Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена огромным материальным и духовным вкладом, который внесла Древнегреческая цивилизация в сокровищницу европейской и всей мировой культуры. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и многообразные формы культуры - от спорта до философии. Культура Древней Греции внесла неоспоримый вклад в формирование, становление и развитие современного мира. Широко известны имена выдающихся граждан – философов и ученых, поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, воинов и правителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..………… 3
I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ……………………………………………………… 4
ЗОДЧЕСТВО……………………………………………………………………………….….. 4
ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ………………………………………………………………….. 5
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….…... 5
ПИСЬМЕННОСТЬ…………………………………………………………………………… 6
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ…………………………………………………………...…… 7
II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX ВВ.)…………………………………………… 9
III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI ВВ.)………………………..……10
ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………………………………….…. 10
ПОЭЗИЯ……………………………………………………………………………………..... 11
РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ……………………………………………………………..... 12
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА…………………………………………………………....13
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ…………………………………………………………………..…13
IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА……………………………………………………………....... 14
IV. A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ……………………………………………...….14
РЕЛИГИЯ………………………………………………………………………………..…….15
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…….16
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК…………………………………………………………………….17
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА…………………………………………………… 18
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………………..18
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА……………………………. 20
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э…………………………………………………………….….. 22
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…... 22
ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………………………………...….. 23
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………….…… 24
ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА…………………………………………….……..…... 24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….…... 25
ИСКУССТВО……………………………………………………………………………..… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Копия Др Гр.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

Кафедра истории и  политологии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»

 

 

 

НА ТЕМУ: «Культура  Древней Греции»

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка

 

ИТиМЭО

 

Группы 100201.1/2308.1

 

1-го курса специальности  туризм (спец.)

 

Перерва Александра Вячеславовна

 

Проверила:

 

К.и.н., доц. Кошелева Е.А.

 

Санкт-Петербург

2008

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..………… 3

I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ  В XXX-XII ВВ……………………………………………………… 4

    ЗОДЧЕСТВО……………………………………………………………………………….….. 4

    ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ………………………………………………………………….. 5

    ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….…... 5

    ПИСЬМЕННОСТЬ…………………………………………………………………………… 6

    МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ…………………………………………………………...…… 7

II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX ВВ.)…………………………………………… 9

III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI ВВ.)………………………..……10

     ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………………………………….…. 10

     ПОЭЗИЯ……………………………………………………………………………………..... 11

     РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ……………………………………………………………..... 12

     ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА…………………………………………………………....13

     ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ…………………………………………………………………..…13

IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА……………………………………………………………....... 14

IV. A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ……………………………………………...….14

     РЕЛИГИЯ………………………………………………………………………………..…….15

     ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…….16

     ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК…………………………………………………………………….17

     ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА…………………………………………………… 18

     ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………………..18

     ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА……………………………. 20

IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э…………………………………………………………….….. 22

      ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…... 22

      ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………………………………...….. 23

      ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………….…… 24

      ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА…………………………………………….……..…... 24

      ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….…... 25

      ИСКУССТВО……………………………………………………………………………..… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…... 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……. 30

 

 

    ВВЕДЕНИЕ 
Представленная работа посвящена теме "Культура Древней Греции".

Актуальность данной тематики обусловлена огромным материальным и духовным вкладом, который внесла Древнегреческая цивилизация в сокровищницу европейской и всей мировой культуры. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и многообразные формы культуры - от спорта до философии. Культура Древней Греции внесла неоспоримый вклад в формирование, становление и развитие современного мира. Широко известны имена выдающихся граждан – философов и ученых, поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, воинов и правителей. Их творения и подвиги навсегда стали образцами для сотен поколений потомков и выдающимися символами мировой культуры.

Целью данного реферата является анализ культуры Древней Греции, ее становление и этапы развития. 
Данная цель подразумевает решение такой задачи, как рассмотрение культуры Древней Греции по следующим периодам: 
1. Культура Эллады в XXX-XII вв. 
2. «Темные века» (XI-IX вв.) 
3. Архаический период (VIII-VI вв.)

4. Греческая классика (V-IV вв.)

