Великий шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 08:57, реферат

Описание работы

Древнейшие торговые пути и их экономическое, политическое и историческое значение.
Основные маршруты Великого шелкового пути и его значение для обеспечения международных, дипломатических и религиозных связей.
Активное участие Узбекистана в реализации программы Юнеско “Программа Великого шелкового пути” в современных условиях.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.

Файлы: 1 файл

Великий шелковый путь.docx

— 163.49 Кб (Скачать файл)

Великий шелковый путь

Формирование и основные этапы развития

Древнейшие торговые пути и их экономическое, политическое и  историческое значение.

Основные маршруты Великого шелкового пути и его значение для обеспечения международных, дипломатических и религиозных  связей.

Активное участие Узбекистана  в реализации программы Юнеско “Программа Великого шелкового пути” в современных  условиях.

Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано  с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад. Именно этот путь способствовал бурному  развитию науки, техники, технологии, межнациональных  и межрегиональных отношений, обмену культурных ценностей.

Во второй половине третьего века сложились прочные торгово-экономические  связи Парфии с Ираном, Индии и  Китаем: “Шелковый путь” в Китай–по долине Вахша, через Каратегин и Алайскую долину на Кашгар. Пути на запад шли через Парфию на Экбатану (Иран), оттуда в Сирию, другой путь–вниз по Амударье, и “золотой путь” - в Сибирь через Давань (Фергану) мимо Иссык-Куля.

Из Индии вывозили пряности, благовония, из Китая – шелк, железо, никель, меха. Источники свидетельствуют о существовании в Парфянском царстве знати и ее значительной роли в политической и экономической жизни. Немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что по подгорной равнинеКопетдага проходил Великий шелковый путь и парфянские купцы принимали самое активное участие в торговле. “Купцы, - писал китайский автор в I в. до н. э. , - производят торговлю с соседними государствами сухим и водным путем”. (И. Бичурин, т. 2, с. 183). Ритоны из слоновой кости, мраморные статуи Афродиты и Артемиды, терракотовые, иногда позолоченные, иногда раскрашенные статуэтки, серебряное изображение Эрота, привезенные из западных центров эллинистического мира, найденные в городище Старая Нисса, свидетельствуют об оживленной торговле с западными странами. На эпоху существования Кушанского государства приходится время наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры и искусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля, закладываются новые города, но уже не эллинистические. В искусстве и культуре на основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой традиций складывается новое направление -кушанское. Сохранились многочисленные памятники архитектуры и скульптуры на территории Северной Индии, в долине реки Кабул, в Бактрии, по северному и южному побережью Амударьи, которые свидетельствуют о том, что оно было важным этапом в культурном развитии Средней Азии. Кушанские правители установили широкие торговые и культурные связи с Римом, Китаем и Индией. Особенно тесные связи были с Индией, причем они были настолько глубоки, чтокушанскую культуру часто называют гандхарской, по названию северной части древней Индии, нынешней территории Пакистана. Несомненно, что черезКушанскую империю устанавливаются широкие связи между Средней Азией и Индией в культурной и экономической областях.

Средняя Азия и Индия были связаны многочисленными путями, ведущими через Афганистан. Наиболее оживленным путем был путьМаргиана (Мерв)-Кушка-Герат-Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи к перевалам наГиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду. Здесь были два главных перевала - Бамианский и Чарикарский, преодолеть которые не составляло труда даже огромным массам войск. Путь от Термеза до Кабула черезМазари-Шериф и Бамианский перевал составлял 600 км, что равняется расстоянию от Термеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за 20 дней. Третья группа дорог вела черезКундуз, Файзабад, Читрал в долину Кунар. Расстояние здесь не превышало 500 км, и караван преодолевал этот путь за15 дней. Хотя Афганистан в ту эпоху не имел практически дорог, тем не менее отмеченные пути позволяли легко преодолевать его территорию караванам, массам вооруженных отрядов и толпам кочевников.

Культурный обмен между  Индией и Средней Азией усилился после утверждения императоромАшокой буддизма в качестве государственной религии в конце III в. до н. э. Поощряемый с одной стороны индийскими правителями, с другой - кушанскими императорами, которые также рассчитывали превратить его в государственную религию, буддизм стал в период Кушанской империи важнейшей формой культурного обмена между Северной Индией и Средней Азией.

