Киевская братская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:26, реферат

Описание работы

История Киево-братской школы до восстановления православной иерархии охватывает хотя и самый ранний, но очень важный период истории Киево-Могилянской академии, в котором сложился ее духовный стержень. Этот период был обусловлен возрождением национального самосознания украинцев и, как следствие этого, появлением зачатков украинской государственности внутри Речи Посполитой, сложившихся вокруг Киевского братства, идеологическим центром которого стала Киево-братская школа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ……………………………………………………………..6
1.История образования братских школ……………………………………6
1.2. Организация учебного процесса………………………………………….9
1.3. Учебная литература………………………………………………………..11
2. КИЕВСКАЯ БРАТСКАЯ ШКОЛА……………………………………………..13
2.1 История возникновения Киевской братской школы……………………..14
2.2. Первые руководители Киевской братской школы………………………16
2.3. Образовательный процесс……………………………………………….19
3. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИИ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ………….22
3.1. Поэзия и театр в киевской братской школе…………………………….22
3.2. Естественны науки, архитектура и живопись в Киевской братской школе………………………………………………………………………23
3.3. Музыкальное искусство и библиотека в Киевской братской школе….25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..28
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Файлы: 1 файл

киевские братские школы.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Единственное, чего не успел Могила - это добиться для Коллегии официального статуса высшей школы. Но ученики его продолжили начатое им дело. 1658 г. гетман Иван Выговский, воспитанник Коллегии, подписал с Польшей Гадяцкий трактат, по которому Украина, как Княжество Русское, становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Ей предоставлялись широкие права, в их числе - свобода вероисповедания и статус высшей школы для Коллегии, то есть статус Академии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 г. Таким образом, Киево-Могилянская академия была первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания.

 

2.3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

 

Киево-Могилянская  академия долгое время была единственным высшим общеобразовательным, всесословным учебным заведением Украины, Восточной Европы, всего православного мира. Основанная на принципах гуманизма и просвещения Академия не только учила молодежь, но и распространяла образование, знания, ее воспитанники открывали школы, строили библиотеки, способствовали развитию культуры, искусства, литературы, музыки, театра. Академические наставники и профессора свято верили в то, что просвещенный разум оказывает благотворное влияние на характер и поступки человека, судьбу общества.

Полный курс обучения в Киево-Могилянской академии длился 12 лет. Но учитывая то, что она была высшей школой, студенты имели право учиться в ней столько, сколько желали без возрастного ограничения. Студентов и начальных, средних и старших классов (курсов) никогда не наказывали и не отчисляли за то, что они не изучили уроков, не подготовились к диспуту или вообще не могут овладеть надлежащий материал, потому что причиной этому могли быть и болезни и голод, и холод, недостаток одежды, учебников и т.д. Более того, всем предоставлялась возможность при желании оставаться на второй или даже третий год в том же классе "подтверждать обучения".

Всего в Академии было 8 так называемых ординарных классов, но количество предметов доходила до 30 и более. В первых четырех классах Академии, что были по сути подготовительными, изучались языки: церковнославянский, греческий, русский (украинский), латынь и польский, а также арифметика, геометрия, нотная грамота, пение и катехизис. Знание классических языков - греческого и латинского - было не только признаком образованности человека того времени, но и открывало ей путь к познанию античной культурного наследия и современной европейской литературы и науки. Латынь была языком ученых, писателей, поэтов, судебного дела, международного общения. Преподавание в университетах Европы велось на латинском языке. Все высшие науки, начиная с поэтики, в Киево-Могилянской академии также преподавались на латинском языке.

Русский или  украинский литературный (книжный) язык со временем завоевывает все большее пространство в Академии и в обществе. Им писали сочинения, стихи, научные, художественные и политические трактаты, летописи, письма, судебные акты, гетманские универсалы, заключали проповеди и поучения.

Затем в Академии растет интерес к европейским языкам. С 1738 г. до учебного курса вводится немецкий, а с 1753 - французский язык. С середины XVIII в. изучается русский язык, а также староеврейский. Последний - с целью углубленного изучения христианских первоисточников.

Известно, что  начиная от Петра I ведется наступление на украинский язык, на ее уничтожение. Принимается ряд мер, "дабы народ малороссийский не почитал себя отличным от великороссийского", в том числе законы о запрете печати (с 1720 г.), а затем - и преподавания на русском языке. Академии сначала "рекомендуется" перейти на русский язык, а с 1784 г. - строго запрещается читать лекции "сельским диалектом" (то есть на русском языке), а только российским и обязательно "с соблюдением выговора, который соблюдается в Великороссии". Несмотря на меры российского царизма по русификации Академии, как и всей Украины, украинский литературный язык, в развитие которой внесла свой вклад и Академия, в полной красе зазвучала в произведениях И. Котляревского, Т. Шевченко и украинских поэтов и писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КУЛЬТУРА И  ТРАДИЦИИИ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ

3.1. ПОЭЗИЯ И  ТЕАТР В КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ  ШКОЛЕ

 

Изучались в  Академии поэтика - искусство сочинять стихи, а также риторика - царица искусств, умение красиво и правильно  выражать мнение. Поэтика и риторика были любимыми предметами студентов. Особенно студенты интересовались теми видами поэзии, которые имели практическое применение. Это канты и элегии, которые можно было посвятить почтенным людям, провозгласить их на общественных, церковных, академических праздниках.

