Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена огромным материальным и духовным вкладом, который внесла Древнегреческая цивилизация в сокровищницу европейской и всей мировой культуры. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и многообразные формы культуры - от спорта до философии. Культура Древней Греции внесла неоспоримый вклад в формирование, становление и развитие современного мира. Широко известны имена выдающихся граждан – философов и ученых, поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, воинов и правителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..………… 3
I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ……………………………………………………… 4
ЗОДЧЕСТВО……………………………………………………………………………….….. 4
ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ………………………………………………………………….. 5
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….…... 5
ПИСЬМЕННОСТЬ…………………………………………………………………………… 6
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ…………………………………………………………...…… 7
II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX ВВ.)…………………………………………… 9
III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI ВВ.)………………………..……10
ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………………………………….…. 10
ПОЭЗИЯ……………………………………………………………………………………..... 11
РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ……………………………………………………………..... 12
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА…………………………………………………………....13
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ…………………………………………………………………..…13
IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА……………………………………………………………....... 14
IV. A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ……………………………………………...….14
РЕЛИГИЯ………………………………………………………………………………..…….15
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…….16
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК…………………………………………………………………….17
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА…………………………………………………… 18
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………………..18
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА……………………………. 20
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э…………………………………………………………….….. 22
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…... 22
ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………………………………...….. 23
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………….…… 24
ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА…………………………………………….……..…... 24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….…... 25
ИСКУССТВО……………………………………………………………………………..… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Копия Др Гр.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО  ГРЕЦИИ IV ВЕКА.

Греция IV в. дала плеяду блестящих  ораторов. Начало культивирования устного  слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами  красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер.

Представители ораторов, пользовавшиеся наибольшей известностью: Исократ (436-338 гг.), Демосфен (384-322 гг.), Гиперид (389-322 гг.), Ликург (390-325 гг.), Эсхин (397-322 гг.), Динарх (род. в 396 г.). Наиболее известный оратор, прославивший себя на судебном поприще: Лисии (459-380 гг.).

ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА

В произведениях различных жанров нашли свое отражение проблемы, которые, видимо, следует считать определяющими для идеологии IV в. В центре внимания политической мысли Эллады был прежде всего сам полис. Идеологи изучали организацию полиса разными путями и приходили к разным выводам.

Платон полагал, что полис находится на грани катастрофы из-за распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок, допуская к управлению городом людей, по природе своей неспособных управлять. Выход он видел в воссоздании основ, изначально присущих полису как типу государства. Они образуют иерархическую систему, в которой четко разграничены сферы деятельности трех государственных сословий: правителей- философов, воинов и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а государство все регламентирует и все контролирует.

Если Платон пошел  по пути создания условно-образцового  полиса, во многом противостоящего  полису реальному, то Аристотель выступал за сохранение основ существующего порядка. У него тоже был проект идеального государственного устройства, но менее абстрактного и более приближенного к жизни. Он приходил к выводу, что полис - наивысшая форма человеческого объединения, а цель людей, живущих в нем, - достижение блага. Основной ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал, что ее следует упразднить, а детей сделать общими. В своих рассуждениях Аристотель отталкивался от природы: как естественна семья, так естественно и рабство, ибо самой природой предназначено, чтобы одни повелевали, а другие повиновались. Внимательно рассмотрев существующие варианты полиса, философ находит три правильные формы правления (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (деспотия, или тирания, олигархия и демократия), дает подробную характеристику каждой, а критерием оценки избирает их приближенность к благу. Суровому осуждению подвергались междоусобные войны.

Платон и Аристотель подробно останавливаются на проблеме частной собственности, а Исократ  озабочен охраной имущества и  жизни состоятельных людей. И  единовластная форма правления, нашедшая в теории так много сторонников, привлекала в основном возможностью твердой рукой установить в полисе социальное равновесие.

