Контрольная по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

1. Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного устава».
2. В результате осуществления нэп, в стране начался хозяйственный подъем. За период 1921-1924гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. На действовавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих. С 1923г. начался быстрый рост числа рабочих, занятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важнейших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа.
3. В начале 19 века в русской истории возникает новое явление- революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов.
4. Эволюция политического строя Руси в период Татаро-монгольского ига.
5. Само восстание в Петрограде началось в ночь на 25 октября. Правительство неожиданно выяснило, что в городе совсем нет верных ему войск. В поддержке отказали даже казаки. Только юнкера еще сохраняли верность правительству. Узнав о таком положении дел, А.Керенский утром 25 октября покинул столицу – отправился за подкреплением.

Содержание работы

Николай I: особенности внутриполитического курса………………………. 3
3.Нэп, сущность и значение……………………………………………………...5
4.Общественно-политические течения первой половины XIX в.
(Славянофилы и западники. Теория«официальной народности»)…………..6
5. Общественный и государственный строй Золотой Орды………………
6. Октябрь 1917г.: одно из главных событий ХХ в. или социальная трагедия………………………………………………………11
7. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия………...13
8. Особенности российского абсолютизма при ПетрI………………………...15 9. Отечественная войн1812г………………………………………………….16 10. Оформление доктрины народничества и деятельность организации
революционных народников (70-е гг. XIX в.)…………………………..17
11. Перестройка. Провал попыток обновления социализма……………….20
12. Победа Февральской революции 1917г. и ее результаты………………....21
13. Политика «большого скачка» на рубеже 20-30-х гг. и его экономические,
социальные и политические последствия………………………………….
14. Политика «военного коммунизма», сущность и последствия………………
15. Политическая и государственная деятельность Н.С. Хрущева……………..

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 74.65 Кб (Скачать файл)

          Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула, вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих интересов.

          Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно становится более специализированным, требовались новые люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.

 

Для абсолютной монархии характерны:

 

          Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у него были свои особенности.

          Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.

Российский  абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Особое положение  феодальной аристократии (боярства) уже  в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).

Утверждение абсолютизма в России не вызвало  сопротивления сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание  стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.

Отечественная война 1812г

 

      Началась война  12 июня 1912г.

      В июле у Смоленска  соединились русские армии Барклая  и Багратиона. Главнокомандующим  был назначен Кутузов. 17 августа  Кутузов прибыл в армию. 22 августа  главные силы русской армии  остановились у села Бородино, в 110км от Москвы, на новой  Смоленский дороге и преградили  Наполеону путь.

      Отряды партизан  возглавляли местные помещики, крестьяне,  бежавшие из плена военные.  Среди партизанских командиров  прославились крепостной крестьянин  Герасим Курин, подполковник Фигнер, старостиха Василиса Кожина, поэт  и гусар Денис Давыдов. 

       В Смоленской  губернии широкую известность  получила старостиха Василиса  Кожина, возглавив отряд из подростков  и женщин. Кутузов, быстро оценил  значение кавалерийских отрядов,  они наносили чувствительные  дары по врагу. Подполковник  А.С.Фигнер проник в оккупированную  Москву и сделал донесение  в штаб Кутузова. Затем он организовал  партизанский отряд из оставшихся  солдат и крестьян. Его донесения  способствовали успеху русских  войск в сражении под Тарутином. 

      24 августа состоялся  бой за передовой Шевардинский  редут, и армии готовились к  генеральному сражению. 26 августа  битва началась.

     Под Бородином французы  потеряли 58,5 тысяч человек, русские  45,6 тысяч человек. В виду тяжелых  потерь, Кутузов приказал отойти  с поля сражения. 27 августа русские  продолжили отступление к Москве.

    1 сентября в военном  совете в Филях, Кутузов принял  решение оставить Москву без  боя, сохранив армию и с надеждой  и честью окончить войну. 2 сентября  в Москве начались пожары. Сгорело  три четверти города, в том  числе провиантские склады. Французская  армия оказалась на грани голода. В октябре Наполеон покинул  Москву и у Малоярославца столкнулся  с обновленной русской армией. Наполеон не решался давать  генеральное сражение, чтобы прорваться  к Калуге французская армия  отступила.

    Александр I не принимал должных мер для соблюдения континентальной блокады Англии и почти не обращал внимания на требования Бонапарта запретить посещение русских портов кораблями нейтральных государств.

     Березино. В ноябре  Наполеон отдал приказ начать  переправу через речку Березину. Здесь 14-17 ноября произошла еще  одна битва, в которой армия  Бонапарта была разгромлена. Сам  французский император, бросив  остатки войск, тайно уехал  в Париж.

