Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа
Тема культура Казахстана в первой половине XIX века, несомненно, остаётся акту¬альной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В казах¬ской литературе существует множество вопросов, касающихся культуры, на кото¬рые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мне¬ний, представлений и пр. Это связано, во-первых, с развитием просвещение культу¬ры, как части культуры общественной, а, во-вторых, с огромной
Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств. Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались "ак тары" - белое просо, "кызыл тары" - красное просо и "шокай" - наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме " того, были известны торгайские сорта проса - "ак бикеш", "коныр шолак", "конак". Самое скороспелое из них - "конак," вызревало за 40 дней, " бикеш" -за 60, "коныр шолак" - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.
Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - "сулы" и ячмень -"арпа". Выращивали также рожь - "кара бидай", рис - "шалы" и бахчевые культуры - арбузы и дыни.
2.2 Казахские жилища
Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: "агаш уй", "жер уй
14
"каратам","шошала". Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянная решетка), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык;". Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв. м. Двенадцати-, пятнадцати-, во-семнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок - "саганак,", изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок
мелкой квадратной сеткой - "тор коз" и тонких планок крупной сеткой - "желкоз". Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника - шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились натри основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.
Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - "отау".Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков.
Наиболее простым переносным жилищем был шатер - "курке", составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в
походах юрты "жолама уй", состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные
подвижные жилища на колесах - "куйме". Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Центр юрты - "ошак" служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - "тор" для
гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось "босага".
Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя.
Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской. В Верном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли "жер уй", "кирпиш уй".
Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи.
Однокамерные дома назывались "шошала" или "тошала".
15
Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены
к полукочевому образу жизни казахов.
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и
кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко
распространены были войлочные ковры - "текемет", войлочные ковры с аппликациями - "сырмак", менее - тканые ковры - "кишим". Существовало два
вида ковров - безворсовые - "такыр кишем" и ворсовые - "тукткшем". Богатые
войлочные настенные ковры,
орнаментированные
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - "аяк кап", войлочных коробках - "шабадан", ковровых сумках - "коржын", состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - "сандык". Деревянные предметы - подставки -"жук аяк,", коробы для продуктов - "кебеже", вешалки украшались художественной резьбой.
2.3 Одежда, украшения и оружие
Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились
древние традиции, связанные с этническими, экономическими и
климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и
шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались
шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из
шкур шились шубы - "тон". Шубы из меха пушных зверей и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - "барша тон". Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - "жаргак, тон". Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались "кылкд жаргак".
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVI1 вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока - "каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен" - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и
распашного халата, женской - из туникообразного платья -"койлек" и безрукавки -"жешыз камзол". Для изготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием.
Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - "калпак" из
тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались "ак калпак",
шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - "айыр калпак". Весной и
осенью казахи носили шапки - "берш", круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом.
16
Зимние шапки украшались подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мех берж", вышитые золотом - "алтын берш", украшенные кораллами - "калмаржан 6epiK". Летние легкие шапочки из бархата или парчи - "такия" украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - "сэукеле" - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками.С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - "кимешек".
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались "шошкайма ет", мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - "6ip така", а также ичиги - "мес" из козлиной юфти и галоши -"кебис" из более плотной кожи. Зимой носили "саптама етж", бедняки - "шокай"и "шарке".
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - "кебю". Богатые женщины носили орнаментированные сапоги "кестел етш", туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - "кек сауыр", украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата,шерсти и шелка - "беляш". Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались "кеке". У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - "кур".
Ювелирные
украшения. Женские украшения
Перстни были литые и чеканные, венчики Овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные "омырауша", "ешер жиек", "бой томар", застежки к поясам - "шгек", фигурные бляхи к саукеле - "шылтыр", массивные шаровидные пуговицы - "торсылдак туйме", булавки - "туйреуш".
При изготовлении женских украшений применялась различная техника -литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
17
Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш", палаши - "селебе", мечи - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар", длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "байда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - "наЙза" имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - "айбалта".
Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - "сауыт", стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.
2.4 Пища, посуда и домашняя утварь
Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов.
Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс- "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран".Смесь айрана с водой называлась "шалап". Из молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - "карын".
Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем v бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: "Сары ipiмiшiK", «ак. ipiMiшiK» и др. Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже - пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено '"тары", шедшее на приготовление пшенной похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также праздничное блюдо "жент". Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку "бидай кеже", талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек "таба нан", лапши - "кеспе", обжаренного в сале теста - "бауырсак". Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - "палау" и кашу "ботка".
Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный "- жир верхней части шеи - "жал", мясо и жир области крупа - "жая". Из прямой кишки изготовляли "карта", из реберного мяса с подпозвоночным жиром -«казы». Баранина употреблялась в основном в летнее время.
18
Вареное мясо "ет" -основное блюдо казахов - подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - "сорпа" употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелким кусками на медленном огне, назывались "куырдак".