Для греческой историографии IV в. характерны две основные черты: первая 
- трактовка истории как политического предмета, ее использование для интерпретации настоящего; вторая - убежденность в том, что историк - не просто хроникер, описывающий события, а политический наставник, который может и должен влиять на общественную жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

В IV в. ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две пьесы Аристофана - "Женщины в народном собрании" и 
"Плутос", но зенит творчества драматурга относится к предшествующему периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место "древней" комедии заняла "средняя", развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес.

Явный спад наблюдается  и в лирике. Если VI и V века поражают удивительным разнообразием талантливых  поэтов и поэтических школ, то IV век  дал только одного знаменитого лирика - Тимофея Милетского, от поэтического наследия которого сохранились лишь отрывки. Он пользовался в Элладе большой популярностью, с похвалой упоминается Платоном и Аристотелем.

ИСКУССТВО

IV век обычно рассматривается  как время поздней классики, период перехода к искусству эллинизма.

А) Архитектура.

Сократилось монументальное строительство, его центры переместились из Аттики в Пелопоннес и Малую Азию.

Зодчество стало приобретать  несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской  архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30 г) архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).

Б) Скульптура.

Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. 
Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, 
Бриаксид.

Шел поиск средств  для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, поразившим современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.

Статуи работы Праксителя отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. Особой популярностью пользовалась "Афродита 
Книдская", полюбоваться которой мечтали многие путешественники. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

Стремление показать многообразие характеров было характерно для 
Лисиппа. Главная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (в античности до изобретения мыла серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.

    В) Живопись.

О живописи IV в. можно  судить в основном по сведениям, сохранившимся  у античных авторов. Судя по ним, она  достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны картины основателя сикионской школы Евмолпа. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях.

Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы мать, к груди которой тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй.

В IV в. достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно прославлено  терракотами мастеров Танагры. Вазовая  живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.

В целом искусство  данного периода расценивается  исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного реферата выступал анализ культуры Древней Греции, ее становление и этапы развития. 
Данная цель подразумевала решение такой задачи, как рассмотрение культуры Древней Греции по следующим периодам: 
1. Культура Эллады в XXX-XII вв. 
2. «Темные века» (XI-IX вв.) 
3. Архаический период (VIII-VI вв.)

4. Греческая классика (V-IV вв.)

В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Этот отрезок истории характеризуется  интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков, особенностью которой являлось гармоничное сочетание мотивов природы с требованиями стиля.

Затем в течение нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор  обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются  к первобытно-общинному строю.

За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности, потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др.

В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная  система архитектурных форм. Этот период можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции.

За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.), в котором произошел духовный переворот в греческом обществе, в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек.

Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни Греции, формирования новых идеалистических идей, развивавшихся  в борьбе друг с другом, возникновения  новых учений.

Культура  Древней Греции имела для развития современной цивилизации важнейшее значение, которое трудно переоценить. Она вышла за пределы греческого мира и стала той основой, на которой начала развиваться европейская культура. Ее творения стали предметом восхищения всего мира, вошли в мировую культуру, живут неувядаемыми образами в наши дни и, видимо, будут жить вечно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список используемой литературы: 

1. А. Боннар "Греческая цивилизация", М. изд. «Искусство» 1992;

2. М. Менги «Древняя Греция», изд. «Никола 21 век» 2004;

3. А.Е. Савельев «Культура Древней Греции», М. изд. «Высшая школа» 2008;

   4. К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М. изд. «Высшая школа» 1990;

    5. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», М. изд. «Просвещение» 1975;

6. В.С. Нерсянц "Сократ", М. изд. «Наука» 1984

7. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"- 
"Платон,Аристотель", М. изд. «Молодая Гвардия» 1993;

8. Лесли Адкинс, Рой А. Адкинс «Древняя Греция. Энциклопедический справочник», М. изд. «Вече» 2008;

9. Ф.Х. Кессиди "От мифа к логосу", М. изд. «Мысль» 1972.




Информация о работе Культура Древней Греции