Культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена огромным материальным и духовным вкладом, который внесла Древнегреческая цивилизация в сокровищницу европейской и всей мировой культуры. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и многообразные формы культуры - от спорта до философии. Культура Древней Греции внесла неоспоримый вклад в формирование, становление и развитие современного мира. Широко известны имена выдающихся граждан – философов и ученых, поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, воинов и правителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..………… 3
I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ……………………………………………………… 4
ЗОДЧЕСТВО……………………………………………………………………………….….. 4
ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ………………………………………………………………….. 5
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….…... 5
ПИСЬМЕННОСТЬ…………………………………………………………………………… 6
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ…………………………………………………………...…… 7
II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ" (XI-IX ВВ.)…………………………………………… 9
III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI ВВ.)………………………..……10
ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………………………………….…. 10
ПОЭЗИЯ……………………………………………………………………………………..... 11
РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ……………………………………………………………..... 12
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА…………………………………………………………....13
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ…………………………………………………………………..…13
IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА……………………………………………………………....... 14
IV. A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ……………………………………………...….14
РЕЛИГИЯ………………………………………………………………………………..…….15
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…….16
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК…………………………………………………………………….17
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА…………………………………………………… 18
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………………..18
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА……………………………. 20
IV.B) ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э…………………………………………………………….….. 22
ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………………………….…... 22
ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………………………………...….. 23
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ IV ВЕКА……………………………….…… 24
ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА…………………………………………….……..…... 24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….…... 25
ИСКУССТВО……………………………………………………………………………..… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Копия Др Гр.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

    В позднем  греческом обществе религия постепенно  приходила в упадок, вырождаясь  в простое исполнение обрядов,  а мифология становилась просто сокровищницей образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира. А вскоре религия вступила во взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.

Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.

      II. КУЛЬТУРА "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"  (XI-IX вв.)

Дворцовая цивилизация  крито-микенской эпохи сошла с  исторической сцены при загадочных, не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в.. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия. Этот значительный временной промежуток в литературе иногда называют «темные века».

     Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже 
XIII-XII вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия, охватившая основные районы материковой и островной Греции в течение т.н. субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства.

Общая численность изделий  из металла, дошедших от этого периода, крайне невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко. 
Преобладают мелкие поделки вроде фибул (пряжек) или колец. Население Греции страдало от хронического недостатка металла, прежде всего бронзы, которая в XII - первой половине XI в. еще оставалась основной всей греческой индустрии. Объяснение этого дефицита - состояние изоляции от внешнего мира, в котором балканская Греция оказалась еще до начала субмикенского периода. Отрезанные от внешних источников сырья и не располагавшие достаточными внутренними ресурсами металла, греческие общины вынуждены были ввести режим строжайшей экономии.

Правда, почти в это  же самое время в Греции появились  и первые изделия из железа. К  самому началу периода относятся  разрозненные находки бронзовых  ножей с железными вкладышами. Ко второй половине XI в. техника обработки железа в какой-то степени была уже освоена самими греками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне немногочисленны и едва ли могли обеспечить достаточным количеством металла все население страны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии.

Еще одна отличительная  черта субмикенского периода  заключалась в решительном разрыве  с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения в камерных гробницах вытесняется индивидуальными захоронениями в ящичных могилах (цистах) или в простых ямах. Ближе к концу периода появляется еще один новый обычай - кремация и обычно сопутствующие ей захоронения в урнах.

Аналогичный разрыв с  микенскими традициями наблюдается и в сфере культа. Даже в наиболее крупных греческих святилищах отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности: остатки построек, вотивные (посвященные богам) статуэтки, даже керамика.

    Т. о. в XII-XI вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то (в XVII столетии) начиналось становление микенской цивилизации.

III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII-VI вв.)

ПИСЬМЕННОСТЬ

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. по праву считается новая система  письменности. Алфавитное письмо, отчасти  заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего  из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода.

ПОЭЗИЯ

Греческая поэзия VII-VI вв. отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров.

Получает широкое распространение  и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.

Из более поздних  форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".

