Иван Пересветов и его модель идеального российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Основными дисциплинами в системе юридического знания являются, История правовых учений, история государства и права, теория государства и права. Происхождение государства, форма правления, государственное устройство, средства и способы реализации власти в обществе, в таких науках воплощен мировой опыт представлений человечества по таким важным для организации его жизни проблемам. И в наше время остаются актуальными такие мыслители и государственные деятели, которые на протяжении веков разрабатывали сложнейшие проблемы определённое представление о существе права и форму реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….….3
Мнения об авторстве Ивана Пересветова………………………………4
Глава первая. «Исторические и идейные предпосылки формирования политико-правовой доктрины и реформаторских предложений И. С. Пересветова»………………………………………..8
Раздел I. «Русское государство в конце XV - середине XVI века»…....8
Раздел II. «Сведения о биографии И.С Пересветова, составе и литературном жанре его произведений». ……………………………....9
Раздел III. «Идейные предпосылки формирования политико-правового мировоззрения И.С Пересветова». …………………… .…10
Раздел IV. «Исследование исторического и современного значения терминов «самодержавие» и «абсолютизм». …………………...…….12
Глава вторая. «Предложения по устройству центральной и местной властей в политической доктрине и программе реформ И.С. Пересветова» состоит из шести параграфов…………………………..13
Раздел I. «Пересветов о форме правления». ………………………….13
Раздел II. «Царская гроза», как способ реализации верховной власти»…………………………………………………………………...14
Раздел III. «Проекты реорганизации местной власти и совершенствования налоговой системы». ……………………………15
Раздел IV. «Предложения Пересветова по ликвидации холопства и кабальной зависимости». ………………………………………………16
Раздел V. «Проект военных преобразований»……………………..…16
Глава третья. «Правопонимание И.С. Пересветова»…………………17
Раздел I. «Эволюционные изменения содержания терминов «правда» и «закон» в период с XI по XVII век. ………………………………….17
Раздел II. «Единство «истины», «правды», «справедливости» и веры в правопонимании Пересветова». ……………………………………….17
Раздел III. «Принципы судебной реформы Пересветова»……………19
Раздел IV. «Реализация предложений Пересветова по реорганизации местных органов власти, судоустройства, судопроизводства и воинского устроения в нормативных актах и практике государственного строительства»……………………………………...19
Заключение…………………………………………………………..….23
Литература……………………………………………………………….23..

Файлы: 1 файл

Vvedenie_kurso_2.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное федеральное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Государственный  Университет Управления»

Институт Государственного Управления и Права

Кафедра государственного управления и политических технологий

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: История государственно-управленческих мыслей.

 

на тему: «Иван Пересветов и его модель идеального российского государства»

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил студент:

    очной  формы обучения

    специальности  «ГиМУ »

2 курс 3 группа

                                                                                                     Модестов Андрей

                                                                                      Проверил преподаватель:

Иванов Владимир Константинович                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………….….3
  2. Мнения об авторстве Ивана Пересветова………………………………4
  3. Глава первая. «Исторические и идейные предпосылки     формирования политико-правовой доктрины и реформаторских предложений И. С. Пересветова»………………………………………..8
    1. Раздел I. «Русское государство в конце XV - середине XVI века»…....8
    2. Раздел II. «Сведения о биографии И.С Пересветова, составе и литературном жанре его произведений». ……………………………....9
    3. Раздел III. «Идейные предпосылки формирования политико-правового мировоззрения И.С Пересветова». …………………… .…10
    4. Раздел IV. «Исследование исторического и современного значения терминов «самодержавие» и «абсолютизм». …………………...…….12
  4. Глава вторая. «Предложения по устройству центральной и местной властей в политической доктрине и программе реформ И.С. Пересветова» состоит из шести параграфов…………………………..13
    1.    Раздел I. «Пересветов о форме правления». ………………………….13
    2. Раздел II. «Царская гроза», как способ реализации верховной власти»…………………………………………………………………...14
    3. Раздел III. «Проекты реорганизации местной власти и совершенствования налоговой системы». ……………………………15
    4. Раздел IV. «Предложения Пересветова по ликвидации холопства и кабальной зависимости». ………………………………………………16
    5. Раздел V. «Проект военных преобразований»……………………..…16
  5. Глава третья. «Правопонимание И.С. Пересветова»…………………17
    1. Раздел I. «Эволюционные изменения содержания терминов «правда» и «закон» в период с XI по XVII век. ………………………………….17
    2. Раздел II. «Единство «истины», «правды», «справедливости» и веры в правопонимании Пересветова». ……………………………………….17
    3. Раздел III. «Принципы судебной реформы Пересветова»……………19
    4. Раздел IV. «Реализация предложений Пересветова по реорганизации местных органов власти, судоустройства, судопроизводства и воинского устроения в нормативных актах и практике государственного строительства»……………………………………...19
  6. Заключение…………………………………………………………..….23
  7. Литература……………………………………………………………….23..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основными дисциплинами в системе юридического знания являются,  История правовых учений, история государства и права, теория государства и права. Происхождение государства, форма правления, государственное устройство, средства и способы реализации власти в обществе, в таких науках воплощен мировой опыт представлений человечества по таким важным для организации его жизни проблемам.