Старый Термез с его  кварталами ремесленников и массой простых людей был, вероятно, самым  подходящим местом для распространения  буддизма. Он и стал в кушанскую эпоху центром распространения и культивирования нового вероучения по всей Средней Азии. Вместе с тем здесь заметно еще и влияние греческой культуры. На обнаруженных вещах, в частности, бронзовых пластинах, можно найти хорошо выполненные изображения Эрота, Геракла, Марена и Александра Македонского. Складывалась и“кушанская” письменность на базе греческого алфавита, но приспособленная для записи ираноязычной речи. В то же время древний китайский историк Шицзи пишет: “От Давали (Фергана) на западе до Аньси (Парфия) хотя и говорят различными языками, но в обыкновении весьма сходствуют и в разговорах понимают друг друга” (И. Бичурин, т. 2, с. 161). Видимо, с приходом юечжей распространился и тюркский язык, который делал в Кушанском государстве первые шаги на территории Средней Азии. Традиции кушанского искусства (гандхарского) оказали впоследствии огромное влияние на художественную культуру народов Дальнего Востока - Китая, Японии, Индокитая и Индонезии, которое проходит через все средневековье и сохраняется до нашего времени.

После распада Кушанского царства, начавшегося в III в. , образовалось два политических центра– один в Пешаваре (Индия), другой – в Согде. В искусстве и культуре Согда ведущую роль играли эллинистические формы и мотивы, которые в ряде случаев сочетались сдревними архаическими местными традициями. Говорили жители Согда на одном из среднеазиатских иранских наречий, которое Беруни назвал “согдийским”. Французский иранист Готье высказывал мнение, что оно было распространено от Согда до Китая, во всяком случае памятники с таким языком были найдены в Синьцзяне. Писали согдийцы на древнеарамейском шрифте, который, видимо, перешел к ним от парфян, но после утверждениякангюйского господства алфавит начал медленно заменяться уйгурским, который имел широкое распространение на территории Монголии и между Китаем и Средней Азией. Известный историк Средней Азии В. В. Бартольд распространение языков и алфавита в древней Средней Азии связывает с развитием торговых отношений и “религиозной пропагандой”. Ни один из других языков не мог соперничать с согдийско-уйгурским алфавитом, который получил применение при записывании религиозных текстов - буддийских, манихейских и христианских. Только много позже, пишет он, эта грамота была вытеснена на западе арабским алфавитом, на востоке - тибетским (В. В. Бартольд. История культурной жизни Туркестана. Ленинград, 1927, с. 12). Согд был богатой торговой областью. В нем насчитывалось 30 крупных и 300 малых городов, которые были связаны торговыми путями. Многие иностранцы приезжали в государство для торговли. Городские жители были по тем временам богато одеты. Женщины носили платья из шелковых тканей, а мужчины одевались в камчатные кафтаны (И. Бичурин, т. 2, с. 272).

Таншу пишет: “Жители пристрастны к вину, любят песни и пляски на улицах. Родившемуся мальчику язык намазывают каменным медом, а на ладони кладут клей, чтоб он был сладкоречив и крепко держал денежку. Пишут поперек. Искусны в торговле и корыстолюбивы. Мужчина, достигший двадцати лет, уезжает в соседние владения и везде побывает, где только предвидит выгоду” (И. Бичурин, т. 2, с. 310). Неудивительно поэтому, что почти все китайские источники постоянно говорят о “богатых домах”, которые держат виноградное вино до тысячи даней (дань - около ста литров). К середине V в. формируется новое мощное государство на территории Средней Азии– Эфталитское.

Эфталиты принимали большое участие в международной торговле с Ираном, Византией, Индией, Китаем. Торговали шелком, стеклом, пряностями, драгоценными камнями, красками и пр. Употреблялись монеты сасанидские и местного чекана, с подражанием иранским монетам с двумя надписями. Они получили название “монет бухар-худатов”, так как предполагают, что они чеканились в Бухаре. Были и другие монеты, например, согдийские. Заметна связь монет раннего Хорезма с эфталитскими (например, деформация черепа и начертание тамги). В Прикамье найдены несколько серебрянных чаш, на которых вырезано письмо, близкое к письму на хорезмийских монетах. Нахождение этих чаш в Прикамье и хорезмийских монет в Поволжье подтверждает факт торговых и политических связей эфталитов с Поволжьем. Следовательно, существовали также торговые и политические связи Хорезма и с Поволжьем.

