Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:26, реферат
История Киево-братской школы до восстановления православной иерархии охватывает хотя и самый ранний, но очень важный период истории Киево-Могилянской академии, в котором сложился ее духовный стержень. Этот период был обусловлен возрождением национального самосознания украинцев и, как следствие этого, появлением зачатков украинской государственности внутри Речи Посполитой, сложившихся вокруг Киевского братства, идеологическим центром которого стала Киево-братская школа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ……………………………………………………………..6
1.История образования братских школ……………………………………6
1.2. Организация учебного процесса………………………………………….9
1.3. Учебная литература………………………………………………………..11
2. КИЕВСКАЯ БРАТСКАЯ ШКОЛА……………………………………………..13
2.1 История возникновения Киевской братской школы……………………..14
2.2. Первые руководители Киевской братской школы………………………16
2.3. Образовательный процесс……………………………………………….19
3. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИИ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ………….22
3.1. Поэзия и театр в киевской братской школе…………………………….22
3.2. Естественны науки, архитектура и живопись в Киевской братской школе………………………………………………………………………23
3.3. Музыкальное искусство и библиотека в Киевской братской школе….25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..28
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
1.3 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Церковнославянский язык в Братских школах изучали по букварям Ивана Фёдорова (Острог, 1574) и Лаврентия Зизания. Первая грамматика церковнославянского языка вышла в Вильно в 1586 г., наиболее полной и известной была «Грамматики славенские правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого «Грамматика, албо Сложение письмени, хотящим ся учити славеньского языка малолетним отрочатом» (Вильно, 1621), написанная Мелетием Смотрицким на основе более раннего сочинения, представляет собой азбуку с элементами грамматики, она легла в основу азбуки В. Ф. Бурцова. Первым церковнославяно-русским. словарем стал «Лексис» Лаврентия Зизания (Вильно, 1596). Наиболее полным словарем (ок. 4 тыс. слов) был «Лексикон славяно-росский» Памвы Берынды. Греческий язык в Болонской школе преподавался по греко-славянской грамматике «Адельфотис. Грамматика доброглаголиваго еллинославенскаго языка» (Львов, 1591), составленной Арсением Элассонским на основе зап. и визант. грамматик, и по греческимграмматикам Кленарда. Латынь учили по грамматикам Корнелия Валерия, М. Альвареса, Элия Доната, а также по пособию по латинской фразеологии Альда Мануция.
Богословие преподавалось по катехизисам. Первый православный катехизис был издан Стефаном Зизанием в 1595 г. (не сохр.). «Катехизис, албо Вызнане веры святое соборное апостольское въсходное Церкви» (Вильно, 1600) являлся извлечением из обширного курса догматики, читавшегося в виленской школе. Использовались также «Катехизис» Лаврентия Зизания (К., 1627), сочинения правосл. полемистов, в первую очередь Захарии (Копыстенского). Диалектика сначала преподавалась по соч. Иоанна Дамаскина, затем и по лат. пособиям. Риторика и гомилетика первоначально изучались по лат. и польск. руководствам, в 1659 г. впервые была издана «Наука, албо Способ, зложения казаний» Иоанникия (Галятовского) (впосл. неоднократно переиздавалась). Пению учили по Ирмологиям, до XVIII в. существовавшим в рукописном виде. Пособием по пиитике в какой-то мере выступало «Перло многоценное» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (Чернигов, 1646).
Рисунок 1.2 Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. «Перло многоценное». Чернигов, 1646 . Титульный лист
Светский характер образования в Б. ш. вызывал критику со стороны части западнорус. правосл. об-ва. Афонский мон. Иоанн (Вишенский) выступал против изучения риторики и философии, считая совр. ему братское образование латинским и даже языческим. Внешней учености он противопоставлял внутренний христ. опыт, прежде всего монашеский. Идеи Иоанна (Вишенского) разделяли мн. православные Зап. Руси, однако немало было и таких, кто не соглашался с ним, например, автор «Перестороги» (по-видимому, кто-то из львовских братчиков), по мнению которого именно светские школы, а не строительство новых монастырей и храмов были способны вывести православную Западнорусскую Церковь из кризиса, в котором она оказалась к сер. XVI в. Видный деятель Киевского братства Захария (Копыстенский) в «Палинодии» защищал светские науки, возводя их к визант., следовательно к православной, традиции.
