Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности и основные направления политика США в боснийском конфликте и косовском кризисе.
Задачи:
Рассмотреть политику США в Боснийском конфликте: внешнеполитическую линию администрации Дж. Буша-
старшего и политику администрации Б. Клинтона;
Описать политику США в косовском кризисе 1998-1999 гг.;
Изучить роль США в войне НАТО против Югославии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………..3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА США В БОСНИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ (1992-1995 гг.)
Внешнеполитическая линия администрации Дж. Буша-
старшего в боснийском конфликте…………………………………………….4
Политика администрации Б. Клинтона на начальном этапе урегулирования в Боснии и Герцеговине……………………………………..9
ГЛАВА 2 США И КОСОВСКИЙ КРИЗИС (1998-1999 гг.)
2.1 . Политика США в косовском кризисе в 1998 г………………………14
2.2 Роль США в войне НАТО против Югославии……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...28
Следуя рекомендациям своего советника Энтони Лейка, ставшего впоследствии советником президента по национальной безопасности, Б. Клинтон призвал освободить дороги для гуманитарных конвоев, применив силу против Сербии, которая, по его словам, являлась главным виновником войн на территории бывшей Югославии. Б. Клинтон также высказался за установление зон, свободных от полётов, и отмену эмбарго против боснийских мусульман, так как оно было введено против Югославии до её распада. В августе к этому добавилось требование о проведении политики «отмены и ударов» («lift and strike»), которая заключалась в отмене эмбарго и нанесении ударов по позициям боснийских сербов. В октябре демократический кандидат заявил, что, в то время как администрация проводит невнятную политику, гибнет всё больше людей, а ситуация ежедневно ухудшается [19, c. 158-159].
В начале пребывания у власти новая администрация предпочла не вспоминать о воинственной риторике, звучавшей во время предвыборной кампании. Решительные действия были отложены, так как команда Б. Клинтона находилась в поиске политической линии по Боснии и Герцеговине с наименьшим числом отрицательных последствий для США. Официально поддерживая переговорный процесс, Вашингтон выступил против предложенного МКБЮ мирного плана Вэнса-Оуэна. Б. Клинтон считал, что его принятие в предложенном варианте узаконит «этнические чистки» со стороны сербов, а в Госдепартаменте сомневались, что стороны смогут прийти к соглашению по нему.
Тем не менее «пауза», не означала, что в Белом доме снизилось внимание к, боснийскому конфликту. 13 января 1993 г., то есть ещё до; инаугурации нового президента; известный дипломат Ричард Холбрук подготовил меморандум, в котором говорилось о необходимости снятия эмбарго, бомбардировок позиций боснийских сербов и дипломатического давления. Предполагая отрицательную реакцию Б. Клинтона, Р. Холбрук. намеренно не упомянул об отправке войск на Балканы.
Свои предложения сделал также единственный член команды, нового президента из предыдущей администрации К. Пауэлл, который предложил Б. Клинтону несколько вариантов военного решения проблемы. Первый состоял в ограниченных ударах вокруг Сараево по позициям боснийских сербов, второй; - масштабные бомбардировки сербов на всём; театре военных действий; Однако К. Пауэлл подчёркивал, что ни один, из данных вариантов не гарантирует, что сербы «изменят своё поведение». В связи с этим в качестве третьего варианта он предложил использовать наземные войска. Однако глава Белого дома отверг данные предложения в целом [19, c. 144-145].
Одним из первых шагов нового президента было задание своей внешнеполитической команде сделать обозрение американской политики на Балканах. Оно должно было стать первым из разряда подобных документов; получивших название; президентских аналитических директив: (Presidential Review Directive).
Помимо всего прочего в нём было необходимо провести анализ положений, от реализации которых отказалась внешнеполитическая команда Дж. Буша [16, c. 128]:
- использование военно-воздушных сил (ВВС) для поддержки запрета 00№на полёты над территорией Боснии и Герцеговины;
- нанесение воздушных ударов
по артиллерийским позициям и
скоплениям войск боснийских сербов;
- отмена эмбарго на поставки оружия для боснийских мусульман;
- создание международной комиссии по военным преступлениям для расследования сведений о «зверствах».
