Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих.

Содержание работы

1. Императорская власть в Риме: происхождение и развитие. 3
1.1 Основные причины перехода от республиканской формы государства к империи. Становление империи. 3
1.2 Римская империя: основные периоды развития 8
1.2.1 Принципат 10
1.2.2 Доминат 16
1.3 Падение Римской империи 18
Заключение 21
2. Конституция США 1787 г. 24
Введение 24
2.1 Демократические принципы, заложенные в Конституции США 25
2.2 Президент и исполнительная власть 30
2.3 Конгресс США и законодательная власть 34
2.4 Судебная система 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией США, конфедерация должна была уступить свое место федерации  – системе, в которой власть будет  распределена между одним национальным правительством и несколькими правительствами штатов. Национальное правительство должно было иметь верховную власть в определенных вопросах, но штаты не должны стать простыми административными единицами, подчиненными центральному правительству. Права штатов были защищены целым рядом мер. Во-первых, Десятая поправка к Конституции ясно указывала, что ряд сфер деятельности относятся к компетенции штатов. Например, правительства штатов во многом отвечали за управление собственным бюджетом и за принятие и выполнение различных законов, распространяющихся на жителей данного штата. Во-вторых, штаты были защищены также своим представительством в Сенате США, в котором присутствуют два сенатора от каждого штата, независимо от размеров штата. В-третьих, Коллегия выборщиков – орган, который производит формальные выборы президента США – должна была включать выборщиков, избранных в каждом штате, с минимальным представительством – в три делегата для каждого штата. В-четвертых, процедура внесения поправок в Конституцию также отражала интересы штатов, поскольку любая поправка к Конституции требовала одобрения трех четвертей законодательных органов штатов, а также двух третей депутатов обеих палат Конгресса.28

Данные конституционные  гарантии были закреплены в Конституции  также и для того, чтобы защитить более мелкие штаты от доминирования больших штатов. Разделение власти между штатами и национальным правительством является еще одним структурным сдерживающим фактором в детально разработанной схеме сдержек и противовесов.

Таким образом, Конституция США создает политико-правовые гарантии прав и свобод граждан, закрепляет и охраняет экономическую, социально-политическую и духовную власть правящего класса общества. Конституция США 1787 г. носит ярко выраженный буржуазно-демократический характер. Однако, сущность содержащихся в Конституции США положений и предписаний невозможно установить посредством логико-юридического анализа соответствующих статей и разделов. Она глубоко скрыта, завуалирована и ее можно определить лишь на основе обобщения и анализа практики реализации конституционных положений, процесса проведения конституционных установлений и предписаний в жизнь.

2.2 Президент и исполнительная  власть

Создатели Конституции  США стремились рассматривать президента как высшее должностное лицо в  государстве. Уникальность президентской власти заключалась в том, что она одновременно выступала как высшая государственная и исполнительная власть. Такой статус наделял президента беспрецедентной властью. Не случайно поэтому политическую историю США чаще всего делят на периоды (или даже эпохи) правления, того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили три великих президента Дж. Вашингтон, А. Линкольн и Ф. Рузвельт.

Вторая статья Конституции США посвящена исполнительной власти. Согласно Основному закону, исполнительная власть принадлежит Президенту США. Президентом может стать любой тридцатипятилетний гражданин США, состоящий в американском гражданстве и проживающий в этой стране не менее 14 лет на момент выборов. Президент - центральная фигура на политической арене. Он является единоличной главой исполнительной власти и не несет прямой ответственности перед другими органами. Назначаемые им министры ответственны перед ним, и решающее слово всегда остается за Президентом.

Президент наделен  обширными полномочиями, которые при их фактическом осуществлении с момента принятия Конституции постоянно увеличиваются. Он - руководитель аппарата исполнительной власти, Президент создает и упраздняет различные агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Являясь главой государства и правительства одновременно, Президент наделен количественно небольшими, но чрезвычайно важными полномочиями по отношению к Конгрессу, позволяющими ему активно вторгаться в сферу законодательной власти: право обращения с посланиями и право относительного вето. Полномочия Президента как руководителя внешней и внутренней политикой государства весьма значительны: он командует вооруженными силами США, назначает и отзывает послов, предлагает на утверждение сената судей Верховного суда, заключает международные договоры, требующие согласия сената.

