Киевская братская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:26, реферат

Описание работы

История Киево-братской школы до восстановления православной иерархии охватывает хотя и самый ранний, но очень важный период истории Киево-Могилянской академии, в котором сложился ее духовный стержень. Этот период был обусловлен возрождением национального самосознания украинцев и, как следствие этого, появлением зачатков украинской государственности внутри Речи Посполитой, сложившихся вокруг Киевского братства, идеологическим центром которого стала Киево-братская школа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ……………………………………………………………..6
1.История образования братских школ……………………………………6
1.2. Организация учебного процесса………………………………………….9
1.3. Учебная литература………………………………………………………..11
2. КИЕВСКАЯ БРАТСКАЯ ШКОЛА……………………………………………..13
2.1 История возникновения Киевской братской школы……………………..14
2.2. Первые руководители Киевской братской школы………………………16
2.3. Образовательный процесс……………………………………………….19
3. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИИ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ………….22
3.1. Поэзия и театр в киевской братской школе…………………………….22
3.2. Естественны науки, архитектура и живопись в Киевской братской школе………………………………………………………………………23
3.3. Музыкальное искусство и библиотека в Киевской братской школе….25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..28
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Файлы: 1 файл

киевские братские школы.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

 

 

Кафедра ИИ

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: «Обеспечение качества образования и Болонский процесс»

Тема: «Киевская братская школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

РЕФЕРАТ

 

Контрольная работа содержит 28 с., 2 рис., 8 источников.

История Киевской братской школы, её культура и традиции. Роль которую сыграли братства и  созданные ими образовательные  учреждения.

 

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ, КИЕВСКИЕ БРАТСКИЕ ШКОЛЫ, ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИТЕРАТУРА, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

1 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ……………………………………………………………..6

    1. История образования братских школ……………………………………6

1.2. Организация  учебного процесса………………………………………….9

1.3. Учебная литература………………………………………………………..11

2. КИЕВСКАЯ БРАТСКАЯ  ШКОЛА……………………………………………..13

2.1 История возникновения  Киевской братской школы……………………..14

2.2. Первые руководители  Киевской братской школы………………………16

2.3. Образовательный процесс……………………………………………….19

3. КУЛЬТУРА И  ТРАДИЦИИИ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ  ШКОЛЫ………….22

3.1. Поэзия и  театр в киевской братской  школе…………………………….22

3.2. Естественны  науки, архитектура и живопись  в Киевской братской школе………………………………………………………………………23

3.3. Музыкальное искусство и библиотека в Киевской братской школе….25

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..28

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История Киево-братской школы до восстановления православной иерархии охватывает хотя и самый ранний, но очень важный период истории Киево-Могилянской академии, в котором сложился ее духовный стержень. Этот период был обусловлен возрождением национального самосознания украинцев и, как следствие этого, появлением зачатков украинской государственности внутри Речи Посполитой, сложившихся вокруг Киевского братства, идеологическим центром которого стала Киево-братская школа.

Несмотря на всю значимость этого периода  в установлении характера будущей  Академии, он является наименее изученным. Подавляющее большинство работ о Киево-Могилянской академии или уделяет ему недостаточно внимания, или в основном посвящено послемогилянскому периоду, то есть тому времени, когда Академия приобрела официальный статус высшего учебного заведения.

В истории нашей страны XVI-XVII вв. были периодом сложных экономических преобразований и политических событий, когда крепла и развивалась Русское государство, а на Украине шла борьба народных масс против феодального, польского порабощения и католицизма. Освободительные крестьянские войны под руководством Богдана Хмельницкого закончились большим по своему историческому значению событием - Переяславской радой, которая в январе 1654 года приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Решение Переяславской рады знаменовало осуществление исконных стремлений и чаяний украинского народа и было поворотным этапом в его исторической жизни.

В подготовке этого  исторического акта определенную роль сыграли братства и создании ими  образовательные учреждения. Первое братство во Львове в 1449 году, а затем и в других городах и селах Украины. Братства объединяли ремесленников, крестьян, запорожских казаков, купцов и даже украинских магнатов. Братства создавались для борьбы против польской шляхты и униатов, а также против неограниченной власти церковных феодалов.

Вместе с  тем эта классовая борьба угнетенных масс Украины сливалась с борьбой  за свою независимость, культуру, язык. В русле этой борьбы были созданы  многочисленные братские школы и  школы Запорожской Сечи, которые  мобилизовали свои усилия на борьбу с католицизмом, унией, с православными епископами, которые составляли основу высшего звена феодального общества. В кругах молодежи, которая получала образование сначала в низших и средних школах, типа монастырских или судебных православных, вопрос сохранения национального лица не стоял так остро, как у тех, кто учился в протестантских ли римо-католических.

