И.В. Дубов «Великий Волжский путь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Итак, цель моей контрольной работы – выявить какую роль сыграл Великий Волжский путь в истории России.
Задачи:
Прочитать и осмыслить монографию, глубоко разобраться в ней.
Выделить ключевые моменты в тексте, в соответствии с ними сформулировать тезисы.
Сделать выводы в соответствии с целью контрольной работы.

Файлы: 1 файл

история дубов.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Пермский национальный исследовательский  политехнический университет»

Лысьвенский филиал

 

Факультет: высшего образования

Направление: 38.03.04(081100.62) «Государственное и муниципальное управление» 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История»

на тему: «И.В. Дубов «Великий Волжский путь»»

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы  

шифр

«____»  ______________ 2014  г.

_________________________

(подпись студента) 

 

Проверил

преподаватель  Чистякова Е.А.

Оценка _____________________

____________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 2014 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысьва, 2014 г.

 

Введение

Волжский путь является одним из основных в развитии Древней Руси, на протяжении всего рассматриваемого нами периода с IX- XIII вв. Причем он был не только дорогой, по которой осуществлялась связь Руси с заморскими странами, но и имел основополагающее значении для развития внутрирусского обмена, а значит и в целом экономике Древнерусского государства. Особую роль сыграл Великий Волжский путь в развитии славянских, финно- угорских, тюркских и скандинавских народов Европы, в организации городов, транспорта, ремесла, путей сообщения международных рынков. Этот путь приобрёл выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое, междугородное значение в эпоху раннего средневековья. Он способствовал контактам и общению других народов и племен. Стремление у людей в те времена – это узнать друг друга, обогатиться благами человеческой цивилизации и коллективными достижениями в области экономики, техники, культуры. Великий Волжский путь послужил стимулом невиданного до тех пор прогресса евразийского общества, повлиял на ускорение социальных и хозяйственных процессов многих стран и регионов.

Итак, цель моей контрольной работы – выявить какую роль сыграл Великий Волжский путь в истории России.

 Задачи:

  1. Прочитать и осмыслить монографию, глубоко разобраться в ней.
  2. Выделить ключевые моменты в тексте, в соответствии с ними сформулировать тезисы.
  3. Сделать выводы в соответствии с целью контрольной работы.

 

 

 

 

 

Волжская система: общая характеристика

Волга - главная и основная река Великого Волжского пути. Волга играла важнейшую роль в истории Руси, России, с ней связаны важные этапные события. До татаромонгольского нашествия Волга была главной дорогой расселения славянских племен. Она была как бы стержнем, вокруг которого формировались древнерусские территории.

В Волжскую систему входили главная река и множество других достаточно средних рек и речек, а так же различные по размерам озера. Размещения поселения располагались по берегам рек  и озер Волжской системы. Волжская система расценивается как основная в расселении большой группы племен.

Во времена палеолита были стоянки Златоручье на Волге близ Углича, Сунгирь на Клязьме у Владимира, Карачаровская на Оке неподалеку от Мурома. Все они находились в удобных местах для проживания, там, где впоследствии появились русские города. Во времена неолита эти же места были густо заселены. В эпоху неолита Волжская система была главным путем расселения уральско-камских портофино-угров вплоть до берегов Балтики.

В период раннего средневековья Волжско- Балтийский путь становится трансъевропейской артерией, и к нему вполне применимо понятие пути «из варяг в арабы». Он связывает Русь со Скандинавией, Балтикой, Северной и Средней Европой, Булгаром, Хазарией, странами арабского халифа. К этому периоду относится новый пик расцвета Волжской водной системы, что доказывается многочисленными находками импортных изделий, погребений иноземных купцов, воинов и многим другим. Однако главной функцией Волжского пути в это время было расселение славянских племен. По течению Волги вплоть до района Ярославля распространились поселение кривичей с длинными курганами. В области Средней Оки – верхнеокские вятичи.