2. КИЕВСКАЯ БРАТСКАЯ ШКОЛА
На протяжении всей истории украинский народ не имел другой институции, которая бы оказала большее влияние на развитие образования, науки, культуры, чем Киево-Могилянская академия. На протяжении веков она была выразителем и носителем специфических черт духовности украинского народа, мощным фактором формирования его самосознания, источником идей борьбы за отцовскую веру и национальную свободу. Для украинцев она всегда будет национальной святыней, не меньшей, чем Падуя ли Болонья для итальянцев, Оксфорд для англичан, Сорбонна для французов, Карлов университет для чехов, Ягеллонский для поляков.
Еще до возникновения Киево-Могилянской коллегии, впоследствии Академии, на землях, населенных украинцами, уже существовали школы высшего типа, основанные преимущественно доминиканками и иезуитами. Из книги Антуана Жобера "Лютер и Могила" (Париж, 1974) узнаем, что в конце XVI в. - в начале XVII в. в Украине существовало около десяти таких коллегий. А генуэзцы основали свою коллегию в Киеве еще веком раньше. Все эти заведения не могли не поднимать и не распространять среди местного населения идеи значение образования и науки в общественной жизни. Но через конфессионально-культурное отличие и отрешенность от духовных традиций жизни украинского народа эти идеи не могли здесь глубоко укорениться.
Несмотря на всю их привлекательность, они служили делу окатоличивания и полонизации украинской молодежи, отрывали ее от языка, веры, обычаев, духовных и нравственных традиций собственного народа, вели к утрате ею национальной идентичности. Приобщение к универсалий европейской культуры осуществлялось в этих коллегиях не через органическое сочетание общечеловеческого и национального, а через отторжение от отечественной основы. Для украинского народа, который боролся за свое выживание, сохранение и передачу последующим поколениям своей культуры, эти школы были непригодными, поскольку вели к совершенно противоположным результатам. Поэтому украинские интеллектуалы искали путей к повышению уровня собственной образования и использования ее достижений в области науки и культуры других народов.
Киево-Могилянская академия была первым высшим учебным заведением, которое отвечало запросам и потребностям духовной жизни украинского народа в период радикальных мировоззренческих и общественно-политических изменений, народно-освободительной борьбы, формирование национальной церкви и государства.
2.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ
Возникновение Киевской братской школы предшествовал культурно-национальное движение, которое оказывалось правящими кругами Речи Посполитой, и в условиях усиленного наступления на социальные и духовные интересы украинцев быстро набрал характерных особенностей. Сознательные граждане, светские и духовные, интеллигенция и казачество объединились к делу защиты духовных и национальных интересов Украины. Главнейшей задачей они считали воспитания граждан, достойных своей истории и ответственных за будущее отечества. Постепенно центром жизни стал Киев. Вот почему до Киева потянулись культурно-образовательные деятели из разных земель Украины, особенно из тех, где польско-католический гнет стал невыносимым.
Среди них были писатели, поэты, педагоги, переводчики, ученые, богословы, книгоиздатели, граверы, художники. Просветители группировались вокруг типографии Киево-Печерского монастыря под покровом архимандрита Елисея Плетенецкого.
