Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.
Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства – Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Происхождение государства у восточных славян: спор норманистов и антинорманистов……………………………………4
Российское общество и российское государство накануне петровских реформ………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Отечественной истории.docx

— 67.92 Кб (Скачать файл)

Развитие  металлургии  способствовало  значительному  росту производства артиллерийских  орудий, устаревшая  разнокалиберная  артиллерия заменялась орудиями новых  образцов.

В армии  было впервые произведено соединение  холодного  и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую  и ударную мощь войска.

В начале  XVIII в.  впервые  в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не  уступало созданию  регулярной  армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов  военного кораблестроения  того времени.

Создание  регулярных армии и флота потребовало  новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то  время  формами  комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна  была  военная  или гражданская служба.

Реформы органов власти и управления

В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый  комплекс реформ, связанных  с  перестройкой  центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые  учреждения и заменять  их новыми, в результате чего сложилась следующая  система органов власти и управления.

Вся полнота   законодательной, исполнительной  и  судебной власти сосредоточилась в  руках Петра, который после окончания  Северной войны получил титул  императора. В 1711 году был создан новый  высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными  законодательными функциями.

Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12  коллегий, каждая из  которых  ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы  по  тем вопросам, которые входили  в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число  контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко  разграничены.

В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов  власти и управления на  местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся  по территории и количеству населения.

Во главе  губернии стоял назначаемый царем  губернатор, сосредоточивавший в  своих   руках   исполнительную   и   служебную власть. При губернаторе  существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что  губернатор подчинялся не только  императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии  в 1719 г.  были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе  провинции стоял воевода с  провинциальной  канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После  введения  подушной подати были созданы  полковые дискриты. Квартировавшие в  них воинские части наблюдали  за сбором податей и пресекали  проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта  сложная система органов власти и управления имела четко выраженный  продворянский  характер  и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении  своей диктатуры на  местах. Но она одновременно  еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Реформа сословного устройства русского общества

Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех  целей,  которые ставил перед собой  Петр. Между тем, дворянство в большинстве  своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.       Петр добивался того, чтобы все  дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно  было прежде всего распространить среди  дворян образование. Петр  установил  новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был  учиться "грамоте, цифири и геометрии", а  затем  должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину  не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский  чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения  выдвигались Петром на видные государственные  должности.

Церковная реформа

    Важную роль в утверждении  абсолютизма  играла  церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из  митрополитов, выполнявшему функции  "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г.  патриаршество  было  ликвидировано, для  управления церковью был  создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата  абсолютистского государства. Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви и систематически  изымалась  значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного  духовенства и явились одной  из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр  осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение  патриаршества  отражало  стремление  Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии  петровского  времени  "княжескую" систему  церковной  власти. Объявив  себя  фактически главой церкви, Петр уничтожил  ее автономию. Более того, он широко  использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь  и каяться на  исповеди  священнику  в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем  противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его  запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь  стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и  на  ее  гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Реформы в области культуры и быта

    Главным содержанием реформ в этой области было  становление и  развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах,  осуществляемых в плане европизации.

Важные  изменения в  жизни  страны  решительно  требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа  обеспечить этого не могла. Стали  открываться светские школы, образование  начало приобретать светский характер.  Для этого потребовалось создание  новых  учебников, пришедших  на смену  церковным.

Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому  полууставу. Для  печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а  также  созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.  систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием  промышленности и торговли были связаны  изучение и освоение территории и  недр страны, что нашло свое выражение  в организации ряда крупных экспедиций.

В это  время  появились  крупные  технические  новшества и изобретения, особенно в развитии  горного  дела  и  металлургии, а также в военной  области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а  созданная Петром I Кунсткамера  положила начало сбору коллекций  исторических и мемориальных предметов  и  редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии  летописей, грамот, указов   и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим  итогом всех мероприятий в области  развития науки и просвещения  было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой  четверти  XVIII в.  осуществлялся  переход к градостроительству и  регулярной  планировке  городов. Облик  города стали определять уже  не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных  учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в.  относятся  и попытки  создания русского театра, в  это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в  быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась  и заменялась новой. Камзолы, галстуки   и   жабо, широкополые  шляпы, чулки, башмаки, парики быстро  вытесняли  в  городах  старую  русскую  одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно  податных  сословий. Вводились  особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I  учредил  ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что  отражало серьезные изменения их положения  в  обществе. Учреждение ассамблей  положило начало утверждению  в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения  в    обществе", употреблению   иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в  быту  и  культуре, которые  произошли в первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное  значение. Но  они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное  сословие, превратили использование благ и достижений  культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к  русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Реформы Петра Великого и особый путь России

    Понятие России в значительной степени  отождествлялось  с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с  работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании  как нечто  единое по  существу  был  вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской  истории выглядит  действительно  как  нечто, выросшее из творящей самое  себя идеи, — русский этнос, территория и культура.

Становление основного  положительного принципа развития государственного, борьба за его утверждение и т. д. — осуществлялось за  счет  массовых репрессий, уничтожения  целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В  России  в условиях слабости  или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли  снизу, от  общества, как  результат выхода  на  поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, — в России проводились в интересах власти  перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.

В России  налицо  особенное, ни  с чем  не сравнимое развитие, в котором  движение вперед парадоксальным образом  переплетается с  подавлением  свободы, а технический и другой прогресс — с отчуждением общества от государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" — от модернизации до модернизации. А поскольку реформы  сверху, особенно  внедрение  нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь  волнообразным  усилением  деспотизма  на  каждом витке реформ, шло в  сторону уничтожения гражданского  общества, до  некоторой  степени  возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.

Реформы Петра  заморозили  процессы  эмансипации  частной собственности, особенно на   самом   массовом, крестьянском  уровне. Подтверждение этому —  разрушение  права  частного  владения землей вследствие  введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем  этот налог привел  к ликвидации частного владения, переделам земли  общиной и ко все возрастающему  вмешательству  государства  в  дела крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную  страну, оказавшуюся  вдруг, как в давние времена, нищей  и отсталой, который раз  в  нашей  истории  ощутив себя  перед  неопределенностью  будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозь  революционные бури вековую  традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»