И в наше время остаются актуальными такие мыслители и государственные деятели, которые на протяжении веков разрабатывали сложнейшие проблемы определённое представление о существе права и форму реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно.

Главным условием усовершенствования государственно-правового усовершенствования в России, является освоение политико-правовой мысли. Это условие воплощение в преобразовательных проектах прошлого, которое затрагивает разнообразные сферы государственно-правовой деятельности.

В России прошлое часто связано с настоящим. Понимание вставших перед обществом и государством проблем, может показать подсказки и пути их решения.

Иван Семенович Пересветов является одной из интереснейших фигур русского средневековья. Пересветов крупный мыслитель и реформатор XVI века. Серьезные государственно-правовые преобразования того времени связаны именно с ним. Эти преобразования вышли за пределы жизни самого реформатора. Россия определившаяся с тенденцией развития не менее чем на два века. К нему обращались близкие современники и далекие его потомки, большое влияние оказало и на дальнейшее формирование реформаторской мысли.

Формирование «теории права» началось в России в 18 века. Об этом говорит то, что, в современной «теории права» часто встречается представление о том, что, Русская философия сложилась не сразу. Длительный период, который ей предшествовал в «поисков и решений» и познание заключается в выявлении тех этапов, которые русская философия прошла в течение длительного времени.

Пересветов оставил нам проекты преобразований государственно-правовой системы и политическую и правовую теорию, которая лежит в их обоснование.  Для настоящего времени «правовая теория» Ивана Пересветова имеет особое значение. Его теория способна расширить наши знания о правопонимания российских мыслителей средневекового периода. Эта теория являлась главной ступенью в дальнейшем совершенствовании представлений о сущности права и его основных элементах.

Для современности, теоретическое и практическое наследие Ивана Пересветова не утратило интереса. Исторический опыт заключается в том, что Иван Пересветов жил и творил в 18 веке. Этот век современные историки считают, как «век реформ», в это столетие произошел «взрыв в политических отношениях».

Объект курсовой работы - процесс формирования реформаторских предложений и проектов Ивана Пересветова. Содержание политических и правовых взглядов Ивана Пересветова на фоне тех исторических, социальных, политических, правовых и религиозно-философских реалий, в которых он жил, с учетом состояния общего уровня развития политической и правовой мысли, сложившегося в России на протяжении XI - XVI вв.

Предмет курсовой работы - преобразовательные проекты Ивана Пересветова. Они касаются разных сфер политической и юридической деятельности России. Политические и правовые взгляды мыслителя касающихся правообразующих сфер средневековья. Справедливость, правда и вера, представляющих в понимании Пересветова правопонимание. Оно базируется на религиозно-этической основе православного христианского мировоззрения, при этом включающих в свое содержание и представления о правовой организации общественной жизни в государстве.

Влияние идей Пересветова на дальнейшее развитие политико-правовой мысли в России, реализация проектов в законодательстве и практике государственно-правового строительства XVI - XVII веков, включает в себя предмет исследования.

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа политико-правовых взглядов Ивана Пересветова. Проектов преобразований в Московском государстве являются теоретическим обоснованием, предлагаемых Пересветовым в период объединения земель русского государства.

 

Мнения об авторстве Ивана Пересветова.

 Мнения исследователей разделились об авторстве Ивана Пересветова: одни ученые и историки утверждали, что «Иван Пересветов - это псевдоним. Они считали что этим псевдонимом прикрывались русские сатирики, которые хотели показать плохое состояние Московского государства».

Другие ученые и историки другого направления утверждали, что проекты реформ предложенные Иваном Пересветовым, были направлены на деятельность правительства Ивана IV. Так же они считали , что Пересветов – является реальным автором этих реформ.

У некоторых исследователей глобальность реформаторских предложений И.С. Пересветова вызывала широкий аналитический интерес. Они думали, что реальным автором является сам царь Иван Грозный из за того, что уж слишком быстро была их реализация. Так же они думали, что автором мог являться глава правительства А.Адашев. Эти предположения не подтверждались, поэтому они являлись в качестве предпологаемых версий.

Русский советский литературовед В.Ф. Ржига внес огромный вклад в изучение наследия Пересветова. Он проанализировал всю его биографии, особое внимание он обратил на его теоретические взгляды. Заключение было в пользу Пересветова, после проведенного анализа Ржигой. Он пришел к заключению о реальности личности И.С. Пересветова .

Политический деятель отверг возможность принадлежности произведений Пересветова к Ивану IV. Он высказал, много аргументов в защиту авторства Пересветова.  А.Кизиветтер мотивировал свою точку зрения противоположностью содержания реформаторских предложений Ивана Пересветова взглядам и реальной деятельности царя Ивана Грозного.

