Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих.

Содержание работы

1. Императорская власть в Риме: происхождение и развитие. 3
1.1 Основные причины перехода от республиканской формы государства к империи. Становление империи. 3
1.2 Римская империя: основные периоды развития 8
1.2.1 Принципат 10
1.2.2 Доминат 16
1.3 Падение Римской империи 18
Заключение 21
2. Конституция США 1787 г. 24
Введение 24
2.1 Демократические принципы, заложенные в Конституции США 25
2.2 Президент и исполнительная власть 30
2.3 Конгресс США и законодательная власть 34
2.4 Судебная система 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу История государства и права зарубежных стран

На тему Вариант – 6

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса ФВВиДО

Направление юриспруденция

Профиль ПОХД

Ф.И.О. Евстропова А. И.

 

Руководитель кандидат истор. наук, доцент кафедры экономических наук Капитонов Александр Анатольевич

 

 

 

 

 

2013

 

Содержание

 

1. Императорская власть в Риме: происхождение и развитие.

1.1 Основные причины перехода от республиканской формы государства к империи. Становление империи.

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и  изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся, прежде всего, существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился, прежде всего, к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Эту  тенденцию не остановила и интенсивная  урбанизация, развившаяся ко II в. до н.э. Войны II—I вв. до н.э. несколько сместили акценты — они сопровождались массовым порабощением завоеванного населения, что привело к резкому увеличению количества рабов в Риме. Рабство приобретает "классический", античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно большой размах имели восстания рабов в Сицилии во II в. до н.э. и восстание под руководством Спартака 74—70 гг. до н.э., поставившее под угрозу само существование Римского государства1.

Параллельно с  восстаниями рабов и вслед  за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилье нобилей  вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое  братьями Тиберием и Гаем Гракхами2. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Получив должность  трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил  максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую  деятельность Тиберия продолжил  его брат Гай Гракх избранный  трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние  знати, — введение тайного голосования  в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок.

Наконец, поскольку  Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей  на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства  римских граждан, Гай потерял  их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное  восстаниями рабов, недовольством  мелких землевладельцев, чьи хозяйства  приходили в упадок, не выдерживал конкуренции с крупными латифундиями в результате участия хозяев в  бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.)3. Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.

Установление  пожизненной диктатуры выявило  стремление нобилей и верхушки всадников  выйти из кризисной ситуации путем  установления сильной единоличной  власти. Оно же показало, что попытки  приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособленна.

Установление  пожизненной диктатуры и гражданские  войны показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора. Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства"4. После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

Таким образом, с 30-х годов до н.э. начинается новая  историческая эпоха в истории  Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально – политической борьбы.

Падение Римской  республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально – политическим переворотом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно – экономических и политических институтов. Основой перестройки стало превращение полисно – общинной организации как всеобъемлющей системы в структуру другого типа.

Историю императорского Рима принято делить на два периода:

1.принципат  (1-3 в. до н.э.);

2.доминат (3-5 в. до н.э.).

Границей между  ними служит III в. н.э.5

1.2 Римская империя: основные  периоды развития

Со времен Т. Моммзена утвердилось представление  о принципате и доминате в качестве двух эпох в истории Римской империи. Кризис III века логически разделяет  принципат, рассматривающийся как  синтез республиканизма и монархизма, и доминат — монархию. Представление о кризисе в любой его трактовке удобно объясняет усиление абсолютистских черт в римской государственности IV века. В науке долгое время считалось, что уже при Северах принципат выродился в военно-бюрократическую монархию, которая при Диоклетиане окончательно лишилась всяких республиканских форм и пережитков. Уже в III в. захватившая лидерство в западных провинциях землевладельческая аристократия отводила императору роль военного орудия. Считавшаяся безусловной военная власть (imperium) как будто не могла быть отобрана у носителя. Тогда как гражданская власть, доверенная принцепсу сенатом и народом, была условной в том смысле, что зависела от соотношения общественных и политических сил. Более длительное сохранение в восточных провинциях муниципально-полисного строя позволило утвердиться здесь сильному монархическому режиму. При этом абсолютная монархия ранней Византии опиралась на традиционные ценности и устои гражданского общества. Восточно-римский император, обладая деспотической властью, мыслился не господином сограждан, а центральной фигурой гражданского коллектива. Обожествлению подвергалась не его личность, а место, которое он занимал в обществе. Однако такой абсолютизм немногим отличается от принципата6.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения  в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства - "империя" достаточно условно. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае, до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз. Но и после этого они продолжали получать по нескольку раз власть трибуна и консула.

Постепенно  власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III века монархия утверждается в чистом виде.7

1.2.1 Принципат

Различную оценку событиям периода становления принципата дают римские историки. После победы в гражданской войне Август объявил о восстановлении прежнего, республиканского порядка, но на деле это не совсем соответствовало действительности. Веллей Патеркул в «Римской истории» восхищается решениями принятыми Августом: «…восстановлен мир, повсеместно усыплен страх перед оружием, законам возвращена сила, судам – их авторитет, сенату – величие, магистратам – власть и старинный порядок полномочий (только лишь к восьми преторам добавлены еще два)».

Крупнейший римский историк  Корнелий Тацит считает, что система  управления претерпела серьезные изменения: «…основы государственного порядка претерпели глубокое изменение, и от общественных изменений старого времени нигде ничего не осталось. Забыв о недавнем равенстве, все наперебой ловили приказания принцепса». Таким образом, мы видим, что система управления в период принципата носила двойственный характер, с одной стороны были сохранены республиканские органы управления, но теперь все подчинялось решению одного человека - принцепса8.

После победы внучатого  племянника и преемника Юлия Цезаря — Октавиана — над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный титул Августа). Вместе с тем в Риме и провинциях установился государственный строй — принципат. Для Августа, «принцепс» означал «первого гражданина Римского государства»9, а в соответствии с неписаной римской Конституцией — пост императора. В лице принцепса сосредотачивалась власть, которую обычно делили на следующие элементы.

1. В качестве военного командира император имеет право полного и бесконтрольного управления теми провинциями, в которых обычно стоят войска.

2.imperium proconsulare10, то есть право общего проконсула управлять сенатскими провинциями.

3. tribunicia potestas11, которая дает императору качество sacronsanctus и право intercessio по отношению ко всем республиканским магистратам.

Принцепсы избирались в нарушение республиканских  традиций одновременно консулами, цензорами  и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"