В Академии складываются свои традиции: поэтические соревнования чтение стихов разных эпох, разных языках, в том числе и собственных, преподавателями и студентами; увенчание выразительных стихотворцев лавровыми венками с присвоением звания "лавроносного поэта" (лауреата). Ни одно академическое праздник, ни одно знаменательное событие в Академии или городе не происходила без поэтов. Дни ангела ректора, префекта или профессора, дни праздников - особенно Рождества и Пасхи, посещение митрополита, или других почетных гостей, выборы в студенческого общества (конгрегации), походы за город - все это было благодатной случаем для стихосложения, для выявления молодых талантов, настоящим праздником для студентов и всех киевлян.

От О. Митурии к Г. Сковороды формируется академическая и собственная киевская поэтическая школа. Известными поэтами, которые вышли из Киево-Могилянской академии были: ректор Касиян Сакович, Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, митрополит Тобольский Иоанн Максимович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Георгий Конисский, хорошо известный Григорий Сковорода и другие. На "российский грунт" привили в XVII ст. "русский стих" могилянке Єпифаній Славинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский.

Любовью к поэтическому слову, которая прививалась студентам Киевской академии, мы обязаны тому, что имеем сегодня бесценное "Слово о полку Игореве". В рукописи, сделанном из списка XVI ст., "Слово" хранилось в библиотеке воспитанника академии Ивана Быковского. Как и многих других «могилянцев» он был вызван в России, работал в Шляхетском Кадетском корпусе, впоследствии стал архимандритом Спасо-Ярославского монастыря и ректором Ярославской семинарии. И везде с Быковским была его библиотека, которой он любезно позволял пользоваться всем книголюбам. Так, "Слово" оказалось в руках хорошего знакомого архимандрита обер-прокурора Синода О. Мусина-Пушкина. Дальнейшая судьба его неизвестна.

В Киево-Могилянской  академии зародился и стал профессиональным театр. В народе же особенно большой  популярностью пользовались вертеп, интермедия. Студенты сами готовили интермедии, драмы, разучивали канты и песни, делали все необходимое для вертепа. На ярмарках, в селах - около церквей, на площадях, на кладбищах - студенты двигали свои действа. Слушатели и зрители с радостью и восторгом воспринимали нехитрую студенческую музу, щедро вознаграждая "тружеников науки".

Киево-Могилянская  академия была центром философской  мысли в Украине. Особое место  среди философов в Киево-Могилянской  академии принадлежало профессорам И. Гизелю, И. Конановичу-Горбацкому, С. Яворскому, Ф. Прокоповичу.

 

3.2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В КИЕВСКИХ БРАТСКИХ ШКОЛАХ УКРАИНЫ

 

 Феофан Прокопович  начал в Академии (и во всей  тогдашней Российской империи), высшую  математику. Во второй половине XVIII в. были открыты даже специальные классы чистой математики, где излагалась алгебра и геометрия, и смешанной математики, где излагалась механика, гидростатика, гидравлика, оптика, тригонометрия, астрономия, гидрография, и математическая хронология, гражданская и военная архитектура. Известным преподавателем математики был также профессор Иреней Фальковский.

Что касается архитектуры, то хотя специального архитектурного класса не было, студенты получали хорошие  знания по этой специальности. Примером может служить деятельность выдающегося выпускника Академии Ивана Григоровича-Барского, киевлянина, архитектора и строителя, которому в Киеве принадлежит более 30 сооружений. Среди них ротонда "Самсон", церкви николы Набережного, Покровская, Надвратная в Кирилловском монастыре.

В Академии начинаются естественные науки - астрономия, биология, минералогия, зоология и другие, которые  постепенно отделяются от философии.

Официально  медицинский курс был открыт лишь в 1802 г., но естественные знания, которые  давала Академия, изучение произведений Авиценны, Везалия, Бэкона, Гиппократа, а также прекрасное знание латыни часто были решающими в выборе пути выпускниками Академии. Они шли учиться в медицинских заведений Европы, а со второй половины ХVIІ в. и до госпитальных школ России.

В Киево-Могилянской академии образование получали такие известные медики: основоположник акушерства, ботаники и физиотерапии Нестор Максимович Амбодик, родом из с. Веприк на Полтавщине; Иван Полетика, профессор Кельнской академии, главный врач Петербургского генерального госпиталя, родом из г. Ромны; Данило Самойлович, который доказал возможность противочумного прививки, почетный член 12 зарубежных академий; основоположник русской анатомической школы - Павел Згурский; Парпура, братья Шумлянськие, Барсук-Моисеев, Гамалия, Велланський и много других медиков-практиков, авторов учебников, медицинских словарей, составителей отечественной медицинской терминологии. Выпускником Академии был Петр Чайка, работавший впоследствии штаб-врачом в Вятке (Россия) - дед знаменитого композитора П. И. Чайковского.

