Косовский кризис, 90-ые годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности и основные направления политика США в боснийском конфликте и косовском кризисе.
Задачи:
Рассмотреть политику США в Боснийском конфликте: внешнеполитическую линию администрации Дж. Буша-
старшего и политику администрации Б. Клинтона;
Описать политику США в косовском кризисе 1998-1999 гг.;
Изучить роль США в войне НАТО против Югославии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………..3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА США В БОСНИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ (1992-1995 гг.)
Внешнеполитическая линия администрации Дж. Буша-
старшего в боснийском конфликте…………………………………………….4
Политика администрации Б. Клинтона на начальном этапе урегулирования в Боснии и Герцеговине……………………………………..9
ГЛАВА 2 США И КОСОВСКИЙ КРИЗИС (1998-1999 гг.)
2.1 . Политика США в косовском кризисе в 1998 г………………………14
2.2 Роль США в войне НАТО против Югославии……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...28

Файлы: 1 файл

Политика США, косовский конфл.docx

— 71.02 Кб (Скачать файл)

Инцидент в  Рачаке (Резня в Рачаке) – события в селе Рачак (Косово и Метохия) 15 января 1999 года. Согласно версии албанских сепаратистов, представители югославских силовых ведомств устроили в селе массовую расправу над гражданским населением (этот инцидент, поданный в таком свете, послужил поводом для НАТО впервые поднять вопрос о применении силы в отношении Югославии). По версии югославского информационного агентства «Танюг», в Рачаке имела место операция против группы албанских боевиков, опиравшейся на систему укрепленных пунктов в округе села.

Operation Allied Force (Операция Союзная сила) – военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, во время войны в Косово.

Причиной интервенции  войск НАТО была названа волна  этнических чисток в регионе (впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии  подтвердил ответственность югославских  служб безопасности за преступления против человечности в отношении  албанского населения Косово, однако уже после начала операции НАТО). Результатом операции было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешел к силам НАТО и албанской  администрации. Прошли этнические чистки среди сербского населения Косово и Метохии [12, c. 36-37].

Формальным поводом  начала военных действий (casus belli) было неисполнение Сербией требования НАТО «вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия». В течение марта, апреля, мая, июня 1999 года войска НАТО проводили военные действия на территории Сербии. Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. Авианалетам были подвергнуты военные стратегические объекты в крупных городах Югославии, включая столицу – Белград. В операции принимали участие 14 стран, в распоряжении которых было 1200 самолетов. Морская группировка насчитывала 3 авианосца, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов, 4 крупных десантных корабля. Общий же человеческий состав сил НАТО, задействованных в операции, превысил 60 тыс. человек.

Тема Косово не была новой для Вашингтона: уже  во времена «холодной войны» США  наблюдали за ситуацией на данной территории. В 1990-е гг. внимание к  положению в Косово как Белого дома, так и Конгресса возросло. В начале отношение США к косовским событиям было сдержанным, а Освободительная армия Косово признавалась террористической организацией. Однако вскоре Соединенные Штаты начали обвинять в обострении ситуации преимущественно Югославию, добиваясь придания ее внутренней проблеме международного статуса [12, c. 38].

Уже в начале кризиса в Вашингтоне утвердились  во мнении, что сербские силы безопасности проводят этнические чистки в Косово, при этом США были готовы использовать силу для прекращения насилия. Благодаря  Белому дому давление на Белград оказывалось  через Организацию Объединенных Наций, Североатлантический альянс и Контактную группу. Соединенные  Штаты стали инициатором решения  Совета Безопасности, которое наложило запрет на поставки вооружений в СРЮ.

Весной 1998 г. США  смогли не только интернационализировать косовский кризис, но и напрямую подключиться к его урегулированию. В июне Соединенные Штаты заморозили югославские активы, запретили американцам  инвестировать в СРЮ, добились принятия решения НАТО о возможности применения военной силы против сербской армии в Косово. С лета 1998 г. Североатлантический альянс начал подготовку к военной операции против Союзной Республики Югославии, при этом в Вашингтоне предполагали ее проведение вне зависимости от позиции Совета Безопасности ООН. Одной из особенностей политики США было то, что, когда в Косово продолжалась спецоперация сербских сил безопасности и ОАК имела перевес, активность Белого дома носила умеренный характер, когда же югославские власти взяли ситуацию под свой контроль, американцы начали усиливать давление на Белград [11, c. 45].

Частью военной  подготовкой к возможной военной  операции стали маневры НАТО в  Албании и Македонии, проведенные  в рамках программы «Партнерство ради мира» в августе-сентябре 1998 г. В начале осени США проголосовали  за резолюцию Совета Безопасности ООН, которая, в целом, носила обвинительный  характер в отношении СРЮ. Подобная политика придавала уверенности  косовским албанцам, как ранее  мусульманам в Боснии и Герцеговине, что способствовало эскалации кризиса.

