаул.
Войсковой дьяк. Система войскового обычного права. Кризисы казачьей демократии на Дону
во второй половине XVII в. Политическая роль казачьих сообществ в регионе.
Основная литература
1. Заседателева Л.Б. К истории формирования терского казачества //Вестник МГУ. Серия 9.
История. 1969. № 3.
2. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVII вв.). СПб., 1996.
3. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов н/Д, 1992.
4. Мининков Н.А. Войсковое право и судебная власть на Дону в XVI-XVII вв. //Известия
вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 1996. № 1.
Дополнительная литература
1. Гордеев А.А. История казаков. Т. 1-2. М., 1991.
2. Дворниченко А.Ю. О ранних казачьих сообществах //Исторический опыт русского