В общем, вопросы  становления средней и высшей школы решался в украинском обществе животрепетно, потому что речь шла о воспитании русского человека, без чего край, как говорил В.Тяпинський, "не мог иметь будущего.". Следовательно, самые активные и самые культурные люди тогдашнего общества берутся за внедрение национального образования - этим начинают заниматься братства, которые основывают ряд братских школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ

1.1 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  БРАТСКИХ ШКОЛ

 

С обретением Украиной независимости вопрос по изучению духовного  наследия нашего народа стоит как  никогда актуально. Здесь следует  отметить, что грамотность в нашем государстве существовала уже в XI веке. Особую роль в развитии украинской культуры сыграли братства и основанные ими школы. История их очень давняя. Начало основания братств связывают еще с XI веком, когда члены ремесленных гильдий и цехов начали объединяться с целью взаимопомощи и объединения прихожан. А впрочем, источники, раскрывающие историю этого вопроса, весьма ограничены. Ближе к нас есть исторический период накануне и после унии 1596 года, когда конфликт православие с католицизмом в конце XVI и в XVII веке создал, по словам Дмитрия Чижевского, "почву для образования двух явлений - религиозной полемики и национальной школы". По мнению ученого, "как религиозная полемика требовала высших теологических студий, так и народная школа, которая возникла и распространилась усилиями религиозно-национальных организаций - братств, и привела к соорганизованию высшего образования с религиозной окраской".

Братские школы на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных. Ранее на западнорусских землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и монастырях, в которых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католических школ на западнорусских землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), православные шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Братских школ было наиболее действенной мерой в противостоянии православного общества насаждению инославия, унии и полонизации православной шляхты. Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся»

Первые Болонские  школы появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Брасткие школы были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

В общем, в XVI - XVII веке в Украине существовало пять групп школ, которые хоть и были разные по своим идеологическим направлениям, но имели некоторые общие организационные  формы и методы обучения: братские школы и школы в полках; школы при монастырях и церквях (приходские); школы протестантских общин - лютеран, кальвинистов, ариан; католические школы ордена иезуитов и пиар; школы Запорожской Сечи.

 В XVII в.  число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В начале XVII в. возникли Братская школа в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского училища (Сильвестр (Коссов), Исаия Козловский) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

Все же, особенно большая заслуга в деле оживления школьного образования принадлежит братствам - общественным организациям православных мещан, а затем и крестьян в Украине и Беларуси XVI - XVIII века. Ведь братства были мощным демократическим движением, направленным на борьбу против национального угнетения и давления на те основы христианства, которые отвечали глубинным интересам украинского народа. Братские школы были главным средством этой борьбы.

Анализ всех аспектов работы братских школ Украины свидетельствует о глубоком системном организации педагогического процесса в Украине.

Главными элементами системной организации этого  процесса есть такие идеи:

-Глубокое национальное воспитание, развитие и образование подрастающего поколения.

-Четкая организация педагогического процесса.

-Тщательно разработан и глубоко продуманный содержание процесса обучения.

-Четкое методическое обеспечение педагогического процесса.

Изучение документов, которые касаются братских школ, свидетельствует  о том, что все указанные элементы тесно связаны с историей. Культурой, борьбой за независимость и сохранения национальной самобытности украинского народа.

 Судьба Братских  школ была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, оказавшаяся в сер. XVII в. в составе России. Однако большинство Братских школ потеряли свое значение, упадок братского просвещения начался в сер. XVII в., в кон. XVII - нач. XVIII в. мн. братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До кон. XVIII - нач. XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

В Болонских  школах давалось начальное и среднее образование, причем светское. Первые Болонские школы назывались греко-славянскими (за исключением виленской и могилёвской), большое внимание уделялось церковнославянскому языку, греческий язык учили не везде, наилучшим образом его преподавали во львовской школе. Очень скоро в программу большинства Болонских школ было введено преподавание латыни, которая являлась в Речи Посполитой языком судебного делопроизводства, образования и науки, а также польского языка и «простой мовы».

Болонские школы были устроены по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском училище.

 

 

Рисунок 1 Урок в школе. Гравюра из «Букваря славенскими, греческими, римскими писмены» Ф. П. Поликарпова-Орлова

Занятия начинались 1 сентября, ученики приходили в школу к 9 часам, учились 6 дней в неделю. Уроки заучивались наизусть и ежедневно проверялись аудиторами, назначавшимися из учеников. Практиковались классные (exercitio) и домашние (occupatio) письменные упражнения. В старших классах проверка знаний осуществлялась с помощью диспутов по субботам, в киевской школе в конце года устраивались публичные диспуты на латыни. Учителю помогали воспитанники старших классов (протосхолии). Существовала система поощрений, например, лучшие ученики сидели на более высоких местах в классе. Телесные наказания применялись только в младших классах, но учителя обязывались применять их «не тирански». Деление на классы появилось в Болонских школах в XVII в. В киевской школе было 7 классов. В низших - фаре (подготовительном), инфиме, грамматике и синтаксиме преподавались церковнославянский, латинский, гречейский, польский языки и «проста мова». В высших классах поэтики, риторики и философии обучение велось на латыни. Особое внимание уделялось преподаванию красноречия и поэтики, на праздники и годовщины ученики составляли торжественные речи, часто в стихах. В Болонских школах Львова, Луцка, Киева осуществлялись театральные постановки, с этой целью издавались драматические диалоги и декламации. Это были оригинальные произведения или переработки греческих авторов.

Большое внимание в Братских школах уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

Информация о работе Киевская братская школа