В начале октября  Государственный департамент призвал  американских граждан покинуть территорию Югославии. В ночь с 12 на 13 октября  Североатлантический альянс принял решение о проведении военной  операции против нее без одобрения  Совета Безопасности ООН. В этих условиях СРЮ была вынуждена пойти на уступки. Представителем США был выдвинут ряд требований, на которые Белград  согласился [11, c. 46-47]:

  • прекращение операций сербских сил;
  • начало переговоров с лидерами албанцев;
  • вывод из Косово югославских войск и полиции, которые были переброшены туда после февраля 1998 г.;
  • беспрепятственный допуск миссии международных наблюдателей и гуманитарных организаций в зону конфликта;
  • обеспечение силами НАТО контроля за соблюдением прекращения огня;
  • создание условий для возвращения беженцев.

В результате реализации данных условий США добились начала прямого военного участия НАТО в  урегулировании кризиса, а также  отвода основных частей югославских  спецподразделений из Косово. Это, в  свою очередь, было использовано албанскими сепаратистами для восстановления контроля над утраченными территориями.

 

 

2.2 Роль США в войне НАТО против Югославии

 

Одним из главных  итогов войны стал прецедент военного вмешательства НАТО во внутренние дела государства, не входящего в него, которое было вынуждено бороться с вооруженными сепаратистами, оправдание этого вмешательства в ООН, а  также оккупация части территории Югославии для дальнейшего отторжения Косово и превращение его в  лояльное государство на Балканах.

В политике США  можно выделить общие черты, характерные  для боснийского конфликта и  косовского кризиса, а также особенности  американских действий в каждом из них. В обоих случаях США использовали Организацию Объединенных Наций  и Североатлантический альянс, при  этом роль ООН уменьшалась, а значение НАТО возрастало. Интернационализация  событий в Боснии и Герцеговине  и Косово была достигнута в значительной степени благодаря Вашингтону. Во многих провокациях, организованных мусульманами и албанцами, США обвиняли сербов, что служило поводом для усиления давления на них. Соединенные Штаты  стремились к ослаблению Сербии. Поддержка  ими антисербских сил негативно  отражалась на переговорном процессе и приводила к продолжению  военного противостояния. Послевоенные договоренности предусматривали введение на территорию конфликтов войск НАТО и предоставление им прав, сравнимых  с полномочиями оккупационной армии.

 

Особенностью  американской политики в боснийском конфликте является то, что вначале  Белый дом предоставил европейцам возможность возглавить урегулирование в Боснии и Герцеговине, однако впоследствии США добились лидерства в нем, оттеснив европейскую дипломатию на второй план. Одним из механизмов поддержки  Соединенными Штатами мусульман  и хорватов являлась организация  поставок им оружия в обход эмбарго  ООН. Военной операции НАТО против боснийских сербов в августе-сентябре 1995 г. предшествовала длительная дипломатическая и военная подготовка [14, c. 66-67].

Осенью 1997 года в  Косово вспыхнул конфликт, и Милошевич  принял решение о силовом вмешательстве  федеральной власти. Мирным переговорам, целью которых должен стать окончательный  развал страны и смена власти, не суждено было завершиться успешно. Милошевич отказывается отдавать власть и делить страну под контролем  Североатлантического альянса. Клинтон  говорил о «моральных императивах» защиты косовского населения, попрания его автономии, нарушениях прав человека. Однако, аналогичные нарушения, допущенные, скажем, Турцией в отношении курдов, Британией в отношении Северной Ирландии, Израилем в отношении палестинцев, самих США по отношению к своим  этническим меньшинствам и т.д. не вызвали  столь возвышенной риторики. Тем  не менее, была начата мощнейшая информационная война, развязанная вокруг событий  в Косово, обеспечившая плацдарм для  начала боевых действий за незыблемые демократические ценности».

Поводом для бомбардировок  Югославии стали «этнические  чистки», которые привели к появлению  беженцев-косоваров. В мире же известно, что «первой кровью» в Косово, положившей начало эскалации противостояния, была кровь сербских полицейских, убитых албанскими террористами. Впрочем, после бомбежки концлагеря на территории бывшей Югославии действительно были. Но не сербские, а для сербов. Только при распаде Югославии в 90-х годах из новообразованных суверенитетов было изгнано более двух миллионов сербов. Надо вспомнить, что Запад, когда ему невыгодно, никогда не требовал наказания виновных не только в случае их исхода, но и в ситуации самых масштабных недобровольных перемещений населения в мире со времен второй мировой войны (по национальному признаку из новообразованных суверенитетов на территории бывшего СССР начиная с 1989 года, общее количество беженцев, неорганизованно устремившихся в «куда глаза глядят» достигло 9 млн. человек) [14, c. 77-78].

