Культура Казахстана в начале 19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Тема культура Казахстана в первой половине XIX века, несомненно, остаётся акту¬альной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В казах¬ской литературе существует множество вопросов, касающихся культуры, на кото¬рые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мне¬ний, представлений и пр. Это связано, во-первых, с развитием просвещение культу¬ры, как части культуры общественной, а, во-вторых, с огромной

Файлы: 1 файл

курсовая итог.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Добыча соли производилась на степных соленых озерах. В середине XIX в. казахи восточной части Младшего жуза продавали в среднем ежегодно более 2 тыс. пудов соли.

В связи  с тем, что на местных рынках вырос  спрос на пушнину, казахи в большей  мере, чем в предшествующее время, занимались охотой на лисиц, корсаков, зайцев. В 1828 г. например, только в Бокеевском ханстве продано до 10 тысяч сайгачьих шкур и 10 тысяч заячьих шкурок.

Русская колониальная администрация не была заинтересована в развитии казахского землепашества, поэтому в Положении 1844 г. указывалось, что казахов надо оставлять предпочтительно в кочевом состоянии и препятствовать их занятию земледелием. С запрещением пользоваться землями вдоль Жаика, Ертиса, Тобыла, Есиля казахские земледельцы не могли орошать свои пашни водой этих рек.

Зачастую казахские пашни отдавались переселенцам. Так, в 40-х годах пашни казахов, живших в низовьях Сырдарьи, были переданы казачьим переселенцам. Последние, не имея опыта поливного земледелия, портили ирригационные системы, собирали с полей один-два урожая, а затем отбирали у казахов новые земли. Так, проникновение русских властей вело к разрушению традиционного казахского земледелия. Это позволяло превратить Казахстан в рынок сбыта российского зерна и источник получения дешевого мяса.

Налоги и  денежное обращение. В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать по 1 рублю 50 копеек серебром в год с каждой кибитки, От уплаты подати освобождались должностные лица - старшины, султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы. Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка, не имеющего скота. Кроме того, сущест-

 

 

 

24 

вовали  многочисленные сборы, повинности, штрафы и т.п.

Введение  новой системы налогов и повинностей  в казахской степи привело к возрастанию роли денежного обращения. Налоги вносились в казну деньгами. Рост спроса на скот и продукты скотоводства приводили к тому, что казахское скотоводческое хозяйство, прежде всего байское, постепенно начинало приспосабливаться к требованиям рынка. Не только скотоводство, но и другие отрасли хозяйства приобретали товарный характер. Возросла роль Казахстана также как рынка сбыта русского хлеба и промышленных товаров. В 1851 г. был разрешен беспошлинный ввоз хлеба в казахскую степь. Из Казахстана вывозились в основном продукты животноводства. Торговля между Россией и Казахстаном особенно возросла в годы континентальной блокады и во время Отечественной войны. Царское правительство покровительствовало русским купцам и предпринимателям в развитии торговли с Казахстаном. В Оренбурге, Троицке, Уральске и др. городах увеличивались размеры обмена. Одновременно развивалась торговля на форпостах и казачьих станица). В первой половине XIX в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3-3,5 млн. рублей. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки, В 1832 г. была открыта ярмарка в Бокеевском ханстве, оборот которой составил более 2 млн. рублей. Открылись также Новоузенская, Чернояр-ская, Семипалатинская, Коя иди некая и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары, которые затем продавали одноаулыдам.

После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалась в Казахстане и находилась во внутреннем обращении.

Итак, в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно-денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений. Быстрое освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для организации банков и кредитных учреждений. Отделения государственных банков возникли в хозяйственных и культурных центрах - в Уральске (1876), Петропавловске (1881), Семипалатинске (1887), Омске (1895), позже в Верном (1912). Открывались и другие банки и их отделения. Из 57 сибирских отделений 7 открылись в Казахстане. По числу филиалов значительное место в хозяйственной жизни края занял «Русский торгово-промышленный банк», его отделения были организованы в городах Казахстана в начале XX века.

