Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа
Тема культура Казахстана в первой половине XIX века, несомненно, остаётся акту¬альной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В казах¬ской литературе существует множество вопросов, касающихся культуры, на кото¬рые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мне¬ний, представлений и пр. Это связано, во-первых, с развитием просвещение культу¬ры, как части культуры общественной, а, во-вторых, с огромной
В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события, борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов.
8
Поэма "Батыр Нияз" посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов.
О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма "Бекет батыру Поэма "Айман-Шолпан" также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Котибарулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847 гг. стали героями эпоса "Кенесары-Наурызбай", очень популярного среди народа.
Махамбет Отемисулы. Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Он родился в 1803 г. в кочевом ауле Бокеевского ханства. Предки Махамбета были из рода керей Среднего жуза, его прадед Кулминияз в детском возрасте попал в плен к туркменам и был освобожден батыром Жаубасаром из рода Берш. Махамбет учился в аульной начальной школе, с юношеских лет проявлял склонность к поэзии. Стремясь удержать талантливого акына в своих руках, хан Жангир посылает его со своим сыном на учебу в Оренбург. Но он не стал дворцовым поэтом, в 1829 г. за участие в волнениях казахов был заключен в тюрьму, где просидел два года. После побега из тюрьмы поэт присоединился к Исатаю и стал одним из руководителей восстания казахов Бокеевского ханства против России. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 г. поэт продолжает вооруженную борьбу. Он ведет переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылает письма казахским родоправителям, несколько раз пытается пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. Несмотря нетяжелую болезнь (Махамбет страдал от опухоли тазовой кости), он продолжает активную политическую и литературную деятельность. В 1846 г. по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Русский писатель Е. Ковалевский, путешествовавший по казахской степи, отмечает его ум, красноречие, знание русского языка. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой.
Казахские поэты первой
Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюм-бай (1827-1896). Он родился в Жетысу (Жамбылский район Ал-матинской области). Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа.
Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагынды-кулы (1770-1856), родившийся в Абралинском крае (на границе современной Карагандинской и Семипалатинской областей). Свои песни он сопровождал на кобызе.
9
Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы "Козы Корпеш - Баян Сулу".
В первой половине XIX в. в казахской степи жили и творили поэты Есет, Абыл, Жанкиси, биографии которых нам, к сожалению, малоизвестны. Есет
родился и вырос в конце XVIII в. - первой половине XIX в. в местечке Кызыл Кога, был известным бием и батыром, прославился стихотворениями на лирические и бытовые темы. Абыл (1777-1864) жил и умер в Мангистау. Он был известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Он сохранил и передал следующим поколениям эпическую поэму "Сорок героев Ногайлы".
Освободительная война под
Биография поэта Жанкиси нам неизвестна. Знаем, что родился в конце XVIII в. в Арке, а умер в пределах Кокандского ханства. До нас дошло стихотворение-послание Кокандскому хану, где Жанкиси жалуется на сборщиков налогов.
Музыка. В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткереи Шигайулы. Сын известного султана Шигая (опекун хана Жангира) Даулеткереи родился в богатом ауле Бокеевской орды. Его творчество носит главным образом лирический характер. Высокой художественной вы- разительностью отличаются кюи "Жигер", "Коныр ем шек".
Автором более 30 инструментальных произведений был другой выдающийся композитор - Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он родился в местности Жидели в Бокеевском ханстве, в семье бедного скотовода. Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения, как "Кебш шашкан", "Бал-бырауын", "Сарыарка", "Юсен ашкан".
Таким образом, культура казахского народа первой половины Х1Хв. преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культуры.
В целом в 20-60-е годы XIX в. во всех сферах жизни казахов происходят значительные изменения, связанные с активизацией колониальной политики
10
России, разрушаются традиционные отрасли хозяйства, социальная структура, что привело к общему кризису казахского общества.
В казахской литературе 30-50-х гг. XIX века проявилось два идейных течения: акыны, певцы-импровизаторы, выражающие интересы широких масс трудящихся, и акыны, прославляющие крупных феодалов, султанов, т.е. придворные певцы.