К эфталитскому периоду относится развитие производства цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай. Этот период характеризует расцвет и начало разложения рабовладельческого общества, зачатки раннего феодализма. Политические и торговые связи взаимообогащали культуру народов Востока и Средней Азии. Археологам удалось выявить новую хорезмийскую цивилизацию в эпоху кушан-эфталитов, которая предстала как сложное целостное явление античного мира и определила пути культуры Средней Азии на последующем раннесредневековом этапе его развития. По технике исполнения и стилю стенная роспись при эфталитах имеет много общего с росписями, открытыми в буддийских храмах и пещерах в V-VI вв. в Восточном Туркестане, а также содержит ряд специфических черт, характерных только для эфталитов. Пластинка дворцовой штукатурки очень близка к иранской росписи, к искуству Индии и Восточного Туркестана.

В V-III вв. до н. э. , на Алтае жили многочисленные племена, предки многих народов Сибири, азиатских степей и др. , говорящие на различных диалектах восточной ветви тюркских языков, понятных каждому племени.

Природа Алтая оказалась  щедрой и благодатной, и численность  племен Ашины стала быстро расти. Горы были покрыты хвойным лесом и богаты железом. Земля в долинах была ровной и травянистой, климат дождливым, влажным. Скот размножался беспрепятственно, люди богатели. В стране было изобилие мяса, молока, шерсти, кожи, бурно развивалось растениеводство. Постепенно владения этих племен расширялись, и к концу V в. они владели уже всем Семиречьем. Значительную роль в росте их могущества сыграло развитие торговых отношений. Кочевые империи всегда представляли собой большую притягательную силу для купцов разных стран, находивших здесь выгодный сбыт своим товарам, особенно тканям, главному предмету ввоза к кочевникам. В то же время кочевники в большомколичестве предоставляли им продукты животноводства - кожу, шерсть, кости, мясо, животный жир. В связи с этим в VI в. наблюдается сдвиг торговых путей на север. Путешественники из Самарканда, минуя Фергану, отправлялись через Ташкент и Аулие-Ата (ныне Джамбул) в Семиречье, к берегам Чу, оттуда по южному берегу Иссык-Куля и через перевал Бедель в Аксу. Во второй половине VI в. тюркоязычные племена народов Алтая объединились с народами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат.

Народы Каганата столкнулись  на Амударье с могущественным Ираном, который стремился завладеть  Эфталитской державой. Сначала их отношения были дружественными, а когда тюрки разгромили эфталитов, отношения испортились. После неудачных попыток завязать торговые связи с Ираном, тюрки послали в 568-569 гг. посольство в Константинополь с тем, чтобы завязать торговые отношения с Византией. Путь их проходил по северу Каспийского моря, через Кавказ. В Тюркский Каганат византийцы отправили своих послов, которые должны были совершить очистительную процедуру: пройти между огнями. Начиная с 70-х до 80-х гг. VI в. тюрки вели непрерывные войны с Китайской империей, Ираном и арабским халифатом, которые лишь обогащали верхушкувоено-племенной знати и стимулировали застойные явления, которые остановили прогресс в развитии производительных сил, истощили силы тюркских племен и обусловили поражение Тюркского каганата и его распад.

В начале VII в. в западном Каганате наблюдается подъем, укрепляются отношения с Китаем.

В 30-х гг. VII в. в Средней  Азии проходила вторая волна согдийской колонизации Семиречья и Восточного Туркестана. Китайский паломник Сюан-Цян, посетивший Среднюю Азию в 630 г. , отмечает большое количество городов, в том числе Суяб, где проходили большие ярмарки.

В 630 г. наступил период подъема  западной части Тюркского каганата. Как и при эфталитах, границы его доходили до берегов Инда. Рост городов оживил торговлю с Китаем, Ираном. Караваны шли через Мерв-Чарджуй-Бухару-Самарканд-Чач-Исфиджаб-Талас-Суяб и дальше к оазисам Восточного Туркестана. Согдийские колонии встречались вплотную до озера Лоб-Нор.

