Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:00, контрольная работа
Вопрос 1. Проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 2. Влияние природно-климатического фактора на становление и развитие государства и права России (с V века). Значение природно-климатического фактора в настоящее время. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 3. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное. Значение последствий феодальной раздробленности для развития государства и права России. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 4. Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической власти, роль права. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Однако было бы логичным отказаться от традиционной унификации процессов раздробления на Руси с западноевропейским феодализмом. На развитие древнерусских земельных отношений в значительной степени влияли такие факторы, как наличие общинного землепользования и огромный фонд свободных земель. По письменным источникам киевского времени процесс феодализации землевладения прослеживается довольно слабо. Разумеется, нельзя полностью отрицать тенденции феодализации древнерусского общества. Речь о том, что не следует упрощать то, что названо «механизмом взаимодействия базиса и надстройки». Большего внимания требуют политические, культурные и социально-психологические аспекты проблемы. Не отрегулированный порядок княжеского престолонаследия, амбиции местной земельной знати отражали дестабилизацию политического положения. Причем эта дестабилизация была не абстрактной тенденцией, а выражала себя через конкретную деятельность конкретных людей. Столкновение, борьба центростремительного и центробежного факторов, объединяющего и разъединяющего начал определяли ход Исторических процессов до и после раздробления Киевской Руси. Дезинтеграция внутригосударственных связей в России заявляла о себе в начале XVII века и в XX веке.
Подавляющее
большинство историков
По оценкам Карамзина и Соловьева, этот период был своего рода смутой, временем «темным, молчаливым», а также «скудным делами славы и богатым ничтожными распрями». Понятие «феодальная раздробленность» представителями «государственной» школы по отношению к Руси не употреблялось. Ключевский говорил не о раздробленности, а об «удельном строе», называя этот период «удельными веками». Терминология Ключевского подразумевала государственную децентрализацию вследствие осуществления принципа наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода. Понятие «феодализм» Ключевским использовалось только по отношению к Западной Европе: «...Государство распадается на мелкие тела, в строе которых с наивным безразличием элементы государственного порядка сливаются с нормами гражданского права. Из такого состояния общества на Западе вышел феодализм; такое же состояние на Верхней Волге послужило основой удельного порядка».
Период раздробления, по Ключевскому, был временем тяжелых испытаний для Руси, но при этом имел и свое историческое значение: «...значение удельных веков не в них самих, а в их последствиях, в том, что из них вышло». Т. е. это время переходное от Руси Киевской к Руси Московской. Несмотря на кризис центральной власти, шел процесс этнической консолидации населения Северо-Восточной Руси. «Обще земское чувство» русских людей подкреплялось единством языка, традиций, менталитета. Скрепляющие функции по отношению к русской общественной жизни выполняла православная церковь.
Парадоксальным образом элементы единства просматривались и в системе отношений внутри княжеского рода, хотя именно князья были виновниками конфликтов и раздробления. Будучи членами одной фамилии, в стремлении утвердиться в более престижных уделах князья «были блуждающими кометами». На Западе же феодалы прочно «врастали» в свои лены.
Раздробления
Киевской державы стало результатом
спада - в ослаблении общественных и
внутригосударственных связей вследствие
победы узкокорыстных интересов
и потребительской психологии, когда
государственная организация
В
течение XI и в начале XII веков военные
столкновения Руси с ее соседями не
перерастали рамок пограничных
конфликтов. Относительная безопасность
делалась привычной. Поколения, выраставшие
в таких условиях, упускали из внимания
мысль о государстве как
Отрицательные последствия раздробленности на Руси не заставили себя долго ждать. В конце XII века усилился натиск половцев, который для монолитной в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых трудностей. В результате половецких набегов страдала, прежде всего, Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси отливало в северные и северо-западные районы страны. На фоне упадка Киева проявлялся относительный политический подъем Владимиро-Суздальского и Смоленского княжества, а также Новгородской земли. Однако этот подъем в то время еще не мог привести к созданию общерусского центра, способного объединить Русь. Во второй трети XIII века Русь оказалась перед тяжелыми испытаниями, когда на нее с востока обрушились монголы, а с запада - немецкие, датские, шведские рыцари, литовские, польские и венгерские феодалы. Русские князья, замотанные распрями, не сумели объединиться для отпора агрессии. Развал государственной организации ослаблял способность к сопротивлению.