Среди
акынов были выдающиеся
Видное место в казахской народной поэзии занимает акын Шернияз Жа-рылгасулы (1817 - 1881). Он родился и вырос в бедняцкой семье, в Уральской волости. Акын воспевал в народе героические подвиги Исатая и Махамбета.
Суюмбай Аронулы (1815 — 1898) родился и вырос в Семиречье (Алма-тинская область, Жамбылский район). Он принадлежит к числу крупнейших и ярких представителей импровизаторского творчества демократического направления. Широкую известность ему принесли поэтический талант и исполнительское мастерство.В сочинениях Суюмбая глубоко отразились история и традиции, быт и нравы казахов, они пронизаны пафосом борьбы за справедливость, верой в будущее своего народа. В эпических произведениях поэт воспевал героическую борьбу казахов против иноземных завоевателей, создал яркие образы защитников Отчизны. В стихах он вскрывал социальные противоречия, клеймил уродливые явления феодального общества.
Суюмбай был знаменит искуссными айтысами, отличающимися своим эмоциональным накалом, социальной остротой, выразительностью языка. Великий Жамбыл, видные акыны, Умбетали и другие считали себя учениками Суюмбая, развивали лучшие традиции его школы, черпая вдохновение в его богатом наследии.
В 30-50-х годах XIX в. получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Акыны-певцы в своих песнях отражали историческую действительность, свободолюбивые устремления народа. Их песни выражают борьбу народа против колониального гнета, «Айман-Шолпан» является реалистической поэмой, связанной с некоторыми историческими событиями 50-х годов. Сюжет поэмы таков: благодаря острому уму и находчивости Айман освобождает из плена свою сестру Шолпан, а потом спасается сама и добивается примирения двух враждующих родов. Эта поэма является не только произведением устного творчества, она включает в себя уже отдельные элементы письменной литературы.
Органической частью духовной культуры, входившей в быт, общественную жизнь и трудовую деятельность казахского народа, являлась музыка, совершенствовались многие музыкальные инструменты, такие как шертер,
11
жетиген, котле, шанкобыз и другие. Они позволяли извлекать только небольшое количество звуков однообразного тембра, поэтому многие из них перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли.
Заметный след в музыкальной культуре оставило антифеодальное и антиколониальное восстание 1836 - 1837 гг., руководимое Исатаем Тайманулы и его ближайшим соратником и певцом Махамбетом Утемисулы. Одно из своих первых сочинений - кюй «Кишкентай» («Малый») посвятил этому восстанию Кур-мангазы Сагырбайулы (1806-1879). Являясь сам участником восстания, он воплотил в нем порывы народа к освобождению от феодально-байского гнета и пут колониализма.
12
Глава II.Материальная культура казахов XIX
2.1 Хозяйство казахов
Скотоводство.19 веке казахи разводили одногорбых верблюдов « Нар туйе » но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние-кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Куздеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.
Для обеспечения скота водой выкаповались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпались при помощи кожаной бадьикауги. Глубокие колодцы были распространенны в засушливых районах и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков, На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы.
Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота- кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.
Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия-засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скота не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, поподая в соленые озера «сор», не замерзающие даже в сильные морозы.
В особо трудные зимы казахи использовали «курек ашу» - способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.
Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался «наурыздама» . Остановка на весенних пастбищах- трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов.
13
В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау . На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.
Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.
К началу 19 в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана, играя все же в хозяйстве казахов второстепенную, вспомогательную роль.
Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры- пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д.Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовались несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана, были так называемые «местные» сорта -"ак бидай" - белая пшеница, "кызыл бидай" - красная пшеница (последняя отличалась длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, длинным и тонким зерном). Известны были также сорта "кара сулы" - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм ло-4 шадям), "лизелик" - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в J горных районах и на севере Казахстана, "тиепп бидай" - сорт с трудно обмола-0 чиваемым колосом, "лючин бидай" - пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку. "Кызыл бидай" была как озимой, так и яровой, "ак бидай" - только яровой.