Вхождение Средней Азии в  состав Тюркского каганата имело  свои положительные стороны. Тюркские правители обеспечили краю необходимый  покой и в то же время не вмешивались  во внутренние дела покоренных народов. Согдийские города сохранили практически  независимость, сохранили ее и города Ферганы и лишь выплачивали бекам  и ханам дань. “Эффективно работал” Великий шелковый путь, огромная масса  шелка, бархата, различных других тканей, стеклянных изделий, украшений, парчи, кожаных изделий потоком шла  из Китая в Византию и обратно, оседая в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Мерве, Кашгаре, Суябе, Куче и Турфане. Внутренняя и внешняя торговля оставалась одним из основных занятий населения. В Бухарской области г. Пайкенд назывался “городом купцов”.

Особенно оживленно шла  торговля с Китаем. Только в 627-647 гг. в Китай было направлено 9 торговых посольств. Согдийские колонии появились  на пути из Чимкента до Китая, в долине Таласа и по реке Чу.

При Тахаридах до XI в. и особенно при Саманидах основные области Мавераннахра и прежде всего долина Заравшана были в хозяйственном отношении передовыми. Постоянно увеличивающийся товарооборот между городом и деревней, между городом и деревней, между сельскими земледельческими районами и кочевой степью, а также рост караванной торговли, стимулировали развитие сельского хозяйства, горного дела и ремесел.

Большое внимание в Мавераннахре уделялось ремеслу. В ремесленном производстве было занято большое количество людей как в городах, так и в селениях. В селении Зандана, например, выделывали бумажную ткань, которую переправляли в Иран, Фарс, Хиндустан. Из Искиджкета вывозили хлопчатобумажные ткани, из Бухары овечью шерсть, жир, масло для смазывания волос, ткани для настила полов в гостиницах, ушмунские (египетские) ткани, конские седла и табаристанские материи, особые сорта мяса и дынь.

Из Самарканда вывозились самаркандские ткани, ткани симгин (серебристые), парча, красные (мамараджиль), синизи, разные шелковые ткани, платки, стремена, удила, ремни, большие медные котлы, орехи и т. д. , и т. п.

В двух фарсахах от Самарканда находилось селение Ведар. Здесь производилась хлопчатобумажная ткань, очень красивая, с желтоватым оттенком, мягкая и плотная. Одежду из ведарийской ткани носили только эмиры, везири, кадии и другие представители богатых слоев общества. Платье из них стоило от двух до 10 динаров.

Из Арбинджана (Рабинджана) вывозились зимние плащи из красной шерсти, кожи, оловянные сосуды, конопля, сера. Из Дизака (Джизака) - прекрасная шерсть и одежда. Из Бинакета (Ташкента) - туркестанские ткани. Область Шаша славилась выделкой кож и кожаных изделий. Из Шаша отправлялись высокие седла из лошадиной кожи, колчаны, палатки и невыделанные кожи; а также плащи, молитвенные коврики, наплечники, хлебное зерно, прекрасные луки, иголки, хлопчатая бумага и ножницы.

В X в. Илакский округ (между Шашем и Ферганой) был центром разработки серебряно-свинцовых руд. В Илаке был открыт третий в Мавераннахре монетный двор (один был в Самарканде, другой в Бухаре), Восточная Европа являлась крупнейшим потребителем среднеазиатского серебра в саманидских дерхемах. В Уструшане добывалось много железа. Металлические изделия изготавливались в Минке и Мареманде в начале каждого месяца открывалась однодневная ярмарка, на которую съезжались из отдаленных мест.

Из Ферганы вывозились предметы вооружения и изделия из меди и железа. В Асбаре(Исфаре) добывали каменный уголь, в Фергане - нефть.

Из Хорезма вывозили меха соболей, горностаев, хорьков, ласок, куниц, лисиц, зайцев и коз, а также свечи, стрелы, кору белого тополя, высокие  шапки, рыбий клей, рыбьи зубы, касторовое масло, амбру, выделанные лошадиные  кожи, мед, лущеные орехи, соколов, панцири, березовую кору, славянских рабов, баранов  и коров - все это получали от булгар, т. е. в Хорезме была развита транзитная торговля. Кроме того, в самом Хорезме можно было закупить сушеные фрукты и сласти, полосатое сукно, ковры, парчу для подношений, покрывала из ткани мульхам, замки, ткань арандж, луки, рахбин (сыр), сыворотку, рыбу, лодки. При Саманидах в Мавераннахре огромное значение имела караванная торговля, которая связывала Юго-Восточную Европу через Среднюю Азию, Иран и Кавказ с Монголией и Китаем.

Информация о работе Великий шелковый путь