Контрольная работа по «Истории государства и права России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 2. Влияние природно-климатического фактора на становление и развитие государства и права России (с V века). Значение природно-климатического фактора в настоящее время. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 3. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное. Значение последствий феодальной раздробленности для развития государства и права России. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 4. Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической власти, роль права. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Файлы: 1 файл

РИ-00.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

Изоляция, исключение из общества преступника, становится определенно выраженной целью наказания. Труд преступников использовали при  строительстве Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов, при работе в рудниках и мануфактурах.

Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными. Судебными функциями (по делам своих  чиновников) наделялись приказы и  коллегии. Новыми чертами организационной  судебной системы в первой четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов и попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию. Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. называют полицейским. Главной тенденцией в развитии судебного процесса было усиление розыскных "инквизиционных" начал.

 

 

Вопрос 6. Крепостное право в России: значение и последствия его отмены. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот, те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение показало неэффективность социальной и экономической системы России. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения 1859-1861 гг.

В манифесте 19 марта 1856г. была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858г. - выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление победило в реформе.

Проведение  реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров и выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора. Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян, проект предполагал два условия: крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение 9 лет; в роли землепользователя выступала крестьянская община.

Правовое  положение крестьян предполагало коренные изменения: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица. Эти органы стали основой для участия крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных  актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина. Вся земля в 34 губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах — крестьянский двор. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров. Крестьяне также получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и  полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая  стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Дворянский  характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр.

При выкупе в черноземных районах  проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных  наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных — фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу. При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Неблагоприятными  последствиями реформы стали следующие:

- наделы крестьян уменьшились  по сравнению с дореформенными, платежи в сравнении со старым оброком возросли;

- община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием.

 

 

Вопрос 7. Советы рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов: их роль и значение в истории государства и права России (современная оценка). Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ. Советы - выборные политические организации, возникшие в революции 1905-1907гг. как органы руководства стачечной борьбой. Один из руководителей образованного в 1905г. Петербургского Совета рабочих депутатов Троцкий Л.Д. рассматривал Совет как: а) орган самих трудящихся, возникший в ходе борьбы за власть; б) выразителя настроения всех рабочих; в) "зародышевый орган революционного правительства". 21.11.1905г. был образован Московский Совет рабочих депутатов. Ленин В.И. увидел в Советах орган борьбы за победу революции, за социализм, орган диктатуры народа, высоко оценил их значение и теоретически разработал вопрос о Советах.

Всего в России в 1905-1906гг. было создано  более 80 Советов. В ряде городов и  сельских местностей по почину рабочих  возникли Советы солдатских, матросских, казачьих, крестьянских депутатов. Большевики всюду вошли в Советы. Там, где  им удалось завоевать руководящее  влияние, Советы стали боевыми штабами  мобилизации революционных сил, подготовки и проведения вооруженного восстания, зачатками органов новой  власти. Меньшевики же видели в Советах  только стачечные комитеты или органы местного самоуправления, не связывали  их деятельность с подготовкой вооружённого восстания, с победой народной революции.

С поражением революции 1905-1907гг. Советы прекратили своё существование. Этот опыт сыграл огромную роль в ходе Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьской революции.

В Февральской революции 1917г. возродились  и действовали Советы рабочих  депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских (солдатских) депутатов, которые в январе 1918г. объединились с Советами крестьянских депутатов. Приказ от 1.03.1917г. устанавливал подчинение столичного гарнизона Совету рабочих и солдатских депутатов и выборным комитетам. До 5.12.1936г. выборными органами государственной власти считались Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С 1936 по 1977гг. - Советы депутатов трудящихся, с 7.10.1977г. - Советы народных депутатов. С 1988г. высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов.

В целом можно отметить, что советы были созданы революционным творчеством  народных масс. В первое время они  представляли собой стачечные комитеты, постепенно превратившиеся в органы политической борьбы. Единообразия организации  и порядка выборов в Советы не было. Но тем не менее определились некоторые важные общие принципы: представительный характер Советов; демократические выборы путем тайного или открытого голосования; включение в их состав женщин; создание исполнительных комитетов (или президиумов) и комиссий; отчеты депутатов перед избирателями; замена депутатов, не оправдавших доверие, новыми; наказы избирателей; широкое привлечение рабочих к заседаниям Советов.