Деятельность ученого кружка оказывала заметное влияние на патриотические чувства граждан, на их желание служить общим интересам. К ним принадлежал и знатная киевлянка из шляхетского рода Волыни Галшка Гулевичивна. 15 октября 1615 г. она вписала в Киевские магистратские книги дарственную, по которой свой дом с землей и "всеми к нему принадлежащим" дарила под строительство монастыря и школы для детей ”народу православного... А щоб тая фундація скуток свій брала, - писала Гулевичивна, - то зараз в той двір школу впровадила й впроваджую”. Таким образом, 15 октября 1615 г. начала свою деятельность школа, которая вошла в историю как Киевская братская школа, родоначальница Киево-Могилянской академии.
Когда Галшка Гулевичивна дарила свою землю на школу и монастырь, то именно этим она поддержала Киевское братство, которое на то время формировалось в Киеве, но, не имея пристанища, еще не заявило о себе. Теперь Киевское братство имело свою землю, юридический адрес. Братству под его опеку и передавалась основана Галшкою школа.
Следует подчеркнуть, что ученые Лаврского кружка также вступили в братство, что имело немалое значение в становлении и развитии Киевской братской школы. По дарственной записи Гулевичивны на подаренной ею земли строилась не только школа, но и монастырь. То была также традиция украинских братств: они собирались возле монастырей, или создавали их с целью поддержки школ, их учителей и неймущих учеников, типографий и т.д. Таким стал и Братский Богоявленский монастырь в Киеве, история которого тесно связана с историей Киево-Могилянской академии.
Большую поддержку Братская школа получила от гетмана Войска Запорожского Петра Конашевича Сагайдачного. Он был не только талантливым полководцем, но и мудрым политиком, хорошо понимал значение национального образования и воспитания. Есть данные, что уже в Острожской школе, воспитанником которой был Сагайдачный, он интересовался делами защиты отечества и православной религии от притеснения чужаков. 1620 г. гетман Сагайдачный поступает в Киевское братство "со всем Войськом". Таким образом, Братство и школа получают мощную защиту, а казачество становится силой, что поддерживает общенародные интересы, в частности, крайне необходимую для становления украинской государственности образование и науку. Кроме того, как член Братства и опекун Киево-Братского монастыря, Сагайдачный поддерживал их материально. А умирая в Киеве от ран, причиненных ему в Хотинской битве, Сагайдачный почти все свое имущество и деньги завещал Киевской и Львовской и Луцкой школам " на науку і виховання бакалаврів учених дітям християнським за чим би наука тривати могла вічнії і потомні часи ".
Традицию, возложенную Петром Сагайдачным - поддерживать Киевскую братскую школу, продолжили и следующие гетмана Войска Запорожского и Украины, в частности, Иван Петрижицький, Богдан Хмельницкий, Иван Самойлович, Иван Мазепа и другие. Б. Хмельницкий, в частности, так писал о Киевской коллегии: " Понєже несть угодно зокрема те місце святеє, котре предкі наші, а найпаче Петро Конашевич Сагайдачний спорудив, да пам'ять вічная буде від тих училищ братських київських ".
Выше говорилось, что лаврские ученые вступили в братство. Таким образом, Киевская братская школа от начала получила хороших учителей. Среди них были такие известные ученые, авторы книг и учебников, как Исайя Копинский, Захария Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Митура и другие.
2.2. ПЕРВЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ КИЕВСКОЙ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ
Стоит упомянуть и первых ректоров. Должность ректора появилась с самого начала основания школы. Первые ее ректоры были известны своей ученостью во всем просвещенном славянском мире. В 1615-1619 гг. ректорствовал Иов (в миру Иван Матвеевич) Борецкий, родом из села Бирча (Галичина), обучаясь в Острожской, затем в Краковской и Замовской академиях, преподавал во Львовской братской школе, был ее ректором. С его именем связан целый период в просветительском движении Украины. Был горячим сторонником распространения образования среди народа. Считал, что именно от образования зависит общественный прогресс. Свою педагогическую, просветительскую, писательскую деятельность он подчинил решению главной тогдашней проблемы - пробуждению национального сознания украинцев, защиты православной церкви и освобождению родины от иностранного гнета. С 1619 г. Борецкий - настоятель Михайловского Златоверхого монастыря, в 1620 г. избран митрополитом Киевским.
