Контрольная работа по «Истории государства и права России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 2. Влияние природно-климатического фактора на становление и развитие государства и права России (с V века). Значение природно-климатического фактора в настоящее время. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 3. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное. Значение последствий феодальной раздробленности для развития государства и права России. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 4. Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической власти, роль права. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Файлы: 1 файл

РИ-00.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

Ответ. Свод законов РФ основывается на Конституции. Конституционные начала были еще при дореформенном государственном строе. Рассмотрим более подробно некоторые особенности.

Дискреционное право министров преобладало  над писаным правом законов, если "министр особенно на какой-либо случай верховной властью был  уполномочен". Не считалось превышением  власти, когда министр принимал "решительную  меру", которая нарушала закон, но впоследствии мог доказать, что она  была необходима "в видах общей  безопасности", а "по настоятельности  случая" он не мог, "не допустив видимой  опасности", отложить эту меру до высшего разрешения. Действовать  вопреки закону было не только правом, но и обязанностью министра "в  обстоятельствах чрезвычайных, требующих  высшего разрешения, когда не может  быть оно отлагаемо без важного  вреда или государственного ущерба". В подобных случаях министры могли  действовать "всеми вверенными им способами", не ожидая разрешения государя. Впоследствии они обязаны были лишь донести о принятых мерах и  причинах, которые их вызвали. Безнаказанность  чиновникам гарантировали как нормы  государственного права, так и уголовное  законодательство. Согласно ст. 340 Уложения о наказаниях 1885 г., не почитаются превышением  власти отступления от законов министров  и других государственных сановников, если они действовали по уполномочию  верховной власти или в упомянутых выше чрезвычайных обстоятельствах".

Не  менее важно и то, что Устав  уголовного судопроизводства существенно  ограничивал применение репрессивных мер к должностным лицам за совершение ими неправомерных, беззаконных  действий. Согласно разделу III, кн. III "О  судопроизводстве по преступлениям  должности", не только предание суду должностного лица, но даже и возбуждение  следствия не могло состояться без  согласия и разрешения начальства.

Это означало, что официальные органы в случае, если им стало известно о совершенном преступлении, не могли  сразу же приступить к возложенным  на него законом обязанностям начать расследование предусмотренного законом  преступного деяния в отношении  должностного лица правоохранительные органы были вправе, если это им дозволит начальство того, кто совершил преступление. Таким образом, в отношении должностных  лиц действовала административная гарантия, и они несли уголовную ответственность в первую очередь перед начальством, а не перед законом или судом.

Современной России требуется возрождение русской  интеллектуальной и правовой традиции конца XIX-начала XX в., для которой  характерно было стремление к утверждению  в обществе правовых начал, к "связыванию" государственной власти юридическими нормами.

Разрыв  с этой традицией стал одной из причин негативных политических, правовых и социальных явлений в нашем  обществе, отрицательно отразился на состоянии современной юридической  науки. В отличие от западной юриспруденции, которая ныне имеет в своем  арсенале целый комплекс различных  теорий правового государства, советская  правовая наука до недавнего времени  рассматривала концепцию правового  государства, по сути дела, исключительно  в рамках истории политических и правовых учений.

Русские дореволюционные юристы обосновали самостоятельную теорию правового  государства, хотя она опиралась  на разработку немецких юристов (Р.Гнейста, Гумбольдта, Р.Моля). Приоритет в ее разработке принадлежал науке государственного права. Ввиду особенности предмета науки административного права ее представители фокусировали внимание на проблеме, центральной для теорий правового государства, – взаимоотношении власти и личности.

Начало XX в. стало переломным этапом для  русской правовой науки в целом  и науки административного права  в частности. Правовая жизнь после  долгого застоя последней четверти XIX века сразу выдвинула целый  ряд правовых реформ значительной общественной важности, и разработка этих реформ не могла не потребовать внимательной юридической критики.

Характерно, что правовое государство не рассматривалось  некоторыми русскими юристами как завершающий  этап развития государства: на смену  правовому государству, по их мнению, должно прийти " культурно-правомерное  государство". Условия экономической  жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству  ограничиться охраной права, а потребуют  от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах "экономически слабосильных классов".

В Российской Федерации начинает оформляться  новая конституционная доктрина как система конституционно-правовых ценностей, взглядов на политическую организацию  общества. Между тем понятие "конституционное  право" широко использовалось правоведами России в начале XX века.

Анализируя  структуру Свода законов Российской империи и законодательства Российской Федерации, отмечу, что Свод должен был состоять из разделов. Разделение это основывалось на сосуществовании  двух правовых порядков: государственного и гражданского. Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль. Этот принцип будет действовать в течение всей последующей истории права России – по сей день.

Для каждой статьи Свода  законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший  силы закона. Свод включал только действующие  законы, что проверяли специальные  ревизионные комитеты при министерствах  и главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода. Отмечу, что сложились основные отрасли  права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное право.