Президент США, будучи главой правительства, лично  несет ответственность за действия высшей исполнительной власти и обладает всей полнотой полномочий в руководстве  федеральным правительством- от назначения на правительственный пост до единоличного принятия правительственных решений. Сам президент не в состоянии лично руководить огромным бюрократическим аппаратом правительства, и он осуществляет общий контроль, делегируя часть своих полномочий различным должностным лицам.

Президент назначает  Кабинет министров (правительства) с согласия сената. Правительство  однопартийное. В него входят вице-президент, государственный секретарь и  другие министры. Кабинет президента состоит из секретарей - глав четырнадцати исполнительных департаментов (министерств), а также других официальных лиц. Члены кабинета (министры) назначаются президентом и утверждаются сенатом.

В состав так  называемого внутреннего кабинета входят главные наиболее престижные министры: государственный секретарь и министры обороны, финансов и юстиции.

В состав внешнего кабинета: министры внутренних дел, сельского  хозяйства, торговли, труда, здравоохранения  и социального обслуживания, жилищного  и городского строительства, транспорта, энергетики, образования, по делам ветеранов.29

Президентская республика в США предусматривает  как наличие сильной президентской  власти, так и децентрализацию  властных полномочий законодательных  и исполнительных органов американской федерации. При этом в США отсутствует институт представителей президента в штатах. Власти штатов обладают большими полномочиями и реальной независимостью от центра, хотя они обязаны соблюдать федеральную конституцию и федеральные законы.30

При президентской  системе правления президент  единолично руководит вооруженными силами. При президенте функционирует Совет национальной безопасности, но это - сугубо совещательный орган, который лишь консультирует президента и не имеет каких-либо собственных властных полномочий. Вообще в вооруженных силах США действует принцип единоначалия, и ни один военнослужащий не в праве отказаться от выполнения приказа президента - верховного главнокомандующего. Кроме того, военнослужащим запрещено публично критиковать президента, не согласные с его действиями должны подать в отставку или же они увольняются. Президент, полномочный отдавать приказы даже в самых острых международных ситуациях, должен проявлять особую мудрость, выдержку и ответственность не только за всю страну, но и за судьбы всего мира.31

Сегодня институт президентства – один из распространенных в мире. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. Пост президента в США является основополагающим, но лишь одним из составных элементов президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент в США может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития.

2.3 Конгресс США и законодательная  власть

Согласно первой статье Конституции США, законодательная  власть принадлежит двухпалатному  Конгрессу, палаты которого избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Нижняя палата - палата представителей, члены которой представляют интересы всего населения страны, избирается на 2 года в количестве 435 человек пропорционально численности населения. В Конституции Палате представителей посвящен второй раздел первой статьи. По Основному закону США 1 представитель избирался от 30000 человек, но каждый штат должен иметь хотя бы одного представителя. Однако по мере возрастания населения возникла необходимость в пересчете, который осуществляется через каждые 10 лет после переписи населения.32

Сначала избирательное  право предоставлялось только белым  свободным мужчинам. Развитие демократии привело к постепенному расширению круга избирателей, и теперь, согласно двадцать шестой поправке, активное избирательное  право предоставляется всем гражданам США по достижению 18 лет. Представителем может стать любой, достигший 25-летнего возраста и являющийся гражданином США, по крайней мере, 7 лет к моменту выборов.33

Верхняя палата - сенат, представляющая интересы субъектов  федерации - состоит из сенаторов, которые избираются по 2 человека от каждого штата на 6 лет. При этом каждые 2 года 1/3 сената обновляется. Верхней палате посвящен третий раздел первой статьи Конституции. Сенаторы избираются легислатурами штатов. Сенатором может стать любой 30-летний человек, состоявший в гражданстве США к моменту выборов не менее 9 лет. Каждая из палат "может устанавливать правила своих заседаний, наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение и согласия 2/3 голосов исключать члена"34. Также каждая палата "сама будет являться судьею выборов, полномочий и квалификации ее членов"35. По Конституции обе палаты должны вести журнал своих заседаний и публиковать его за исключением тех частей, которые, по мнению палат, являются секретными. За свою службу сенаторы и представители должны получать вознаграждение, установленное законом и выплачиваемое казначейством США. Они пользуются привилегией свободы от ареста во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, во время следования в палату и возвращения из нее.