Предлог для войны  против Югославии оказался полной ложью. После того, как ЦРУ произвело  в Сербии переворот и свергло  законного Президента Слободана  Милошевича, финские ученые в официальном  отчете заявили, что никакой резни  в деревне Рачак в Южной Сербии 15 января 1999 г. сербы не устраивали. Осмотрев трупы, финны подтвердили то, что давно было известно всем сербам: трупы были стащены с других мест в деревню албанскими бандитами и предъявлены мировой общественности. Спектакль с трупами понадобился НАТО, чтобы начать зверскую, варварскую агрессию против мирной Югославии.

Никакой сотни  тысяч убитых албанских жителей  не было и в помине, - засвидетельствовали  при вскрытии захоронений международные  эксперты. Не было даже нескольких сотен. А те, кто захоронен, в большинстве  своем подняли против властей  оружие в рядах сепаратистской группировки  КЛА. Под напором этих сенсационных откровений с треском рухнули  «моральные оправдания» антиюгославской войны. Более того, происходила целенаправленная кампания демонизации сербов, во многом напоминающая пропагандистскую кампанию Гитлера против евреев.

Так же выяснилось, что спецслужбы Франции причастны  к организации резни в Сребренице в 1995 году, в результате которой погибли семь тысяч мусульман. Вину за произошедшее в Сребренице возложили на сербов [18, c. 101].

На самом деле, американские наблюдатели внимательно  следили за столкновениями в Косово, и к марту 1999 года (т.е. вплоть до вторжения  НАТО) насчитали всего 39 убитых(!). Инспирирование поводов для наказания «виновных»: взрыв в очереди за хлебом в  Сараево (май 1992 г.) повлек за собой введение санкций против СРЮ; взрывы на сараевском рынке Маркале (февраль 1994 г. и август 1995 г.) стали одним из поводов для воздушных ударов НАТО. Позже, однако, было доказана непричастность сербов к этим акциям, но это уже никого не интересовало [18, c. 102].

Немцами был снят документальный фильм «Es began mit einer Luege» («Это началось со лжи»), в котором якобы разоблачаются некоторые выдуманные преступления Милошевича, которыми страны-члены НАТО пытались склонить на свою сторону народ. И, надо признать, им это удалось . особого сочувствия к славянам у жителей Запада и так никогда не наблюдалось, так что пара-другая сфабрикованных картинок сделали своё дело, и толпа разъярённых бюргеров ринулась на улицы Европы с требованием уничтожить этот «пережиток советского тоталитаризма» в Косово. Поражает не лёгкость, с которой одурачили целые народы, а тот примитивный уровень, на котором велась антисербская пропаганда.

Далее подконтрольные СМИ стали раскручивать миф, якобы  злые сербы устроили на стадионе в  Приштине настоящий концлагерь для  тысяч албанцев. Немецкий министр  обороны Р. Шарпинг с ужасом в глазах рассказывал, что там применяют настоящие фашистские методы, что расстреливают учителей на глазах у детей и т.п. Доврался до таких деталей, как нарисованные знаки на домах сербов, чтоб им не попало во время «зачисток» в близлежащих районах. Министр иностранных дел Германии кричал по этому поводу, что сербы - это новые фашисты, и что цивилизованное общество такого безобразия не может допустить. Опросы проживающих рядом людей показали, что стадион был пуст, если не считать того, что его иногда использовали в качестве аэродрома. Но НАТО его всё равно на всякий случай разбомбило, «позабыв» о бедных заключённых. Полуразрушенные внутренние помещения стадиона открыты посетителями, и там нет никаких признаков содержания заключённых. Там вообще ничего нет, даже дверей.

По самым секретным  источникам НАТО якобы получило сведения о коварном плане Милошевича под  названием «Подкова». План предусматривал изгнание албанцев с их земель после  почти полного окружения через  оставленный коридор. В качестве доказательства общественности показывали фото горящих городов и сёл. Мол, там уже изгоняют.

Правда, здесь  получилась неполадка: города и сёла, если верить Шарпингу, горели ещё до агрессии НАТО, а фотодоказательства появились только после бомбёжек, проводимых той же Германией и прочими. Кроме того, «доказательства» засняли на собственной немецкой пленке, а потом попытались выдать их за зверства «коммунистического диктатора». Опросы в селе Радубра показали, что никто жителей оттуда не выгонял, но они были вынуждены покинуть свои дома из-за натовских бомб. Ещё одно село, Санховичи, которое было изображено на фото Шарпинга, найти не удалось. Нет такого села. Правда, в этой местности есть село Петерштика, но местных жителей сербы тоже не выгоняли [17, c. 138-139].

Информация о работе Косовский кризис, 90-ые годы