    

 

 

 

 

Оформление  доктрины народничества и деятельность организации

революционных народников (70-е гг. XIX в.)

 

         Народничество – идеология и общественно-политическое движение демократической интеллигенции в России во 2-й пол. 19 в. Объективно выражало протест против становления капитализма, складывания новой социальной структуры, разрушения основ традиционного общества. Представляло собой попытку выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенной адаптации большинства населения к условиям модернизации страны. Народничество не являлось исключительно русским явлением и получило распространение на Украине, Кавказе, в Прибалтике, Польше. Как идеология, народничество характерно для стран с преимущественно аграрным характером экономики в период перехода к индустриальной стадии развития. В нем уживались элементы т. н. утопического социализма и конкретные проекты реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

     С момента зарождения  в народничестве существовали  два течения — радикальное  (революционное) и умеренное (либеральное). Революционеры видели свою главную  цель в насильственном свержении  существовавшего режима власти  и осуществлении на практике  идеалов социализма. Представители  умеренного крыла отдавали предпочтение  ненасильственным мерам в проведении  социальных, политических и экономических  преобразований, имевших антикапиталистическую  направленность. Намечавшиеся реформы  должны были способствовать модернизации  России с опорой на традиционные  институты и ценности, национальные  особенности и особую роль  отечественной интеллигенции в  общественной жизни страны принадлежала  революционерам. Временем наибольшего  влияния либерального народничества  стали 1880-е — нач. 1890-х гг.

       В 1870-х гг. либеральное  народничество по своему влиянию  уступало революционерам, но внесло  значительный вклад в развитие  народнической доктрины. Михайловский  продолжил разработку субъективного  метода в социологии. Созданные  им теории простой и сложной  кооперации, типов и степеней  социального развития, борьбы за  индивидуальность, героя и толпы  служили важными аргументами  в доказательстве центральной  роли личности в прогрессе  общества. Михайловский однозначно  придерживался социалистической  ориентации. Ключевую роль в эволюции  России, по его мнению, должна  была сыграть отечественная интеллигенция;  ее нравственный и интеллектуальный  потенциал служили залогом будущего  справедливого общественного порядка.  Но, отвергая законы буржуазной  цивилизации, Михайловский не  стал сторонником революционного  насилия. Реформа как главное  средство реализации назревших  преобразований преобладала в  его программе. Одновременно с  этим Михайловский пришел к  выводу о необходимости политической  борьбы с существовавшим строем, завоевания демократических прав и свобод, их законодательного закрепления, принятия конституции, что стало новым шагом в развитии его концепции.

     Наряду с появлением  политической тенденции в среде  либерального народничества обозначился  и отход от социалистической  направленности доктрины. Переоценка  предыдущего опыта была наиболее  характерна для П. П. Червинского  и И. И. Каблица. Критически  осмыслив идеи радикалов, они  выдвинули на первый план не  идею

морального долга просвещенного  меньшинства перед народом, а  требование осознания интеллигенцией его реальных нужд и запросов. Их идеал справедливого общества содержал требование «самостоятельного» развития русской деревни, невмешательства  интеллигенции в ее патриархальные устои. В лучшем случае альтруистическая интеллигенция могла сыграть  роль «бродильного элемента», обеспечивая  реформирование, соответствующее «мнению  народа». Отказ от социалистических идей, сужение понимания просветительства, апелляция к государственным  интересам, акцентировка внимания на повседневных проблемах жизни крестьянства подталкивали к выводу о необходимости чисто  культурнической деятельности. Эти  идеи у Червинского и Каблица  были выражены достаточно неопределенно, в основном касались социологического, а не экономического аспекта проблемы. Выдвигаемым ими требованиям  не хватало четкости постановочных  задач, конкретики форм работы. Этот пробел попытался восполнить в 1880-х гг. Я. В.Абрамов. Он определил характер деятельности интеллигенции (помощь крестьянству в  преодолении трудностей рыночной экономики) и указал на возможную форму организации  практики (работа к земствах). Сильная  сторона «абрамовщины» заключалась  в ее четкой адресности, обращении  к врачам, учителям, агрономам с  призывом помочь русскому мужику в  его нелегком положении. Для многих земских служащих «малых дел» теория стала обоснованием полезности и  необходимости культурнической  деятельности.

 

     В 70-е гг. среди  народников сложилось два направления:  революционное и либеральное.

    Основные идеи революционных  народников: капитализм в России  насаждается «сверху», будущее страны  – в общинном социализме, преобразования  должны осуществляться революционным  методом силами крестьян.

