Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа
Тема культура Казахстана в первой половине XIX века, несомненно, остаётся акту¬альной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В казах¬ской литературе существует множество вопросов, касающихся культуры, на кото¬рые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мне¬ний, представлений и пр. Это связано, во-первых, с развитием просвещение культу¬ры, как части культуры общественной, а, во-вторых, с огромной
Введение
Тема культура Казахстана в первой половине XIX века, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В казахской литературе существует множество вопросов, касающихся культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано, во-первых, с развитием просвещение культуры, как части культуры общественной, а, во-вторых, с огромной важностью научной культуры в жизни не только казахов но и других народов.
Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на всю важность культуры в современном обществе. Именно поэтому выбор пал на эту тему, Мы имеем определённые знании, культуры, обычай, обряды, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т.п.
Целью этой работы является рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к культуре для изучения, осмысления того, что же она собой представляет; на основании чего сделать выводы о состоянии культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны .
Культура есть порождение социального бытия, это не только результат материального производства, но и продукт человеческого духа и "культура казахов до середины XIX в оставалось глубоко традиционной и секретной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседней и последовавших за ним политических кризисов, приведших к упадку хозяйственную жизнь и к дальнейшей экономической несостоятельности кочевничества (развития культуры замедлилось и отсутствием идеалов )\*ХГХ век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессивную цивилизацию, а в центральной Азии будто бы царило либо варварство, либо дикость" -писал Л.Н.Гумилев. Россия до 70-х г. XIX века была озабочена только укреплением своего положения в Средней Азии и исключала всякое культурное взаимодействие народов империи. Вместе с тем, в XIX веке бурное течение жизни кочевников как бы приостановилось, оно сменилось размеренной суетой мирной жизни и дало возможность великим художником осмыслить жизнь, постепенно углубляясь в нее.
В начале XIX века абсолютное большинство казахского население проживало в юртах. Особые мастера делали замечательные образцы юрт, отличающейся как яркой красатой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их напровляли на различные этнографические выставки (Петербург, Москва, Париж ) . Русское правительство в большом количестве приобретало юрты для нужд армии(особенно в годы первой мировой войны). Появление степных зимовок в XIX веке порождение переходного периода и связано с проблемами землевладение и конечно, переходом к оседлости - «кыстау» зимнее жилище казахов XIX веке это разнообразные строение, зависящие от климатических и естественноисторических условий, а также степени экономического благосостояние владельца.
3
В одежде казахов XIX веке наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильные воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка, бархата, атласа и особенно дурия (полушелк). Многие фирмы архаичной одежды казахов -саптама (сапоги с длинными голенищами ) саукеле (головной убор невесты) айр калпак (островерхие шапки мужчины) - постепенно выходят из употребление.
В XIX веке в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы востока. Книжные поэты XIX века получали образование в медресе Бухары, Ташкенте и Самарканде где обучались восточным языком, литературе и истории.
Музыка Казахстана XIX в -золотой фонд духовной культуры казахского народа. Это истенное наследие всего лучшего что было создано кочевниками на протяжение тысячелетий. Поистине этот период представляет собой замечательную веху в культурной жизни истории. Плодотворное влияние на развитие инструментальной музыки XIX века оказало творчество Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Ихла-са, Казангапа, Тока, Сармолай. Свои заветные думы, свои горести и радости эти композиторы запечатлели на струнах домбры, кобыза и звуках сыбызгы.
В XIX веке в высшей степени развивались песенная культура казахского народа. Классические образцы народной песни значительно обогатились творчеством Биржан -сала, Акан -серы, Мухита, Жаяу муссы, Жарылгапберды, Сегиз- се-ры.Колоритные и красочные мелодии народных композиторов Казахстана XIX века вошли в сокровищницу национальной духовности. Песенная культура казахов, как и его инструментальные мотивы, имела своеобразные тенденции развития в различных регионах Казахстана.