 

 

 

Участки Волжского пути по которым проходили судна:

  • С Волги на оз. Плещеево можно было попасть по р. Нерли Волжской - Большой, через оз. Сомино и речку Вексу. Нерль вытекает из оз. Сомино и впадает в Волгу. Также напрямую связаны Сомино - Векса - Плещеево.
  • Начиная с р. Нерли Клязьминской-Малой. Ее истоки - в Ивановском (Белом) болоте, и впадает она в Клязьму у с. Боголюбова. Причем по Нерли можно было попасть в самые густонаселенные районы Северо-Восточной Руси, где находились ее крупнейшие городские центры Владимир и Суздаль. Нерль широко использовалась как для судоходства, так и для сплава леса.
  • Следующий участок пути шел по Клязьме. Она была судоходна вплоть до Владимира, но мелкие суда поднимались и выше. Видимо, в средневековье Клязьма была судоходна практически по всему течению, ибо преградами позднее стали различные сооружения бумагоделательных фабрик, построенных по берегам реки. С Клязьмы имелся прямой выход на Оку, одну из крупнейших рек Волжской системы, первому по величине притоку Волги. Ока была не только основной составной частью Волжского пути: с ее верховьев через волок можно было пройти на Дон и попасть еще на одну из важнейших водных дорог Древней Руси. Таким образом, Ока является связующим

звеном между Волгой и Доном в данном районе.

  • С  оз. Плещеево на Волгу начинается с р. Тру - беж, которая берет свое начало в Берендеевских болотах и впадает в озеро в пределах города Переяславля-Залесского. Судоходство по Трубежу, если и осуществлялось, то на незначительном участке. «В верхнем течении Трубеж - небольшой ручей, а в нижнем течении -река шириной 18-25 м и глубиной до 2,4 м». Из Берендеевских же болот вытекает и р. Малый Киржач, по которой можно было пройти в Клязьму и далее на Оку и Волгу.

  • Следующим важным отрезком Волжской системы был путь от места впадения в Волгу и вниз по течению до устья Камы в пределы самой Волжской Булгарии. 

 

Волжская система играла важнейшую роль как средство сообщения между крупнейшими государствами и землями средневековья. Однако переход по Волжской системе был сопряжен с серьезными опасностями.

Многочисленные пороги, мели и отмели, перепады уровней воды вплоть почти до полного обмеления, штормы и быстрая волна - все это затрудняло движение по Волге и рекам ее бассейна. Кроме этих объективных природных опасностей, были и субъективные социальные: племенные и феодальные усобицы, нападения, ограбления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Волжский путь по письменным источникам

 

Важнейшей категорией письменных источников, сообщающих о Волге и в целом Балтийско-Волжском пути, являются русские летописи. Сведения об этом важнейшем пути, племенах, его населявших, городах по берегам Волги появляются с первых страниц летописи.

По Балтийско-Волжскому пути размещались многие крупные славянские и финно-угорские племена, о которых сообщает летопись. В Новгороде — это словене, в верховьях Волги — кривичи, на Белоозере — весь, на озерах Ростовском и Клещине — меря, а по течению Оки, вплоть до впадения ее в Волгу, — мурома, черемисы (марийцы) и мордва. Всех их летопись называет в качестве коренных обитателей этих мест и данников Руси. Аналогичные  сведения так же встречаются в «Новгородской первой летописи» и Ипатьевском варианте Повести временных лет о призвании варягов.

Крупнейшие древнерусские городские центры, расположены на Волжском пути - Муром, Суздаль, Ростов, упоминаются летописью в связи с феодальной усобицей 1096 г.

Следующие наиболее значительные сообщения о Волжской системе связаны с татаро-монгольским нашествием. Летопись под 1236 г. сообщает о разгроме татарами Волжской Булгарии и взятии ее столицы Булгара. А уже в следующем 1237 г. завоеватели громят Рязанское княжество и вслед за этим появляются в пределах земель Северо-Восточной Руси. Только за февраль были взяты Ростов, Ярославль, Городец на Волге, Переяславль-Залесский и многие другие города. Всего их было разгромлено, как сообщает летопись, четырнадцать. В заключение этой трагедии татаро-монголы разгромили русские войска на р. Сить, также входившей в Волжскую систему.

Перейдем к другой категории письменных источников о Волжской системе. Это сообщения арабо-персидских авторов о Руси, ее городах, жителях, их нравах, обычаях. Из них наибольшее значение имеет описание путешествия арабского купца и дипломата Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. Этому труду посвящена обширная литература. Рассмотрим основные этапы его поездки от Хорезма до Булгара. Первоначально путь шел сухопутной караванной дорогой, путешествие по которой ибн-Фадлан и описывает: «Мы купили турецких верблюдов и велели сделать дорожные мешки из верблюжьих кож для переправы через реки... Мы запаслись (в дорогу) хлебом, просом, сушеным мясом на три месяца. Мы попросили тех жителей (этой) страны, с кем мы дружили, о содействии относительно одежд и в получении их в большом количестве, и они ужаснули нас этим предприятием и преувеличили рассказ о нем, но когда мы это увидели, то оно оказалось вдвое больше того, что нам было описано. Итак, на каждом человеке у нас была (надета) куртка, поверх нее хафтан, поверх него шуба, поверх нее войлочная шапка и бурнус, из которого видны были только два его глаза... так, что каждый из нас, когда ехал верхом на верблюде, не мог двигаться от одежд, которые были на нем... Потом мы отправились на другой день и остановились на остановке, называемой Хабаб. Нас настиг снег, так что верблюды ступали в нем по колена. Итак, мы остановились на этой остановке два дня, потом мы устремились в страну турок, не сворачивая ни перед чем, и никто нам не встретился в пустынной степи и без единой горы. Итак, мы ехали по ней десять дней, и нам встретились бедствия, трудности, сильный холод и последовательное выпадение снегов, при котором холод Хорезма был подобен дням лета».

