Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:19, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена огромным материальным и духовным вкладом, который внесла Древнегреческая цивилизация в сокровищницу европейской и всей мировой культуры. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и многообразные формы культуры - от спорта до философии. Культура Древней Греции внесла неоспоримый вклад в формирование, становление и развитие современного мира. Широко известны имена выдающихся граждан – философов и ученых, поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, воинов и правителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..………… 3
I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ……………………………………………………… 4
ЗОДЧЕСТВО……………………………………………………………………………….….. 4
ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ………………………………………………………………….. 5
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….…... 5
ПИСЬМЕННОСТЬ…………………………………………………………………………… 6
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ…………………………………………………………...…… 7
II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX ВВ.)…………………………………………… 9
III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI ВВ.)………………………..……10
ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………………………………….…. 10
ПОЭЗИЯ……………………………………………………………………………………..... 11
РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ……………………………………………………………..... 12
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА…………………………………………………………....13
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ…………………………………………………………………..…13
IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА……………………………………………………………....... 14
IV. A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ……………………………………………...….14
РЕЛИГИЯ………………………………………………………………………………..…….15
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…….16
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК…………………………………………………………………….17
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА…………………………………………………… 18
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………………..18
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА……………………………. 20
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э…………………………………………………………….….. 22
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…... 22
ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………………………………...….. 23
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………….…… 24
ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА…………………………………………….……..…... 24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….…... 25
ИСКУССТВО……………………………………………………………………………..… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ФИЛОСОФИЯ
В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия. Наиболее яркие представители: Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл - основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например, видел его в огне. Анаксагорова концепция ума означала радикальное противопоставление источника движения инертной материи. Эмпедокл видел четыре первичных элемента: огонь, воздух, землю и воду - из которых состоят все материальные вещи.
Также важны учения Левкиппа
и Демокрита. Левкипп заложил основы атомистической
философии. А Демокрит бросил миру в качестве
гипотезы великое слово – атом; создал
развернутую теорию познания, исходный
пункт которой - чувственный опыт; изучал
социальные и этические проблемы.
Однако с середины V в. в центре
философии оказывается не мир, а человек.
В этом духовном перевороте немалую роль
сыграли софисты (от греч. мудрый).
Софист – странствующий и обучающий за
плату учитель мудрости и красноречия.
Они придавали значение логике внутреннего
развития самого знания. Но чем сильнее
обозначился разрыв между натурфилософией
и реальными знаниями, тем большим становился
общественный скептицизм в отношении
натурфилософии. Выразителями этого скептицизма
и стали софисты.
Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с т. з. обыденного сознания сам Сократ - не только софист, но даже и глава их. Он противостоял софистам, но воспринимал все то позитивное, что содержало их учение. Сократ подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни.
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК
V век можно считать
временем рождения науки как
специальной сферы
А) Медицина.
В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидений, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому относился Гиппократ. Существовали три большие группы врачей: врачи-теоретики – философы-любители; врачи Книдской школы – уважение к фактам; и Косская школа – к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками – врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.
Эти три школы в
равной мере противостоят медицине святилищ. Но только
Косская школа основала медицину как науку.
Б) Математика.
В течение V в. в самостоятельную
научную дисциплину превращается математика,
освобождаясь от влияния пифагорейцев
и становясь предметом
С) Историография.
Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и соответственно углублением политического сознания гражданства.
Вершиной греческой историографии стал труд Фукидида, темой которого стала история Пелопонесской войны. Фукидида можно считать родоначальником исторической критики. Отбрасывая все чудесное, он пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. Значительную роль отводит Фукидид выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление исторического процесса и действовать в соответствии с ним.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА
Значительные перемены,
происходившие в греческой
V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало
века видит закат хоровой лирики; рождение
греческой трагедии.
Но ранняя трагедия еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал актер, который делал сообщение хору, обменивался с ним репликами; мог уходить, возвращаться, менять обличие; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений менялись лирические настроения хора.
Трагедия отличалась торжественностью, пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов. Главная тема – доблесть. Часто использовались отдельные эпизоды мифов. Отчетливо заметно стремление приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
На смену лирической поэзии приходит театр, который стал играть огромную роль в формировании взглядов и убеждений граждан. Он служил трибуной, с которой обращались к народу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей
Греческий театр, изначально возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. История сохранила пьесы четырех великих драматургов древности: Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан.
Театральные представления, обычно продолжавшиеся
во время общенародных государственных
праздников три дня и длившиеся от восхода
до заката солнца, носили состязательный
характер, ставились пьесы нескольких
авторов, и жюри, избранное из граждан,
определяло победителя. В один день ставили
и трагедию, и драму, и комедию.
В трагедиях рассказывалось
о героических событиях, происходивших
в незапамятные времена. В их основе лежали
древние предания, мифы. Боги в трагедиях
выступали как грозная сила. Герои вступали,
с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко
переносили удары судьбы.