При изучении данной темы в работе были использованы такие материалы как: А. Боннар "Греческая цивилизация", М. Менги «Древняя Греция», А.Е. Савельев «Культура Древней Греции», К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В.С. Нерсянц "Сократ", А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"- "Платон, Аристотель", Лесли Адкинс, Рой А.Адкинс «Древняя Греция. Энциклопедический справочник», Ф.Х. Кессиди "От мифа к логосу".

 

 

 

I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ  В XXX-XII ВВ. ДО Н.Э.

Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000- 
1200 гг. до н.э. Созидательная деятельность греков этой эпохи, называемой эпохой бронзы, основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Высокий уровень и объем технологических знаний позволил населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство. Литейщики работали с медью, оловом, свинцом, серебром и золотом. Греки изготавливали электр (сплав золота и серебра), отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения. Было развито и гончарное ремесло. Применение гончарного круга способствовало созданию механизмов, приводимых в движение силой человека или тягловых животных, например, колесный транспорт.

Накопление технологических  знаний и прогресс мастерства широкого круга рядовых работников были основой  интенсивного экономического развития.

ЗОДЧЕСТВО

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные  памятники ярко отражают наличие  имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Общий план критских дворцов, поражавших в XIX-XVI вв. своими масштабами, был лишь монументальным повторением усадеб зажиточных земледельцев.

Иной уровень архитектурной  мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней 
(продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. 
Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами толщиной в среднем 5-8 м.

Мастерство ахейских (племя Др.Гр., обитавшее в Фессалии и на Пелопоннесе во II тыс.днэ; В XIIв. днэ вытеснены дорийцами в Малую Азию, на Кипр,Север Пелопоннеса(Ахайю)) зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Характерен высокохудожественный полихромный (многоцветный) и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями.

ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ

На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой  росписи. 
Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали. В XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. В некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.

Широта художественных запросов общества проявилась в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Особенно важна передача идеи движения, принципиально отличающая культуру Эллады. Художникам удалось отойти от древних канонов условности и орнаментальности. В XX-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимание искусства к внутреннему миру человека и стремление передать индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике (рельефная обработка художественных изделий из металла) и глиптике (резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях). Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

ЛИТЕРАТУРА

Литература ранних греков восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. Быстро развивалась народная поэзия - эпос, прославлявший деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. появились профессиональные поэты-сказатели, аэды (певцы). В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях.

В XIV-XIII вв. эпическая литература (поэмы о героях) сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул.

Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы – исторические повествования о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство. Поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XII вв. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинувшее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков хранилось огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Письменность в греческой  культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже  во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Некоторые знаки критяне создали под влиянием египетского иерографического письма. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги.

Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается неразгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма  письменности 
- слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.

МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

    Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в 
культуре средиземноморских народов. Но ни эта мифология, ни религия не были однородны и прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии: хтонический, или до олимпийский, классический олимпийский и поздний героический.

Термин «хтонический»  происходит от греческого слова «хтон» - «земля». Земля воспринималась древними греками как живое и всемогущее существо, которое все порождает  и всех питает. Сущность земли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом: необычные камни, деревья и даже просто доски. Но система верований была необычной. Кроме богов существовали еще и демоны - неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого облика, но обладающие ужасным могуществом, появляющиеся неизвестно откуда. Характерно также представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благодетельные. Таким предстает, например, бог Пан - покровитель лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческим обществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Он в своем полузверином облике: козлоногий, бородатый и рогатый - является людям в полуденный час, когда все замирает от жары. Бог Пан может быть и добрым и справедливым, но все же лучше с ним не встречаться.

Позднее произошло полное изменение всей системы мифологии, отказ от старых богов и появление  новых. Не случайно самые древние мифы олимпийского цикла начинаются с истребления существ, которым, вероятно, в предшествующий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает пифийского дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Но образ Зевса очень сложен и формировался в мифологии греков довольно долго.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции. Нередко Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил. При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных: Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть; Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи; Посейдон — бог моря, брат Зевса; Афина — богиня мудрости, справедливой войны; Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены; Арес — бог войны; Артемида — богиня охоты; Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств; Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства; Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов; Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия; Гестия — богиня домашнего очага.

Информация о работе Культура Древней Греции