Значительный интерес для изучения истории Великого Волжского пути представляют записки арабского путешественника Абу Хамида ал-Гарнати, которые он составил во время поездки в Булгар и соседние с ним земли в 1131 —1153 гг. Этот автор приводит интересные описания самой Волги, сообщает о рыбах и животных, которые в ней водятся. Его изумляет большая ширина реки, то, что Волга и другие реки этой системы используются в качестве удобных путей как летом, так и зимой, когда «замерзает эта река так, что становится, как земля, ходят по ней лошади и телята и всякий домашний скот. И на этом льду они сражаются. И прошел я эту реку в ширину, когда она замерзла, и была ширина ее, без рукавов, которые вытекают из этой реки, тысяча шагов и восемьсот сорок с чем-то шагов моими шагами...». Кроме того, автор подробно описывает народы вису и йура (видимо, это финно-угорские племена весь и югра, которые проживали на Волжской и Камской водных системах). Описывая нравы и обычаи славян, автор сообщает: «А вокруг них — народность, живущая среди деревьев, бреющая бороды. Живут они на (берегах) огромной реки и охотятся на бобров в этой реке...» Вполне вероятно, что речь идет о Волге и проживавших по ней финно-угорских племенах, одним из важнейших промыслов которых была охота на бобров, чьи шкурки они поставляли в том числе и в Булгар, а оттуда в страны Востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Волжский путь в дославянский период

 

В раннем железном веке Волжский путь играл прежде всего роль дороги межплеменного общения и обмена финно-угорских родовых групп, а также их продолжающегося с эпохи неолита: продвижения с востока на запад.

Рассмотрим два региона Волжского пути в это время, которые были наиболее изучены. Речь идет о культурах дьяковской и городецкой, известных специалистам с прошлого столетия.

По имеющимся новейшим данным, племена дьяковской культуры занимали обширную территорию Верхнего Поволжья и бассейна Средней Оки, т. е. тех районов, которые имели ключевое значение в системе волжских связей. Это положение утверждается и картографированием памятников дьяковской культуры на разных хронологических этапах. Их постепенное распространение идет либо непосредственно по Волге, либо по другим рекам Волжской системы. Городища и селища дьяковцев располагаются в основном по берегам Волги, Москвы и Оки. Анализ топографического размещения дьяковских поселений во времени показывает, что расселение этих племен на протяжении столетий проходило по Волжской системе.

Дьяково городище, которое и дало название всей культуре, расположено на берегу р. Москвы, входящей в Волжскую водную систему. В культурном слое городища найдены разнообразные вещи, либо происходящие из других районов Волжско-Камской артерии, либо имеющие там аналогии. Например, гривны и пряжки, обнаруженные здесь, имеют аналогии в погребениях рязаноокских могильников.

Племена дьяковской культуры имели тесные этнокультурные контакты с финно-угорским населением Прикамья — носителями ананьинской культуры и западным балтским этническим массивом.

Славяно-русские переселенцы двигались в Волго-Окское междуречье по проторенным путям, хорошо известным местным племенам в течение не только столетий, но и более чем тысячелетия. Это были пути балто-финских связей, а с IX в. они стали дорогой формирования качественно нового этнического образования, впитавшего в себя многие компоненты и в первую очередь — славянские, финно-угорские и балтские.

В это же время бассейн Средней Оки и Среднего Поволжья был занят племенами, культура которых вошла в литературу под названием городецкой (по своему облику она близка дьяковской).

Характеристика материалов городецких памятников позволяет утверждать, что их обитатели имели обширные связи со своими соседями, осуществляющиеся по основным водным путям, включая Волгу и Оку.

Население городецких городищ было знакомо с обработкой металлов, но металлургия находилась на самой первоначальной стадии развития.

Информация о работе И.В. Дубов «Великий Волжский путь»