Как видно, Б. Клинтон отказался от предложений Р. Холбрука и К. Пауэлла о силовых действиях против боснийских сербов, однако отдал распоряжение проанализировать этот вариант также. Следовательно, он не был отвергнут окончательно.
Активное подключение новой администрации к процессу урегулирования в Боснии и Герцеговине произошло 10 февраля 1993 г., когда она обнародовала собственный мирный план. США также назначили специального представителя в МКБ. По словам У. Кристофера, президент решил, что США активно и со всей ответственностью подключатся к переговорам Вэнса-Оуэна, для реализации чего; он назначил американского посла НАТО Реджинальда Бартоломью. В тот же день Б. Клинтон подтвердил, что «рождественское предупреждение» его предшественника остаётся в силе. По-мнению В.К. Волкова, движущие силы американской активизации, в боснийском конфликте заключались в глобальных геополитических интересах США, далёких и от Югославии; и от Балкан в целом.
План, предложенный Б. Клинтоном содержал шесть пунктов [6, c. 5-6]:
Как видно, план Клинтона предусматривал дальнейшее ужесточение санкций против; Сербии, координацию деятельности ООН с НАТО, возможное применение силы и др. Однако в нём обращают на себя внимание три; аспекта. Во-первых, план отличался от воинственной риторики времён предвыборной кампании; Б. Клинтона, поскольку в нём не содержалось прямого упоминания о воздушных ударах, что было воспринято европейцами; опасавшимися за, безопасность своих миротворцев, с облегчением. Во-вторых, американские предложения не содержали требования об обмене эмбарго на поставки оружия мусульманам. В-третьих, хотя это« не было сказано напрямую, администрация продемонстрировала своё желание решать проблему, в первую очередь, за столом переговоров [5, c. 7].
Осенью 1993 г. администрация Б. Клинтона конкретизировала дальнейшую политику США в мире, и на Балканах в частности. 21 сентября-1993 г. в Школе перспективных международных исследований Университета Джона Ропкинса помощник президента по национальной безопасности Э. Леше выступил с речью «От сдерживания к. расширению» («From Containment to. Enlargment»). Она была посвящена внешней политике Соединённых Штатов в новых геополитических условиях. Выступление Э. Лейка было объёмным теоретически выверенным заявлением о том, как США смотрят на мир и видят себя в нём [5, c. 8].
Таким образом, для активного вовлечения США в боснийский конфликт (и другие, подобные ему) имелась теоретическая база, согласно которой США не только имели право, но и должны были вмешаться. Однако для успешной реализации этого на практике необходимо было добиться выполнения ещё одного условия, которым являлось американское лидерство. В данном случае нет ничего удивительного в провозглашении стремления к лидерству осенью 1993 г., в то время как политика по его достижению начала осуществляться уже весной. Это свидетельствует о том, что теоретическая основа для лидерства, во-первых, разрабатывалась в течение определённого времени в рамках общей стратегии США на международной арене, во-вторых, значительную роль в её формировании сыграла уже имевшаяся и взаимосвязанная с ней внешнеполитическая практика. Политика в отношении новых демократических государств в интересах сохранения их как демократий была заявлена в качестве важнейшей части Стратегии национальной безопасности, а стабильность в Европе – как одно из условий безопасности Соединённых Штатов.
В целом, можно констатировать, что политика Соединённых Штатов в боснийском конфликте была успешной для них. США стали основным миротворцем в Боснии и Герцеговине, закрепились на Балканах в военном и политическом отношении, укрепили своё лидерство в мире. Они не только актуализировали роль НАТО после «холодной войны», но наделили его новыми миротворческими функциями за пределами стран-участниц альянса. Эта политика подготовила почву для дальнейшего укрепления США на Балканах и в Европе во время косовского кризиса.
ГЛАВА 2 США И КОСОВСКИЙ КРИЗИС (1998-1999 гг.)
