Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих.

Содержание работы

1. Императорская власть в Риме: происхождение и развитие. 3
1.1 Основные причины перехода от республиканской формы государства к империи. Становление империи. 3
1.2 Римская империя: основные периоды развития 8
1.2.1 Принципат 10
1.2.2 Доминат 16
1.3 Падение Римской империи 18
Заключение 21
2. Конституция США 1787 г. 24
Введение 24
2.1 Демократические принципы, заложенные в Конституции США 25
2.2 Президент и исполнительная власть 30
2.3 Конгресс США и законодательная власть 34
2.4 Судебная система 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Этому событию  предшествовал фактический распад всей западной части империи. И Галлия, и Испания, и Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка. Что касается Восточной Римской империи, то она просуществовала еще около тысячи лет.22

 

Заключение

Причинами падения  Римской республики, можно считать  резкое расслоение общества на богатых и бедных, крупных и мелких землевладельцев. Большие различия в состоянии, умножение класса пролетариев, живущих подачками государства и готовых следовать за тем полководцем или политическим деятелем, который сулит наибольший материальный успех, не могли не свести на нет старое республиканское равенство и народовластие. Также римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империей. Поэтому смена республиканской формы правления на монархическую была неизбежна, тем более, что монархический элемент, прослеживается и в старой республиканской Конституции Рима. В новых условиях оказалось невозможным дальнейшее устранение рабовладельческих классов в завоеванных Римом провинциях от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории, консолидации в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Тем самым была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах продержался столь же долго, что и республика,— около 500 лет.

Начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом.

Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. В этот период собираются народные собрания и сенат. Император – принцепс – соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. Народные собрания приходят к упадку, они теряют судебные полномочия, лишаются своего права избирать магистраторов. Ядром всех высших органов власти стал двор принцепса. Армия была наемной и постоянной. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

1) сословие нобилей,  которое сформировалось из патрицианско—плебейской  поместной знати. Это сословие  занимало главенствующее положение  как в обществе, так и в государстве  на основе имеющихся у них  земельных наделов, рабов и  зависимых крестьян;

2) сословие всадников, образовавшееся из торгово—финансовой знати и средних землевладельцев.

Одновременно наблюдается  превращение свободного крестьянина  в арендатора—издольщика – колона. Развитие колоната было результатом  грабежа крестьянской земли и  связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из—за границы.

Доминат характеризуется признаками неограниченной монархии. Старые республиканские органы государственной власти исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, которыми руководили сановники. Самые значительные из них:

1) Государственный совет  при императоре;

2) финансовое ведомство;

3) военное ведомство.

Римская империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основами налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

В период империи была реорганизована полиция. Принцепсы  учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат. С переводом столицы в Константинополь начинается история Византии. В IV в. Рим и Византия обособляются окончательно.

Римская империя  существовала до 476 г., когда глава  германских наемников Одоакр свергнул римского императора малолетнего Ромула-Августула  и занял его место. Этому событию  предшествовал фактический распад всей западной части империи. И Галлия, и Испания, и Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка. Что касается Восточной Римской империи, то она просуществовала еще около тысячи лет.

На основе всего  вышесказанного, можно сделать вывод, что римское государство и власть занимает в истории правового развития человечества и современной юриспруденции особенное место, поскольку именно эта система, ставшая некогда единой для античного мира, легла в основу права многих современных государств. В свою же очередь актуальность исследования становления, развития и падения Великой Римской империи и императорской власти не утрачивается со временем, а наоборот приобретает неповторимый научный интерес. Также, следует отметить, что развитие государства и общества находится в прямой зависимости от развития права. Вот именно поэтому в работе также рассматривается развитие государства, власти и общества именно через призму развития права и эволюции правовых отношений.

 

2. Конституция США 1787 г.

Введение

Соединенные Штаты  стали той страной, которая дала миру первый писаный образец Конституции, вобравшей в себя лучшие по тем  временам достижения как европейской, так и собственно американской общественной мысли. К этому следует добавить конкретный политический опыт сначала колонистов, а затем жителей независимых штатов. Становление конституционных доктрин, их практическая реализация проходила в США быстро и в отличии от Европы, без особых препятствий, ибо на территории бывших английских колоний буржуазные отношения развивались на почве, практически не засоренной феодальными пережитками. В оценки роли и значения Конституции США 1787 г.23 необходимо четко следовать принципу историзма, Бесспорно, это был прогрессивный документ. Он стал своеобразным итогом буржуазной революции, которая в свою очередь дала толчок целой серии европейских и латиноамериканских революций. Долгое время Конституция США оставалась образцом для буржуазии. Вместе с тем нельзя не видеть классовой ограниченности, не учитывать того факта, что она была символом или выражением политического компромисса между торгово-финансовой буржуазией Севера и плантаторами Юга. Стремление консолидировать позиции имущих классов на основе компромисса определило всю действительность конвента, а следовательно и характер Конституции.

Конституция США  – довольно краткий документ по сравнению с конституциями многих других государств или штатов. Она  не является развернутым документом, конкретизирующим структуру власти, а определяет лишь общие рамки. Иногда ее называют ″живой Конституцией″, поскольку она дает возможность государственной власти приспосабливаться в организационном и структурном плане к меняющимся характеристикам, потребностям и нуждам американского народа за последние два столетия.