В процессе своей деятельности Советы противопоставляли себя как боевые политические органы революционной  борьбы рабочих правительственным  органам власти. Они осуществляли меры революционно-демократического характера - создавали боевые дружины, рабочую милицию, захватывали типографии, имели свои издания, вводили фактическую свободу печати и другие демократические права (свободу слова, печати, митингов, демонстраций).

Большевистская  партия придавала большое значение усилению своего руководства Советами. ЦК партии рекомендовал создавать в  Советах большевистские фракции, через которые оказывать свое влияние или руководить работой Советов. Большинство из существовавших Советов оказались под влиянием большевиков и действовали как зачаточные органы новой революционной власти.

Сложилось своеобразное положение, когда в  стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные, волостные Советы составили систему  органов, претендовавших на исполнительную власть. Подконтрольное Временному комитету Государственной Думы Временное  правительство, его уездные и  губернские комиссары, земства, городские  думы и управы, местный правительственный  аппарат составляли другую систему  органов. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, так как представляли интересы противоположных  социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное  правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку  и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства. Поэтому политическая власть оказалась в руках Временного правительства, в ведении которого был весь старый аппарат управления.

Двоевластие порождало политические кризисы: революцию  осуществили рабочие и солдаты, сформировавшие Советы, а в правительстве  были буржуазные противники революции. В марте демократический этап революции завершился, и она стала  перерастать в социалистическую. Уже в конце марта - начале апреля на Всероссийском совещании Советов отмечалось, что Советы во многих местах выполняют функции государственно-экономического управления, что в старых самоуправлениях господствуют контрреволюционные элементы, сторонники куцей конституции, что поэтому революционные массы должны консолидироваться вокруг Советов, а не местных самоуправлений и Временного правительства.

Большевики  предлагали, чтобы совещание Советов  образовало орган, который контролировал бы правительство и перед которым оно несло бы ответственность. Предложение большевиков, поддержанное многими рядовыми меньшевиками и эсерами - делегатами совещания, позволяло, не свергая Временное правительство, изменить его состав в интересах трудящихся. Хотя совещание приняло расплывчатую эсеро-меныпевистскую резолюцию, сама постановка вопроса о верховенстве власти Советов имела большое политическое значение. Позиция большевиков имела особое значение, так как популярность партии в массах неуклонно росла.

Большой вклад в решение проблемы организации  верховных органов власти внесла Апрельская конференция большевиков 1917 г., требовавшая усиления роли Советов  в государственной и экономической  жизни, передачи им власти на всех уровнях  управления страной без свержения  Временного правительства, еще имевшего влияние в массах.

Созыв в мае съезда крестьянских представителей, а в июне – съезда Советов рабочих  и солдатских депутатов породил  идею придания самому съезду полномочий органа, перед которым отвечало бы правительство.

На I Всероссийском съезде Советов в  июне 1917 г. меньшевики и эсеры согласились  с тем, что министры-социалисты, т.е. эсеры-меньшевики, народные социалисты, должны нести ответственность перед  рабочим съездом Советов. Но большевики потребовали образования правительства  из среды съезда, следовательно, передачи власти Советам. Это исключало бы участие в правительстве кадетов. Эсеро-меньшевистское большинство  съезда отклонило предложение большевиков, хотя в тот период его можно  было реализовать и обеспечить мирный переход власти к Советам. Решение, принятое 5 июля на совместном заседании бюро ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов об ответственности перед Советами всего правительства в целом, стало одной из причин выхода из правительства кадетов и правительственного кризиса.

Таким образом, в конце марта и начале апреля большевики предлагали, чтобы  Всероссийское совещание Советов  образовало верховный орган власти, а в июне в свете решений  Апрельской конференции большевиков  ставился вопрос о придании самому съезду Советов полномочий высшего  органа власти. Помешали этому эсеро-меныпевистские лидеры, хотя многим рядовым членам этих партий импонировало такое предложение.

В дальнейшем в 1993г. произошла ликвидация советов, а равно и Советской  власти на 1/6 земного шара.

 

 

Вопрос 8. Свод законов Российской империи и современное законодательство Российской Федерации: общее и особенное (сравнительный анализ). Аргументируйте свой ответ, укажите, к каким выводам вы пришли, и почему?

Информация о работе Контрольная работа по «Истории государства и права России»