4
Глава I. Казахская литература
1.1 Живопись и прикладное искусство
В казахской литературе первой половины XIX века видное место занимает творчество биев, создавших яркие образцы ораторского и поэтического искусства. Речи, высказывания и толгау таких известных в степи баев, как Актай-лак, Бапан, Есет, Жанкиси получали распространение в народе. В поэзии они продолжали традиции казахских жырау и знаменитых биев XVIII века - Толе, Казыбека, Айтеке, Байдалы. Вышедшие из рядов народа акыны-импровизаторы Жанак Сагындык-улы (1770-1856), Кобылан Барибай-улы (1760-1840), Тубек Байкошкар-улы (1780-1870), Оске Торка-улы (1778- 1857), Абыл Отембет-улы (1777-1864) и другие участвовали в многочисленных айтысах, развивали эпическую поэзию, жанры толгау и терме. Они отразили в поэзии жизнь и стремления народа, его социальные проблемы. Несколько позже в литературу влились такие яркие таланты как Дулат Бабатай-улы (1802-1871), Шернияз Жарыл-гас-улы (1807-1867), Шоже Каржаубай-улы (1808-1895), Арыстан-бай Тобыл-бай-улы (1811-1880), Орынбай Бертагы-улы (1813- 1891), расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века. В первой половине XIX века по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Утемисова (1804-1846), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.
1.2Жизнь и поэзия Махамбета Утемисова
Махамбет Утемисов родился в 1804 году в нынешнем Урдинском районе Уральской области. Отец будущего поэта был состоятельным, близким к ханскому окружению, влиятельным человеком во Внутренней Орде. Пытаясь приблизить к себе начинающего поэта, Жангир-хан отправляет двадцатилетнего Махамбета Утемисова со своим сыном Зулкарнаяном в Оренбург, на учебу. Молодой поэт прожил здесь в 1824-1829 годах в качестве воспитателя ханского наследника. Однако вскоре в отношениях между Махамбетом и Жангиром наступает охлаждение. В 1829 году за причастность к выступлению шаруа Махамбета Утемисова заключают в Калмыковскую крепость, где некоторое время он находится; под следствием. Позже он принял активнейшее участие в восстании Исатая Тайманова, будучи одним из вождей повстанцев. Пламенными стихами Махамбет Утемисов вдохновляет восстание и зовет к его продолжению. Воинские и организаторские способности Махамбета Утемисова вместе с его поэтическим талантом целиком служат делу восстания. Защищая интересы народа, Махамбет Утемисов в то же время преследует гуманные цели по отношению к русским. Так, он помогает поручику Аитову освободить пленных русских солдат, взятых Есет-батыром. Во время второй встречи с русским офицером Махамбет говорил ему, что не является врагом России и желает дружбы с русским народом, хочет мирно жить в родном ауле, среди родных и близких.
После поражения восстания и гибели Исатая Тайманова на поле боя он призывает народ продолжить борьбу. Исполнителя воли царского правительства, приверженцы султана Баймаганбета, старались избавиться от него. 20 октября 1846 года по их воле Махамбет Утемисов был предательски убит. Поэти-
5
ческие произведения Махамбета тесно связаны с жизнью народа, борьбой против несправедливости и, прежде всего, с восстанием 1836-1838 годов стихи Махамбета Утемисова являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения.
Махамбет Утемисов горячо любил свой народ и родину, обличал политику угнетения как со стороны ханского окружения. В стихах, обращенных султану БаЙмаганбету, он не скрывает своей неприязни к угнетателям, мечтает о наделении народа землей, устранении власти аристократов:
Таких, как вы, ханов
И неправедных биев жадных,
Заставляя кричать, как верблюда,
И титулы их отбросив,
Хотел бы я извести...
Берега Едиля с чащобами-
Расселил бы там мой народ,
И у народа бесчисленный у каждого-
По побережью пасся бы скот.
1.3Творчество поэтов первой половины XIX века
Такие поэты начала века как Жанак и Абыл создавали широкие эпические полотна. Один из лучших текстов казахского народного эпоса "Козы-Корпеш-^ Баян-Сулу" записан Ш. Уалихановым у Жанака и у Шоже. А Абыл был одним из тех, кто сохранил и передал последующему поколению огромный эпический Д цикл - "Сорок ногайлинских батыров". Сильны и социальные мотивы в их творчестве. Обращение Жанака к Рустему-торе является особенно художественным и правдивым сочинением. Жанак, Тубек, их младшие современники Шоже и ОрынбаЙ, а затем Суинбай были выдающимися мастерами айтыса. В творчестве талантливых поэтов-импровизаторов Доскожи и Нысанбая звучат героические мотивы: их судьбы и произведения тесно связаны с восстанием Кенесары.