Полномочия  Конгресса перечислены в восьмом  разделе первой статьи Конституции  США. Причем надо отметить, что в  тексте Основного закона перечислены  только те полномочия, которые штаты  отдают федеральному центру, и этот перечень исчерпывающий. То есть все вопросы, не входящие в компетенцию Конгресса, штаты решают самостоятельно. Из полномочий Конгресса, на мой взгляд, нужно отметить издание законов и законодательных актов, установление и взимание федеральных налогов, учреждение федеральных судов, содержание армии, флота и милиции и ряд других. Но наиболее важным полномочием Конгресса является выдвижение обвинения против всех должностных лиц, включая президента, и производство суда над ними. Основные полномочия Конгресса - законодательные, финансовые, контрольные, судебные и внешнеполитические, имея свои специфические особенности, в общем, существенно не отличаются от аналогичных полномочий других парламентов, поскольку парламент США служил прототипом для многих из них.

В условиях президентской  системы управления важное значение имеет в США четкое распределение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта система характеризуется наличием сдержек и противовесов, которые наделяют каждую ветвь власти правом и возможностью контролировать действия других властей и оказывать на них непосредственное влияние. Так, например, Конгресс США может контролировать действия президента через бюджет, утверждение которого является исключительно привилегией законодательного органа.36 Президент, в свою очередь, может “сдержать” конгресс, используя право вето (отклонения) законов, принимаемых конгрессом. Верховный суд, в свою очередь, имеет полномочия признать противоречащим Конституции и утратившим силу законы, принятые конгрессом и одобренные президентом.

Конгресс может большинством-2/3 голосов членов обеих палат - вносить поправки (дополнения) к Конституции, вступление которых в силу обусловлено их ратификацией 3/4 штатов. В рамках своих полномочий Конгресс принимает законы, которые приобретают силу после их подписания президентом; утверждает бюджет федерального правительства и контролирует его исполнение; имеет право утверждать и смещать должностных лиц, включая право импичмента президента; объявляет войну, уполномочивает президента принимать меры военного характера, устанавливает сроки пребывания американских войск за границей и ряд других.37

Члены конгресса  не могут занимать какие-либо должности  на государственной службе, и соответственно, лица, занимающие такие должности, не могут быть членами конгресса, пока стоят на государственной службе. Таким образом, Конституция четко закрепляет и на личном уровне принцип разделения властей.

Вместе с  тем, Конгресс законодательно делегирует президенту важнейшее полномочие ежегодно вносить на рассмотрение Конгресса  проект очередного федерального бюджета. Президент США также выдвигает законодательные предложения своей администрации по всем направлениям внутренней и внешней политики. Президент, помимо этого, в качестве основных прерогатив утверждает законы, принятые Конгрессом. Таким образом, парламент принимает законы, а президент их утверждает. В этом обнаруживается внутреннее единство государственной власти и активная, а часто ведущая роль не только конгресса, но и президента в законодательном процессе.

Конституция предусматривает, что президент должен в течение 10 дней подписать направленный ему из Конгресса закон или вернуть его законодателям, т. е. реализовать свое право вето. В случае использования этого права президент обязан предоставить в Конгресс письменное мотивированное заключение с обоснованием своего отказа от утвержденного закона. Для преодоления президентского вето депутаты обеих палат Конгресса должны повторно проголосовать за отвергнутый президентом закон. Если им не удается собрать 2/3 голосов, то президентское вето остается в силе.38

Далеко не всегда взаимоотношения президента и Конгресса  носят характер сотрудничества и  согласия. Нередко по тем или иным вопросам они становятся конфликтными и предельно напряженными. Однако даже в самых острых ситуациях  президент и Конгресс сохраняют этику официальных отношений.

В Конгрессе  США воплощена идея представительной демократии. Конгресс в США - постоянно  работающий законодательный орган. Его ежегодная сессия открывается 3 января и продолжается (с перерывами) до последних рождественских каникул. Наиболее важное событие начала очередного года- выступление президента на совместном заседании палат с программным обращением “О положении Союза”. В этом обращении президент излагает основные моменты текущей политики государства и предлагает конгрессу правительственный пакет законодательных предложений на наступивший год, из которых главное- проект федерального бюджета.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"