В 1619-1620 гг. ректором Киевской братской школы был Мелетий (в миру Максим) Смотрицкий. Родом из с. Смотрич (Подолье), сын первого ректора Острожской школы (академии) Герасима Смотрицкого. Учился в Остроге и Волынской академии. Слушал лекции в Лейпцигском, Витенбергском и Нюренбергском университетах. Имел степень доктора философии и медицины. Писатель-полемист, автор знаменитого "Треноса" (1610) и других произведений, один из основателей филологической науки в Украине, автор "Грамматики словенской"' (1619), которая была известна во всем ученому, прежде всего славянском мире.
Третьим ректором Киевской братской школы в 1621-1624 гг. был Касиян (в миру Каллист) Сакович. Происходил из с. Потеличе на Галичине. Учился в Краковской и Замойской академиях. Знал много языков, обладал поэтическим мастерством. Его " Вірші на жалосний потреб... Сагайдачного " является образцом поэтического искусства того времени. Известный Сакович и как автор учебников по философии для братских школ. То, что руководство школой и преподавания в ней совершали такие высокообразованные и талантливые люди, дает основание считать, что учебная дело в ней была на высоком уровне.
Для быстрого развития Киевской братской школы были, таким образом, благоприятные условия. Возникла она в Киеве, где собрались интеллектуальные силы со всей Украины, имела поддержку Войска Запорожского. А еще - опыт своих предшественниц - братских школ, особенно Львовской и Луцкой, от которых позаимствовала Школьный устав, учебники и образованных учителей, а также - Острожской школы, этого большого и влиятельного культурного и образовательного центра. Острожская школа - это первая попытка создания школы высшего типа. Из Острога вышло много выдающихся ученых, общественных и политических деятелей, в частности, Иван Борецкий, Милетий Смотрицкий, гетман Петр Сагайдачный, братья Демьян и Северин Наливайко. Ее первым ректором был Герасим Смотрицкий. Одновременно он был переводчиком и вместе с первыми учеными составителем знаменитой "Острожской библии" - первого полного издания Библии славянском языке, которая вышла в свет 1581г. Ее экземпляры за честь считали иметь библиотеки Оксфорда, Рима и других стран. 1631 г. возникла еще одна школа в Киеве, а именно - Лаврская. Основал ее архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. В сентябре 1632 г. она объединилась с Киевской братского школой. Объединенная школа получила название Братская или Киевская коллегия. Ее руководителем, протектором и опекуном стал Петр Могила.
Самой большой заботой Могилы была Коллегия. Иван Франко отмечал: " Головна справа його життя - заснування Києво-Могилянської колеґії, яка повинна була стати забралом православ'я і південноруської (тобто української) національності, користуючись тією зброєю, якою вівся на них наступ з боку ворога - наукою і просвітництвом ". Коллегия, которой занимался Петр Могила, оставалась национальной школой, основанной на древних культурных и образовательных традициях. В ней изучались церковнославянский и русский язык, отечественная история, студенты обучались в глубоком православном духе. К Коллегии принимали детей всех сословий. Но Петр Могила сумел превратить Коллегию на заведение европейского типа. Здесь изучался курс наук, свойственный для западноевропейских университетов, внедрялись достижения мировой истории, литературы, поэзии, философии. Средством к освоению высших наук был латинский язык, изучались также греческий и польский языки. Профессоров для преподавания в Коллегии Могила учил в зарубежных университетах. Вскоре Коллегия уже сама готовила преподавателей, государственных деятелей, высокообразованных богословов.
Петр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для жизни и учебы, построил первую бурсу, новое каменное помещение под школу, которая является и сегодня на территории Киево-Могилянской академии. Умирая, Могила завещает Коллегии большие средства и самую большую свою ценность - библиотеку (2131 книгу).В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегий (академией). Под этим названием вошла в историю.