Поэты 40-60-х годов: Шернияз, Шоже, Дулат, Шортанбай, Суинбай. Шернияз Жарылгас-улы (1807-1867) родился в нынешнем Оилском районе Ак-тюбинской области. С малых лет его влекло к ораторскому искусству и народной литературе. Поэтический талант Шернияза проявился рано. Он участвовал в восстании 1836-1838 годов во Внутренней Орде. И после подавления восстания он не порвал с Махамбетом. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации. В народе широко известно его обличительное обращение к султану БаЙмаганбету.
Шоже Каржаубай-улы (1808-1895) родился на территории нынешнего Кызылтуского района Кокшетауской области. Лишенный зрения, Шоже с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни. Усвоив наследие своих предшественников, Шоже много путешествует. В ряде своих произведений Шоже восхваляет отдельных влиятельных людей. В то же время, он, невзирая на лица, срывал маски порядочности с властных правителей. В поэтических состязаниях - айтысах - Шоже не знал поражений, Шоже также крупный поэт-эпик. Лучший
6
в художественном отношении вариант народного эпоса^Козы-Корпеш Баян-Суду был записан от Шоже.
Дулат Бабатай-улы (1802-1871) родился на территории нынешнего Аягуз-ского района Семипалатинской области. На его становление как поэта огромное влияние оказали поэзия жырау, эпическая поэзия и творчество биев. Дулат был одним из самых образованных людей своего времени. Поэтический талант его был ярким и глубоким. Раньше других он видел противоречия эпохи. В своих произведениях он подверг суровой критике существующие порядки, говорил о бесправии народа, ухудшении нравов общества.Дулат совершенствовал поэтическую форму стиха, был выдающимся мастером художественного слова. Во многих произведениях он продолжал замечательные художественные традиции казахских жырау XVIII века. Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен и был окружен славой и почтением. Его стихотворный сборник "Осиет-нама" в 1880 году был опубликован в Казани и вскоре запрещен царской цензурой. Дулат оставил также после себя эпические произведения.
Шортанбай Канай-улы (1818-1881) родился в Каратауских горах Южного Казахстана (территория нынешней Шымкентской области). В юные годы переехал в Сары-Арку и многие годы жил в окрестностях Каркаралинска. В зрелых произведениях Шортанбай говорит об общественном неравенстве, угнетении народа, рисует хищнический облик должностных лиц. Поэт осуждает колониальные порядки, не видит выхода из создавшегося положения. В ряде стихов Шортанбай сочувственно относится к жизни казахских бедняков - Поэт призывает богатеев и должностных лиц быть справедливыми, не стремиться к власти и обогащению, а придерживаться нравственных установок религии. Поэтические наставления Шортанбая и его рассуждения "Предок наш — пророк Адам...", объединенные в сборник, были опубликованы в 1888 году и в дальнейшем неоднократно переиздавались. К концу жизни поэт переехал в нынешний Шетский район Жезказганской области, где и умер.
Суинбай Арон-улы (1922—1895) родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. С конца 50-х годов участвует в многочисленных айтысах и вскоре становится самым популярным поэтом во всем Семиречье. В состязаниях с Кантарбаем и султаном Тезеком он воспевает народных защитников, поднимает социальные проблемы, осуждает неправедные поступки правителей. Поэтический язык его живой и образный. Суинбай воспитал своих наследников, продолживших традиции поэта, среди которых выделился позже Жамбыл (Джамбул).
Современники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа.
7
Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина Окружающие Лепсинский край горы с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края. Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника "Прогон скота", "За n! дровами" казахская степь изображена с большой любовью. Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы - постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства. Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости. Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла. Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы. Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве. Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. Развитие казахской литературы в 20-60-х годах XIX в. было тесно связано с освободительной борьбой против колониальной экспансии России.