Вопрос 4. Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической власти, роль права. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Ответ. 19 января 1547 г. венчался на царство Иван IV. К его титулу "государь и великий князь Московский" добавлялось слово "царь", что приравнивало Ивана Грозного императору "Священной Римской империи". Византийский патриарх и все восточное духовенство признали за ним царский титул. Ликвидация уделов и самостоятельных княжеств означала упразднение системы вассалитета. Все люди стали подданными Московского великого князя и должны были служить государю.
Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в многофункциональную и разветвленную систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию. По уровню централизации она является более высокой формой феодального государства.
Сущность и последствия эволюции политической власти, роль права сводится к следующим изменениям. Централизованное государство окончательно укрепилось, раздвинуло свои границы и превратилось в многонациональное. Раннефеодальная монархия переросла в сословно-представительную монархию, господствующий класс феодалов укрепил свои позиции, отдельные группы феодалов консолидировались в одно сословие. Юридически было оформлено крепостное право (Ст.57 Судебника 1497 г. и ст.88 Судебника 1550 г., Указы 1597г., 1581г., 1607г., Перепись 1581-1582г., Соборное уложение 1649г.). Законодательство приняло явно выраженный карательный характер.
Была создана постоянная армия. Следует отметить и события, происшедшие в общественно-политической жизни. II половина ХVI - I половина ХVII вв. - период крайнего обострения классовой борьбы. Тяжелейший экономический кризис 70х-80х годов ХVI в. и драматические события в России были вызваны террором Ивана IV и затянувшейся Ливонской войной. Тяжелейшее положение в начале XVII в. сложилось в результате иностранной интервенции и террора после поражения крестьянской войны 1606-1607гг. Острые противоречия и борьба внутри господствующего класса, между феодально-боярской знатью и поместным дворянством, в результате которой победило дворянство. Династия Рюриковичей сменилась царской династией Романовых. Русская церковь получила самостоятельность (в 1589 г. в России было учреждено патриаршество).
Из
изменений в общественном строе
наиболее значительной тенденцией в
этот период можно выделить ограничение
прав феодальной знати - бояр и укрепление
позиций дворянства. Боярской верхушке,
стремящейся противодействовать усилению
царской власти и сохранить свои
привилегии, был нанесен серьезный
удар в результате опричнины 1564-1572гг.
По "Уложению о службе" 1556 г. были
определены равные обязанности, как
для вотчинников так для
Итак,
государственный строй в
Значительную роль в управлении государством сыграли Земские Соборы, созываемые с середины XVI века до I половины XVII века. Этот сословно-представительный орган одновременно укреплял власть царя и ограничивал возможности и значение боярской знати.
Следует отметить большой потенциал дворянства в Земских соборах, что позволяло царю успешно бороться с влиянием боярства в осуществлении управления государством.
В этот период также окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством.
Итак, смутное время - период, когда в России рухнула законная политическая власть. Для того чтобы полностью ее восстановить, потребовалось, чтобы социальные потрясения изменили экономическую систему, и чтобы развилось чувство национальной гордости. Этот трагический период очень близко напоминает Россию сегодняшнюю, которая выкарабкивается из очередного смутного времени.
Вопрос 5. Реформы Петра I в области государства и права, их значение и последствия. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Ответ. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий. Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. Установление института майората - наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722г.). Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.
Петр I также осуществил реформу высших органов власти. Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган на то время, когда Петр I участвовал в военном походе. Сенат становится постоянно действующим органом. Решения принимались коллегиально и только единогласно. В конце 1717 г. начала складываться система коллегий. Назначались Сенатом президенты и вице-президенты, определялись штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел "новым порядком".
В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. В 1721г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования.
В 1700 г. решением Петра I было упразднено российское патриаршество. Был создан Духовный Коллегиум, будущий Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления.
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства, в результате чего образовалось восемь губерний. В ходе реформы к 1715г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния.
После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов. Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:
1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства.
2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г.
3.
Кодификация норм частного
Информация о работе Контрольная работа по «Истории государства и права России»