Относительно структуры  управления: различалось верховное  и подчиненное управление. Органами верховного управления были: Государственный  совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора. Членами Государственного совета были министры и глав управляющие, председателем — император. Государственный совет принимал участие в обсуждении законов, бюджета и отчетов правительства.

Комитет министров, будучи совещательным  органом, как и Государственный  совет, некоторые дела разрешал окончательно: в его компетенцию входили  дела о назначении пенсий и пособий, о разрешении православным церквам, монастырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.

Развитие гражданского права  проходило на основе кодификации  старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились  элементы сословного неравенства, ограничений  вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой  земельный надел. Крестьяне, не имевшие  торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселями.

Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться  ни отдельными общинниками, ни общиной  в целом. Продолжало существовать право  родового купца и система майоратов, — земельных владений, полностью  изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.

В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

В сфере гражданского права  широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической  техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как "сословие лиц", сервитут — "право участия частного", правоспособность и дееспособность не разграничивались.

Система вещного права  состояла из: права владения, права  собственности, права на чужую вещь, залогового права. Различалось законное и незаконное владение. По Своду  законов всякое владение  охранялось от насилия и самоуправства, пока имущество не будет присуждено другому  и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче. Залоговое право  подвергалось подробному регламентированию: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праве  различались обязательства из договоров  и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный  раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Предметом  договора могли быть имущество или  действия лиц. Цель договора не могла  противоречить закону и общественному  порядку. Договор заключался по взаимному  согласию сторон. Недозволенная цель делала договор ничтожным (когда  договор был направлен на расторжение  законного супружества, на уклонение  от платежа долгов, на передачу лицу прав, которых оно не могло иметь  по своему социальному, правовому и  другому состоянию, на нанесение  ущерба казне). Стороны могли вносить  в договор условия, не противоречащие закону — о сроках, о неустойке, об обеспечении, о платеже и др.

Средствами обеспечения  договоров являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Договоры оформлялись домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядком. Нотариальным порядком оформлялись  договоры мены и продажи недвижимости. В купчей указывалось, каким образом  продавец приобрел данное имущество, и  подтверждалась его свобода от запрещения на отчуждение и распоряжение им.

 

 

Вопрос 9. Государственный Совет и Государственная Дума Российской империи, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ). Аргументируйте свой ответ, укажите, к каким выводам вы пришли, и почему?

Ответ. Государственный совет в России впервые был учреждён в 1801 г. Указ императора Александра I об учреждении Непременного Совета. 30 марта 1801г.: «…учредить… для рассмотрения и уважения дел государственных … Совет Непременной…» Из Наказа Непременному Совету: «… Совет … не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения…» В 1810 г. он стал высшим законосовещательным учреждением Российской империи.

Основой законодательной компетенции Государственной  думы служил п. 3 Манифеста от 17 октября 1905г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог  восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом, Дума становилась законодательным органом.

Итак, Государственный совет Российской империи был верхней палатой  парламента, Государственная дума Российской империи являлась нижней палатой.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы. Признание Федерального Собрания органом законодательной власти означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в рамках полномочий Российской Федерации, компетенцией в сфере законодательства. В настоящее время это положение не является формальным (ст. 95 Конституции РФ).

Федеральное Собрание, как законодательный орган, исполняет и некоторые ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

На  заседаниях Государственной Думы Российской империи могли присутствовать и выступать министры и глав управляющие. Конституция РФ предусматривает различную компетенцию каждой палаты, обеспечивая систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. Совету Федерации отводится роль предотвращения возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

В итоге отмечу некоторые моменты  анализа. Нынешняя российская власть хочет показать, что она прямая наследница императорской власти. Нижняя палата парламента России - Федерального Собрания Российской Федерации - именуется Государственной Думой. А по невежеству зовется парламентом – по примеру Государственной Думы Российской Империи.

Главы областных администраций открыто  называются Губернаторами, хотя Россия - федеративное государство. РФ - республика, со смешанной формой правления, Российская Империя была абсолютной монархией, где единоличным источником власти был Царь. РФ - федерация, состоящая из 89 субъектов, Российская Империя была унитарным государством, где в регионах правили губернаторы, руководствующиеся только приказами из центра.

В РФ формально существуют все демократические свободы: слова, печати, собраний, организаций, в Российской Империи этого не было, все легальные издания проходили государственную и церковную цензуру, деятельность политических партий была запрещена, органов представительной демократии не существовало. После 1905 года, когда возникла Госдума, были разрешены некоторые партии, власть полностью оставалась в руках Царя, и решения Думы фактически ни на что не влияли.

Таким образом, прослеживается существенная разница между Россией сегодняшней и Россией дореволюционной, в том числе в отношении органов власти.

 

 

Вопрос 10. Современные тенденции и проблемы развития государства и права Российской Федерации. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ. Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

Можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения.

Информация о работе Контрольная работа по «Истории государства и права России»