Такая структура  в значительной степени обеспечивает стабильность конституционной системы. Конституция США на сегодняшний  день – самый старый демократический  документ национального государства, и стала одним из образцов при создании и принятии Конституции Российской Федерации в 1993 г., оказав большое влияние на общие принципы строительства нового государственного устройства России.

2.1 Демократические принципы, заложенные  в Конституции США

Конституционная форма правления, уходящая корнями в систему либеральных политических идей, возникла в Западной Европе и США в качестве гаранта прав человека на жизнь и на имущество, а также на свободу слова и вероисповедания. Говоря об обеспечении защиты данных прав, творцы Конституции придавали особое значение ограничению полномочий каждой ветви государственной власти, равенству всех перед законом, беспристрастному судопроизводству и отделению церкви от государства.

Распространение демократических принципов по всему  миру не всегда влекло за собой распространение принципов обеспечения конституционных свобод. Ряд руководителей государств, избранных с соблюдением демократических процедур, воспользовались своей властью как инструментом ограничения свобод. Существующая традиция политической свободы подразумевает нечто большее, чем наличие свободных и справедливых выборов или дополнительных возможностей для выражения своих политических взглядов. Кроме того, либеральная демократия обеспечивает законодательный базис для разделения ветвей власти, а это также является гарантией соблюдения основных свобод – свободы слова, собраний, совести и права собственности.

Народный суверенитет. «Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем  эту Конституцию»24. Эти слова, содержащиеся в преамбуле Конституции, отражают суть принципа народного суверенитета, или верховной власти народа. Творцы Конституции США разработали основной документ страны, который они представили на утверждение народа, основываясь на концепции, в соответствии с которой высшая государственная власть принадлежит не правительству и не какому-либо отдельному государственному чиновнику, а народу. «Мы, Народ», являемся хозяевами собственного правительства, но в рамках нашей представительной демократии мы делегируем полномочия на текущее управление органу, состоящему из избранников народа. Однако подобное делегирование полномочий ни в коей мере не умаляет и не преуменьшает прав и обязанностей народа как верховного правителя. Законность правительства неизменно зависит от его подданных, которые обладают неотъемлемым правом на смену своего правительства мирным путем или на внесение поправок в Конституцию.

Принцип господства права. В соответствии с теорией  конституционализма правительство  должно действовать справедливо  и разумно не только с точки  зрения и в соответствии с мнением большинства, но и в соответствии с божественным законом, который определяется в Декларации независимости как «Законы природы и Господа всего сущего». Принцип господства права предполагает обращение к высшим стандартам закона и справедливости, понимаемым скорее в высшем и всеобщем смысле, чем с точки зрения простых смертных или закона, установленного современными политиками. Отцы-основатели верили, что принцип господства права является источником жизненной силы американского общественного строя и основных гражданских свобод. Здесь следует отметить, что политические обязательства, вытекающие из принципа господства права, относятся не только к правам и свободам субъекта и гражданина, но в равной степени распространяются и на правителей. Для охраны прав и свобод личности творцы Конституции разработали защитный механизм, не позволяющий отдельным лицам или государству преступать границы этого основного закона страны.25

Принцип разделения властей и система сдержек  и противовесов. Отцы-основатели должны были найти ответ на вопрос, как можно осуществить на практике идею правления закона, а не людей, если функции управления могут выполнять только люди. Не следует забывать, что эти лидеры были политическими реалистами, попытавшимися привить дух конституционализма на почву, имевшую уникальные особенности, присущие данному времени и месту. Структура Конституции, построенная с учетом необходимости благоразумной заботы о людях, должна позволять государственной власти управлять подданными. Не менее важно, однако, наличие дополнительных мер предосторожности для создания системы сдержек и противовесов внутри самой государственной власти.

Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных. Распределение полномочий государства между тремя отдельными ветвями власти также позволило предотвратить образование слишком сильного правительства страны, способного к подавлению правительств отдельных штатов. Отцы-основатели намеренно предусмотрели пересечение сфер полномочий и обязанностей ветвей власти. Например, законодательные полномочия Конгресса ограничиваются правом президента на наложение вето. Данное вето, в свою очередь, может быть аннулировано двумя третями голосов обеих палат Конгресса. Президент исполняет обязанности главнокомандующего, но только Конгресс обладает полномочиями на мобилизацию и материальное снабжение и оснащение армии, и, формально, правом объявления войны. Президент обладает полномочиями назначать всех федеральных судей, послов и других высших государственных служащих, но все эти назначения требуют обязательного обсуждения и получения согласия в Сенате. Ни один закон не может вступить в силу, если он не будет утвержден обеими палатами Конгресса.26

Верховный Суд  обладает правом вынесения окончательного судебного решения по признанию  неконституционными как законодательных  актов, так и актов исполнительной власти. В этом и состоит основа системы судебного контроля и правомочности федеральной судебной системы США, ведущих свою историю со времени процесса Марбери против Мэдисона (Marbury v. Madison) (1803 г.).27 Право судебного контроля возникло не на основании текста Конституции США, в котором не содержится явных указаний на подобные полномочия, а явилось следствием ряда судебных прецедентов, имевших место в конце 1700-х годов.

Федерализм. Отцы-основатели также приняли решение о том, что полномочия власти должны быть разделены между правительствами  разного уровня – национального и отдельных штатов. Несостоятельность Статей Конфедерации (1781-1787 гг.) при попытке создать жизнеспособную государственную власть на территории американских колоний потребовала от делегатов Конституционного Конвента 1787 года, состоявшегося в Филадельфии, расширить полномочия центрального правительства.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"