В Академии студентов  учили разным приемам рисования  графики и живописи. Именно здесь  состоит одна из крупнейших художественных и граверных школ в Украине. Выдающимися граверами Украины, которые учились в Академии, были Иван Митура, Иван Мирский, Леонтий Тарасович, Григорий Левицкий, широко известные картины братьев Ивана и Василия Григорьевич-Барских. Как известно, Василь Григорович-Барский после окончания класса риторики 23 года путешествовал. Был в Египте, Ливане, Палестине, Греции, на Кипре, Крите, Афоне, в Константинополе. На протяжении всего странствующей жизни он вел "Записки", которые щедро иллюстрировал. Вернувшись в 1747 г., был приглашен преподавателем греческого языка в Академии, но вскоре умер и был похоронен на территории Киево-Могилянской академии.

Среди воспитанников  Академии были и выдающиеся иконописцы монументального и портретной живописи. Художественная школа Киева влияла на весь православный мир от Москвы до Балканских стран (по определению  искусствоведа Павла Белого).

 

3.3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУСТВО И БИБЛИОТЕКА КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ

 

Значительного развития в Академии достигло музыкальное  искусство. С середины XVII в. в Академии существует хоровая школа. Хоры, академический  и Братского монастыря, насчитывали время до 300 и более человек. Оба оставались неизменными, лучшими среди всех киевских хоров, соревнования которых происходило ежегодно на Контрактовой площади Подола. Музыка органично вплеталось в академическую жизнь. Студенческий хор и оркестр обязательно приглашались на майские рекреации и летние гуляния, которые происходили на Борщаговке, Шулявке, Глубочицы, возле Кирилловского монастыря, а зимой в трапезной Братского монастыря и большом дискусийном зале. Все торжества - встреча гостей, религиозные праздники, именины ректора и профессоров, день поминовения Петра Могилы, имя которого носила Академия, диспуты - все сопровождалось музыкой и хоровым пением. Многочисленные песни и канты, созданные в Академии, уходили в мир, их разносили студенты, которые отправлялись на отдых или просто просить у добрых людей милостыни. Академия дала многих профессиональных композиторов. Наиболее талантливыми среди них были Максим Березовский (1745-1777) и Артемий Ведель (1767-1808), музыка которых к настоящему времени волнует сердца.

Уникальной  была библиотека Киевской академии, которая  формировалась на протяжении двух веков. Заложена она была, очевидно, еще  в Братской школе. П. Могила передал  Коллегии всю свою библиотеку - 2131 книгу  отечественных и зарубежных изданий. Так сложилась традиция дарить Академии книги. Библиотека пополнялась также за счет закупок, поступлений от украинских типографий. Здесь были книги издательства России, Украины, Белоруссии, Амстердама, Гамбурга, Галле, Берлин, Братислава, Данцига, Варшавы, Лондона, Парижа. Рима, Болонье и других городов. Кроме печатных книг, в библиотеке хранились многочисленные рукописи - хроники, летописи, воспоминания, дневники, а также лекции профессоров, конспекты студентов, документы прошлых веков и текущая документация, значительное место занимали подписные издания.

Киево-Могилянская  академия была всесословным заведением. По уставу Академии в ней имели  право учиться все желающие. Учились  дети украинской аристократии, казацкой старшины, казаков, мещан, священников  и крестьян. С началом Академии, уже не в зарубежные университеты, а до Киева направляют своих детей известные украинские семьи - Гамалеи, Галагани, Берли, Безбородки, Полуботки, Горленки, Лизогубы, Ломиковски, Максимовичи, Мировичи, Марковичи, Скоропадские, Ханенко, Политики, Танські и другие.

Воспитанниками  Киево-Могилянской академии были будущие  военачальники Юрий Хмельницкий, Иван Выговский, Петр Дорошенко, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Пилип Орлик, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, наказной гетман Павел Полуботок. В Академии формировалась генерация казацких старшин, кадры ведущей украинской слои, в их числе - писцы, обозные, судьи, полковники, есаулы, сотники, военные канцеляристы, а также - юристы, дипломаты, переводчики и т.д. Это были образованные властители, светские деятели, значение и роль которых поднялись особенно во времена гетмана Ивана Мазепы.

Киево-Могилянская  академия дала немало образованных иерархов - епископов, митрополитов, архимандритов, духовных писателей. Среди них были и такие, что своим праведной жизнью, духовностью, высоким христианским благочестием, широсердечностью, просветительскими делами заслуживали признания их по смерти Святыми Православной церкви. Это Дмитрий (Туптало), митрополит Ростовский (1651-1709), Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (1651-1715); Иннокентий (Кульчинский), епископ Иркутский (1680/1682-1731), Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (1705-1754); Феодосий Угличский, архиепископ Черниговский (30-е гг. XVII ст.-1696); Паисий Величковский, архимандрит Ниамького монастыря (І722-1794); Петр (Могила) митрополит Киевский (1596-1647).

Информация о работе Киевская братская школа