Герои комедий - не легендарные
личности, а простые жители Афин: торговцы,
ремесленники, рабы. В комедиях нет такого
почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда
даже высмеивали.
Театральные представления
по обычаю проходили в праздник Великих
Дионисий. На круглой площадке - «орхестре»
(«площадка для пляски») размещался хор.
Тут же играли актеры. Чтобы выделиться
из хора, актер надевал обувь на высоких
подставках - котурнах. Вначале все роли
в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел
второе действующее лицо, сделав действие
динамичным; ввел декорации, маски, котурны,
летательные и громоносные машины. Софокл
ввел третье действующее лицо. Но и трем
актерам приходилось играть много ролей,
перевоплощаться в разных лиц, меняя глиняные
маски, в которых выступали. Каждому определенному
характеру и настроению соответствовала
«своя» маска. Так, силу и здоровье представлял
смуглый цвет лика маски, болезненность
- желтый, хитрость - красный, а гнев - багровый.
Гладкий лоб выражал веселое настроение,
а крутой - мрачное. Выразительность масок
была необходима для наглядности, кроме
того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего
голос актера.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики.
В эпоху ранней классики важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Интенсивно развиваются различные школы и направления создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма (прямоугольный в плане, с 4 сторон обрамленный колоннадой) и его скульптурного декора.
Главными сооружениями раннеклассической архитектуры и скульптуры можно назвать такие, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, т. н. храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии.
Задачей классики стало изобразить человека в движении. Этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души. В статуях мастера стремятся передать образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.
Вазописцы изображали сцены из реальной жизни. Наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.
Наиболее значительным центром развития искусства высокой классики становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.
Искусство высокой классики
- явное продолжение того, что
возникло ранее, но есть одна область,
где в это время рождается
принципиально новое,
- урбанистика. Рождение градостроительства
связано с именем Гипподама Милетского.
Две основные черты характеризуют его
схему: регулярность плана города, в котором
улицы пересекаются под прямым углом,
создавая систему прямоугольных кварталов,
и зонирование, т. е. четкое выделение различных
по функциональному назначению районов
города.
Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется, прежде всего, с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон смог передать в скульптуре движение человека. В его прославленном созданий -Дискоболе впервые решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому. Однако он не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Это сделал Фидий, прославившийся своими скульптурными изображениями божеств. Величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Основная тема творчества Поликлета – идеальный гражданин полиса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.
В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов – изображение естественных чувств простых людей.
О великих греческих художниках известно немногое. Аполлодор Афинский, например, открыл эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений.
В сознании последующих
поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими
победами, одержанными греками при Марафоне
и Саламине, он воспринимался как время
героических деяний предков, отстоявших
независимость Эллады, спасших ее свободу.
Это было время, когда единая цель
- служить родине вдохновляла бойцов, когда
высшей доблестью было погибнуть за отечество,
а высшим благом считали благо родного
полиса.
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э.
ФИЛОСОФИЯ
IV век оказался очень
плодотворным периодом для
Философская концепция Платона (426-347 гг.) оказалась тесно переплетенной с социально- политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой верного построения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием.
Аристотель (384-322 гг.) вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Он полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах прежде всего как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных. Много внимания он уделял и поэзии, полагая, что она благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни. Также некоторые его положения легли в основу теологических теорий.
ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА
Исторический жанр был
представлен прежде всего известным историком
Ксенофонтом (428-354 гг.). Основная историческая
работа Ксенофонта, "Греческая история"
служит одним из главных источников по
истории IV в.
В истории Ксенофонта нет продуманной
концепции, широты взглядов на исторический
процесс, тщательного анализа причин событий.
Главный недостаток сочинения Ксенофонта
- сознательная необъективность: он перекраивает
историю по своему вкусу, создавая в целом
искаженную картину.
Ксенофонт известен также
как автор трактатов о жизни
и философии
Сократа, военных мемуаров, произведений,
посвященных экономике и организации
хозяйства, этюда о тирании и специальных
работ о кавалерии и охоте.
Кроме труда Ксенофонта,
от исторических произведений IV в. дошли отрывки
из "Оксиринхской истории" неизвестного
автора, описывающие события
410-394-х годов. Название свое рукопись получила
по месту находки - городу
Оксиринху в Египте. Немногие сохранившиеся
фрагменты не дают возможности получить
представление о композиции работы и принципах
ее построения. Можно определенно говорить
лишь об очень подробном изложении событий
и расхождении в описании фактов с Ксенофонтом.
Отрывки из "Оксиринхской истории"
имеют большое значение для освещения
некоторых моментов в истории
Эллады, особенно интересны сведения о
возвышении Беотии и о борьбе политических
группировок в полисах.
Работы других историков этого периода не сохранились, уцелели лишь немногие разрозненные отрывки; имена авторов и названия трудов дошли в передаче других писателей.