    Для греческой поэзии характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта; воплощение индивидуалистических веяний (Архилох); воспевание умеренности и благоразумия (Солон).

В то время как одни греческие поэты стремились постичь  в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и разгадать загадку ее происхождения.

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

В эпоху Великой колонизации  традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников во многом потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений - орфиков и пифагорейцев. Как те, так и другие оценивали земную жизнь человека как сплошную цепь страданий, ниспосланных людям богами за их грехи; верили в бессмертие души. В отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и положивших в основу своего учения лишь несколько переосмысленный и обновленный миф о умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе-Загрее, пифагорейцы представляли собой замкнутую аристократическую секту, враждебную демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам Пифагор, и его ближайшие ученики и последователи были увлечены математическими вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому истолкованию чисел и их сочетаний.

Первые философы неизбежно задавались вопросом о том, что следует считать первоосновой, первопричиной всех существующих вещей. Фалес и Анаксимен полагали, что первичной субстанцией, из которой все возникает и в которую в конце концов все превращается, должна быть одна из четырех основных стихий. Фалес при этом отдавал предпочтение воде, а Анаксимен - воздуху. Однако Анаксимандр объявил первопричиной и основой всего сущего т. н. "апейрон" - вечную и бесконечную субстанцию, качественно не сводимую ни к одной из четырех стихий и вместе с тем пребывающую в непрерывном движении, в процессе которого из апейрона выделяются противоположные начала: теплое и холодное, сухое и влажное и т.п. Вступая во взаимодействие, эти пары противоположностей порождают все доступные наблюдению явления природы, как живой, так и мертвой.

Греческие натурфилософы  хорошо понимали, что наиболее надежной основой всякого знания служит именно опыт, эмпирические изыскания и наблюдения. По существу, они были не только первыми философами, но и первыми учеными, основоположниками греческой и всей европейской науки.

    ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА

В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В 
VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического. Характерные особенности дорического ордера: суровая мощь и тяжеловесная массивность - были представлены храмом Аполлона в Коринфе, храмами Посейдонии (Пестум) на юге Италии и Селинута в Сицилии.

Принцип гармонической  уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции  греческого храма, нашел широкое применение и в монументальной скульптуре. Первые образцы каменных изваяний, как одиночных, так и объединенных в пластические группы появляются приблизительно в середине VII в. до н.э. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ

Наиболее массовым и  доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая  живопись. В своей работе мастера-вазописцы мало зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было очень динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VI вв. 
Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом сюжеты заимствовались как из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), так и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему окружающей общественной средой начиная с архаической эпохи.

IV. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА

IV.A) ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В V ВЕКЕ

Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально - экономической и политической сферах. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. 
Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции. Огромную роль сыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделать родной город крупнейшим народным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного, что было тогда в греческом мире. Наконец, определенное воздействие на развитие культуры оказала Пелопонесская война, породившая чувство безысходности и отчаяния у ряда представителей интеллектуальной элиты.

РЕЛИГИЯ

В первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной  идеологии греков, отмечается рост религиозности, доходит до культа личного бессмертия.

С т. з. традиционных представлений в войне с персами на стороне греков сражались и их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот. 
Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельство могущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным с подъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма, которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавший доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков черты гаранта справедливости. Убежденность в том, что боги помогут человеку, если он лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам той поры.

Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С  этого времени государство и  боги образуют неразрывное целое. Греки воздвигали богам великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира.

Но в конце V в. наблюдается некоторый кризис религиозного сознания. Причинами являются тяжелейшие бедствия, обрушившиеся в годы Пелопонесской войны, сломившие дух оптимизма и подорвавшие веру в благость богов. Также способствовало кризису усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи. Литература этих лет полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это - свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире. Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризиса следует назвать критику традиционных представлений и установок общества, в том числе и религии, со стороны софистов, идеи которых распространились среди верхушки общества. Рождались новые религиозные идеи, в частности, идея о личной связи человека с божеством. Возрастает значение новых культов, некоторые старые культы возрождаются, проникают иноземные. Распространяется мистицизм.

Информация о работе Культура Древней Греции