Культура Казахстана в начале 19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Тема культура Казахстана в первой половине XIX века, несомненно, остаётся акту¬альной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В казах¬ской литературе существует множество вопросов, касающихся культуры, на кото¬рые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мне¬ний, представлений и пр. Это связано, во-первых, с развитием просвещение культу¬ры, как части культуры общественной, а, во-вторых, с огромной

Файлы: 1 файл

курсовая итог.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Просо (тары) обладало в суровых климатических  условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались "ак тары" - белое просо, "кызыл тары" -  красное просо и "шокай" - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме " того, были известны торгайские сорта проса - "ак бикеш", "коныр шолак", "конак". Самое скороспелое из них - "конак," вызревало за 40 дней, " бикеш" -за 60, "коныр шолак" - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.

   Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - "сулы" и ячмень -"арпа". Выращивали также рожь - "кара бидай", рис - "шалы" и бахчевые культуры - арбузы и дыни.

 

2.2 Казахские  жилища

  Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш уй", "жер уй

 

 

 

14 

"каратам","шошала". Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянная решетка), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык;". Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв. м. Двенадцати-, пятнадцати-, во-семнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.

 Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок - "саганак,", изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок

мелкой квадратной сеткой - "тор коз" и тонких планок крупной сеткой - "желкоз". Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема.   Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника - шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.

 По своему назначению юрты делились натри основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.

Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - "отау".Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков.

Наиболее простым  переносным жилищем был шатер - "курке", составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в

походах юрты "жолама уй", состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные

 подвижные жилища на колесах - "куйме". Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты - "ошак" служил местом приготовления пищи и  обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - "тор" для

гостей и  заслуженных людей. Пространство у  двери называлось "босага".

Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя.

Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской. В Верном    и    северо-восточном    регионах    Казахстана    были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли "жер уй", "кирпиш уй".

Площадь дома зависела от материального состояния  хозяина и состава семьи.

Однокамерные  дома назывались "шошала" или "тошала".

 

15 

   Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены

к полукочевому образу жизни  казахов.

   Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и

кожаных предметов,  изделий из  войлока,  циновок  и  ковров.  Широко

распространены были войлочные  ковры - "текемет", войлочные ковры с аппликациями - "сырмак", менее - тканые ковры - "кишим". Существовало два

вида ковров - безворсовые - "такыр кишем" и ворсовые - "тукткшем". Богатые

войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались "туе кигз".

   Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - "аяк кап", войлочных коробках - "шабадан", ковровых сумках - "коржын", состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - "сандык". Деревянные предметы - подставки -"жук   аяк,",   коробы   для   продуктов   - "кебеже",   вешалки   украшались художественной резьбой.

 

2.3 Одежда, украшения и  оружие

   Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились

древние    традиции,    связанные    с    этническими,    экономическими    и

климатическими  условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и

шелковых  тканей, войлока и мехов. Особой ценностью  у казахов пользовались

шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из

шкур шились шубы - "тон". Шубы из меха пушных зверей и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - "барша тон". Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - "жаргак, тон". Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались "кылкд жаргак".

   Штаны шились из замши,  сукна,  армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVI1 вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока - "каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен" - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

   Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и

распашного  халата, женской - из туникообразного  платья -"койлек"  и безрукавки   -"жешыз   камзол".   Для   изготовления   женской   одежды использовались хлопчатобумажные, шелковые ткани и бархат.

     Мужские  и  женские  головные  уборы  отличались  многообразием.

Наиболее старинный  и традиционный мужской головной убор - "калпак" из

тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока  назывались "ак калпак",

шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - "айыр калпак". Весной и

осенью казахи носили шапки - "берш", круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом.

 

 

 

 

16

 

  Зимние шапки украшались подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мех берж", вышитые золотом - "алтын берш", украшенные кораллами - "калмаржан 6epiK". Летние легкие шапочки из бархата или парчи - "такия" украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

   Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - "сэукеле" - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками.С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - "кимешек".

   Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались "шошкайма ет", мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - "6ip така", а также ичиги - "мес" из козлиной юфти и галоши -"кебис" из более плотной кожи. Зимой носили "саптама етж", бедняки - "шокай"и "шарке".

   Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - "кебю". Богатые женщины носили орнаментированные сапоги "кестел етш", туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - "кек сауыр", украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной  деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата,шерсти и шелка - "беляш". Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались "кеке". У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - "кур".

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались  из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками. Широко использовались накосные украшения - "шашбау" в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески "шолпы".

Перстни были литые и чеканные, венчики  Овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные  "омырауша", "ешер жиек", "бой томар", застежки к поясам - "шгек", фигурные бляхи к саукеле - "шылтыр", массивные шаровидные пуговицы - "торсылдак туйме", булавки - "туйреуш".

 При изготовлении женских украшений применялась различная техника -литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

 

17

 

    Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш", палаши - "селебе", мечи - "семсер". Широко  использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар", длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "байда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - "наЙза" имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - "айбалта".

   Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - "сауыт", стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

 

2.4 Пища, посуда  и домашняя утварь

   Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.

   Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов.

Молочная  пища была разнообразной. Из кобыльего  молока изготовлялся кумыс- "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.

  Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран".Смесь айрана с водой называлась "шалап". Из молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - "карын".

   Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем v бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: "Сары ipiмiшiK", «ак. ipiMiшiK» и др. Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже - пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено '"тары", шедшее на приготовление пшенной похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также праздничное блюдо "жент". Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку "бидай кеже", талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек "таба нан", лапши - "кеспе", обжаренного в сале теста - "бауырсак". Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - "палау" и кашу "ботка".

   Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный "- жир верхней части шеи - "жал", мясо и жир области крупа - "жая". Из прямой кишки изготовляли "карта", из реберного мяса с подпозвоночным жиром -«казы». Баранина употреблялась в основном в летнее время.

 

 

 

18

 Вареное мясо "ет" -основное блюдо казахов - подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - "сорпа" употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелким кусками на медленном огне, назывались "куырдак".

Информация о работе Культура Казахстана в начале 19 в