     В революционном народничестве  выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

     Идеолог бунтарского  течения М.А. Бакунин считал, что  русский крестьянин по своей  природе бунтарь и готов к  революции. Поэтому задача интеллигенции  – идти в народ и разжигать  всероссийский бунт. Он призывал  к созданию федерации самоуправления  свободных общин.

 

П.Л. Лавров – идеолог пропагандистского  течения – не считал народ готовым  к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.

 

П.Н. Ткачев – идеолог заговорщического течения – считал, что крестьян не надо учить социализму. По его  мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в  социализм.

 

   В 1874 г. опираясь на  идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых  революционеров предприняли массовое  «хождение в народ», надеясь поднять  крестьян на восстание. Однако  движение было разгромлено царизмом.

   В 1876 г. уцелевшие участники  «хождения в народ» образовали  тайную организацию «Земля и  воля», во главе которой стояли  Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов и  др. Было осуществлено второе  «хождение в народ» - с целью  длительной агитации среди крестьян.

    После раскола «Земли и воли» образовались две организации – «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.) и «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание.

1 марта 1881 г. С.Л. Перовская  организовала покушение на царя  Александра II.

     Народничество как исследовательская проблема вернулась в историю русской общественной мысли в виде нескольких сменяющих друг друга дискуссий, главная суть которых в том, как оценивать идеологию русского народничества и когда оно началось как движение. Одна из спорящих сторон считала, что народничество возникло на рубеже 60-70-х годов как протест против буржуазных тенденций пореформенного развития России. Другая говорит о народничестве как о синониме разночинского этапа революционно-демократического движения в России, осуществляющего антифеодальную идеологию. Итоги первой конференции 1959 г., состоявшейся в МГУ, были подведены в следующем году (См.: Колесниченко Д. А. Твардовская В. А. Научная конференция о революционном народничестве, а другой дискуссии (1966) – о внутренней периодизации разночинского этапа русского революционного движения были подведены еще в одной публикации (См.: Вандалковская М. Г., Колесниченко Д. А. Дискуссия о внутренней периодизации разночинского этапа русского революционного движения.

        Главным результатом  прошедших дискуссий было утверждение  актуальности изучения во всем  мыслимом объеме русского народничества  как движения и как идеологии.  Усиление интереса к народничеству  вызвало появление значительного  числа работ, наиболее значительными  из которых были: Антонов В.  Ф. Революционное народничество  (1965); Виленская Э. С. Революционное  подполье в России (1965); Водолазов  Г. Г.

 

Перестройка. Провал попыток обновления социализма

 

        Перестройка - это крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный строй в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева после смерти К. Черненко в 1985 г. По своему существу это - определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 - август 1991) и задуманных в целях "обновления социализма", придания ему "второго дыхания". Демократизировав общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Инициированные ею процессы в 1991 г. трансформировались в антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, уже не нуждавшуюся в М.Горбачеве, продолжающуюся и сегодня.

      Если общей причиной появления М.Горбачева в качестве лидера партии и страны было то же противоречие, которое за тридцать лет до этого выдвинуло в лидеры организатора хрущевской оттепели, то непосредственным стимулятором перестройки Горбачева стало определившееся отставание СССР в гонке вооружений (на фоне американской программы СОИ), быстрый упадок производства, отчетливо обнаруживший себя в 80-е гг. Начавшаяся в апреле 1985 г. как "ускорение социально-экономического развития" перестройка Горбачева не сумела обновить социализм по объективной причине: социализма в Советском Союзе, где средства производства и политическая власть были отчуждены от трудящихся, никогда не существовало, а потому "обновлять" было нечего. Имелись и субъективные причины неудачи перестройки: инициатор перестройки неверно оценил состояние советского общества (налицо был не экономический кризис, а социально-экономический тупик, что требует совсем иных способов врачевания в сравнении с теми, которые применяются при экономическом кризисе). Ошиблись организаторы перестройки и в определении цели перемен.

       Однако дальше М. Горбачев не пошел. Следуя заветам "марксизма-ленинизма", в которых говорится, что суть социализма в уничтожении частной собственности и огосударствлении средств производства, инициатор перестройки считал, что все же социализм в стране есть, он только деформирован, бюрократизирован. На чем основывалось это ошибочное убеждение? Оно строилось, с одной стороны, на господстве в стране общественной ("социалистической") собственности: государственной и кооперативной. С другой стороны, поскольку власть находится в руках КПСС, а партия устами Горбачева заявляет о перестройке в интересах народа, значит, не только собственность, но и власть у народа. Именно здесь и заключались основные заблуждения М.Горбачева.

Информация о работе Контрольная по истории