Спор об авторстве  Ивана Пересветова не прекращался и в послереволюционный период (1917 г.).

То, что Иван Пересветов не является автором реформ, спорили  многие историки. В качестве основного довода они высказывали сомнение в возможности такого широкого охвата современных проблем одним человеком. По мнению историков изложения этих реформ была с такой удивительной смелостью, которая,  никому в то время не была разрешена, а тем более и прощена. Это предположение разделяет советский и российский историк Д.Н. Альшиц. Он настаивает на том, что Большая Челобитная принадлежит Ивану Грозному. Также он считал, что «Сказания о Магмет-салтане» принадлежит главе правительства Алексею Адашеву.

Исследователь русского средневековья А.А. Зимин в 1956 году сделал полную публикацию произведений по всем имеющимся на сегодняшнее время науки спискам. На основании этого А.А. Зимин установил археографический и лингвистический анализ. Эти все произведения, приписываемые имени Пересветова, носят «единую идейную направленность». Сообщенным самим Пересветовым в Малой и Большой Челобитных. Общую тематику и сходство стилистических и языковых особенностей, а также соответствие историческим фактам.

По творчеству Ивана Пересветова, А.А. Зимин провел исследование на фоне исторических реалий его эпохи, со взглядами его современников. А.А, Зимин отмечает, что исследованными и нуждаются в специальном анализе, так как правовые взгляды Ивана Пересветова остались недостаточно.

Б. Сыромятников обратил внимание на пробел который образовался в истории государства и права России и истории правовых учений. Он считал, что «Блестящая программа реформ государственного аппарата» и «замечательный политический трактат Пересветова» нуждаются в серьезном юридическом исследовании и широком освещении. Он соединил анализ содержания реформ с их теоретическим обоснованием, содержавшимся в политико-правовых взглядах Пересветова, при этом он ссылался на необходимость комплексного исследования наследия Ивана Пересветова.

Произведения Ивана  Сергеевича Пересветова изучались фрагментарно, так как были в поле зрения историков. Как справедливо отметили А.А. Зимин и Б. Сыромятников, политико-правовые взгляды рассматривались отдельно от проектов реформ. При этом реформы Пересветова, напротив, отдельно от взглядов его же самого.

Так ж эти два историка считали, что политико-правовая теория Пересветова определяет содержание предлагаемых им реформ, а реформы, в свою очередь, характеризуют их автора, как носителя определенной, прогрессивной политико-правовой идеологии. Этот разрыв является искусственным, не способствующим получению целостного представления о творчестве И.С. Пересветова.

В настоящее время  назрела необходимость при помощи научных, юридических методик. в комплексном изучении всех соченений Ивана Пересветова.

Современные исследователи, философы, историки и литераторы сомневались в подлинности авторства Ивана Пересветова, поэтому в последнее время они обратились к его творчеству. Они тщательно исследовали терминологии, которой использовали средневековые мыслители Для установления наиболее адекватного смыслового содержания текстов Ивана Пересветова. Одно из объяснений того, что ряд терминов, которые употребляли Пересветов и его современники в настоящее время имеют другое смысловое значение. Наличие весьма различных, а подчас и взаимоисключающих оценок политико-правовых взглядов.

Зарубежные работы, в основном посвященные исследованию истории 16 века в целом и его главной фигуре - царю Ивану IV Грозному, находятся в большой зависимости от сформулированных в русских дореволюционных работах.

В Лондонском университете в собрании Общества «Британия - Россия» в 2004 году, И. Мадрига обобщая содержание прочитанных докладов, отметила общую приверженность дореволюционных историков, но при этом обратила внимание на то, что ряд современных зарубежных исследователей учитывают и достижения современных российских историков. Однако равно как и из работ современных зарубежных авторов, усматривается, что эти ученые вообще не обращались к исследованиям терминологии, используемой в средние века для обозначения политико-правовых категорий.

Проекты Пересветова преобразовательных реформ, изучены в единстве с его взглядами политико-правовыми и в соответствии с историко-правовым опытом государственного строительства России и других стран. А также уровня политико-юридического мышления, которое сложилось к середине 16 веке в России.

Так же главным критерием  является выяснении ключевой терминологии, при помощи которой формулировался аппарат средневековых реформаторов и мыслителей. И те изменения, которые произошли в ней на протяжении XI - XX веков. Самодержавие и абсолютизм, а в юридической - правда и закон, эти изменения являются в области политической лексики, которые трудны для толкования терминов.

Определение исторического  и современного значения ключевой терминологии, привело к наиболее полному и всестороннему выяснению содержания всего идейного наследия Пересветова и к получению адекватного знания о его политических идеалах и правопонимании. Анализ правопонимания Пересветова позволил установить, что он основан с одной стороны на религиозно-этических представлениях о правде и справедливости, а с другой - на восприятии дозволений и запретов, диктуемых правовыми нормами государства.

Информация о работе Иван Пересветов и его модель идеального российского государства