2.1 . Политика США в косовском кризисе в 1998 г
Распад биполярной
системы сопровождался
Среди балканских кризисов последнего десятилетия XX в. Наиболее сложные и длительные события происходили в Боснии и Герцеговине. Боснийский конфликт был первым в череде подобных конфликтов, с которыми столкнулись США, будучи уже единственной сверхдержавой. Его развитие и прекращение связано с активным вмешательством Соединенных Штатов. Урегулирование в Боснии и Герцеговине оказало значительное влияние на последующие действия США на мировой арене [8, c. 56-57].
В конце 1990-х гг. внимание Белого дома было приковано к сербскому краю Косово. Косовский кризис 1998-1999 гг. стал логичным продолжением американской политики в регионе, начатой на заре десятилетия. Многие методы, которые использовали США в Боснии и Герцеговине, были применены ими в косовских событиях.
Косовская война – термин, которым характеризуют два параллельных во времени конфликты на территории Союзной Республики Югославии [7, c, 98]:
Первый – это конфликт в Косово (в то время автономном крае СРЮ), начатый 28 февраля 1998 этнически албанской Армии освобождения Косово, целью которой было получение независимости края, против сербской полиции и югославской армии. Второй – это бомбардировки Югославии силами НАТО, которое длилось с 24 марта 1999 по 11 июня 1999.
28 марта 1989 сербский
парламент, отменив
В 1989–1990 годах в рамках «Антибюрократической революции» по инициативе Милошевича были распущены парламент и правительство Косово. Почти все албанцы были уволены из государственных учреждений [10, c. 39].
Сентябрь 1991: во
время распада Югославии после
тайного референдума была провозглашена
«Республика Косова», которую признала
лишь Албания. Создавались теневые
структуры власти. С тех пор
албанцы пассивным
В 1992 году албанцы Косова избрали писателя Ибрагима Ругову в президенты Республики Косово. Был избран также парламент, так и не приступивший к работе. Назначенное Руговой правительство работало из-за границы.
Во время Боснийской войны в 1995 году авиация НАТО осуществила бомбардировки Республики Сербской (в рамках операции «Deliberate Force») после взрыва на сараевском рынке Маркале, приписанного сербам. В результате было достигнуто Дейтонское соглашение, а в Боснию и Герцеговину введены силы НАТО. Мирное сопротивление в Косове албанцам казалось безрезультатным, и Армия Освобождения Косова перешла к вооруженной борьбе.
В начале 1997 года в Албании произошел крах финансовых пирамид, и на юге страны началось восстание. В результате беспорядков по всей стране были разграблены армейские склады и похищено до 610 тысяч единиц огнестрельного оружия. Часть этого оружия оказалось в руках албанских сепаратистов в Косово и Метохии. По утверждению бывшего главы албанской спецслужбы SHIK Башкима Газидеде, к организации этих беспорядков причастен Джордж Тенет, директор ЦРУ албанско-греческого происхождения (документальных подтверждений на данный момент нет).
Сентябрь–октябрь 1997: албанцы Косова бойкотировали выборы в парламент Сербии, произошли тяжелые столкновения между албанцами и сербской полицией в Косово. В президентских и парламентских выборах «Республики Косово» Ругова был подтвержден в должности.
Ситуация началась обостряться после того, как правительство Югославии в 1996–1997 годах начал переселять сербских беженцев из Хорватии и Боснии и Герцеговины на территорию Косово. Это привело к вооруженным конфликтам между отрядами так называемой «Армии освобождения Косово» (ОАК) и югославской полицией и армией. С начала 1998 года эти столкновения приобрели характер военных действий со стороны югославской армии начались репрессии против мирного населения, которые в конце 1998-го и в начале 1999 года имели все признаки этнических чисток [10, c. 66-67].
Несмотря на резкий
рост числа албанских беженцев с
конца 1998 -го и в начале 1999 года, что
квалифицировалось как
Югославская сторона утверждала, что выход албанцев в лагеря беженцев на границах был умышленно организованным для того, чтобы создать видимость гуманитарной катастрофы и предоставить повод для вооруженного вмешательства.