Капиталистические отношения, воздействуя на казахский  аул, поселения русских и украинских крестьян с каждым годом оказывали  все возрастающее влияние на объем, содержание и виды торговли. Влияние российского торгового капитала на жизнь отдаленных казахских аулов расширили хозяйственные связи и товарообмен между центральными районами империи и колониальным

 

 

 

 

25 

краем. Была заметна  торговля скотом, превращение его  в товар. Но торговля не была связана только со скотом. Во второй половине XX века в большом количестве доставлялись изделия текстильного производства центральных промышленных районов.

Особое  место в развитии казахско-русских  торговых связей заняли ярмарки. Конечно, дорог для доставки товаров явно не хватало. Все же, в казахской степи, где городские центры только стали развиваться, роль ярмарок в развитии торговли стала велика. Первая ярмарка, открытая еще в 1832 году, превратилась в крупный торгово-промышленный центр Западного Казахстана. С середины XIX число ярмарок быстро возрастает. В 80-х годах только в Восточном Казахстане действовало свыше 70 крупных и мелких ярмарок.

Состояние народного образования. С развитием  капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. В новых условиях царизм не был заинтересован в развитии просвещения угнетавшихся им народов. В инструкциях, изданных Министерством просвещения, указывалось, что "народное образование на окраинах русской державы есть своего рода миссионерство, миссионерство есть своего рода духовная война..." Ильминский в 1885 г. писал: "Для нас вот что подходящее было бы, чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника". Не менее показателен и другой документ, письмо одного высокопоставленного чиновника Оренбургскому военному губернатору графу Сухателину: "Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов (казахов), просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы никогда не сеяли хлеб и не знали не только науки, но и даже ремесла". Организацию народного образования в Казахстане возглавили русские миссионеры, такие как Н. Ильминский, А. Алекторов и другие. Н. Ильминский разработал свою систему просвещения нерусских народов России. Конечной целью образования он считал: "Обрусение инородцев и совершенное их слияние с русским народом по вере и языку". Для этой цели он предлагал открывать для казахских детей повсеместно элементарные школы на родном языке. В таких школах должен был усиленно изучаться русский язык. По Ильминскому, учителями должны быть подготовленные люди из числа казахов. Он придерживался принципа обучения русскому языку путем сравнения казахского с русским, предлагал заменить арабский алфавит русским для того, чтобы ученик казахской школы имел возможность без труда читать русские книги, но не мог читать религиозную литературу. Именно выпускники таких школ составляли ядро молодой казахской интеллигенции. Основная часть их впоследствии открыто выступила против внедрения миссионерской системы.

 

 

 

26 

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

              Колледж Карагандинского государственного университета

имени академика Е.А. Букетова

 

 

 

 

Специальность: 0512000 – «Переводческое дело»

 

 

Дисциплина: «История Казахстана»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Культура Казахстана в ХIХ в.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): учащаяся

группы ПД-20 Примак К.Ю.

    

                                                                     Провераил(а): научный руководитель

Алиева Г.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2010

 

Список  использованной литературы:

  1. Кусаинова М.А. Учебно-методическое пособие. Алматы, 2005 г.
  2. Кузембаев А.Е. Эбш - История РК. - Астана 2000 г.
  3. Г.Кан.н- История Казахстана; учебное пособие, Алматы 2002 г.
  4. К. Рыспаев v История Казахстана, Алматы;2002 г.
  5. Ж.О. Артыкбаев. История Казахстана. Астана, 2006 г.
  6. Козыбаев М.К. История и современность. Алматы ,1991 г.
  7. Б.Аяганов Государство Казахстана, Алматьг,1993 г.
  8. Гуревич П.С. Культурология, Москва,2007 г.
  9. Аграновская Е.В. Культура правовая, Москва ,1988 г.
  10. Лазарев В.В. Теория государства и культура Москва ,1996 г.
  11.   Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. Пособие Алматы, 2000г.
  12. Тынышпаев М. История казахского народа. Алма-Ата,1 993г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

Cодержание

 

 

Введение……………...………………………………………………………..…….3

 

Глава I. Казахская литература

 

1.1 Живопись и прикладное искусство…………………………………………….5

 

1.2Жизнь и поэзия Махамбета Утемисова…………………………………...……5

 

1.3Творчество  поэтов первой половины XIX века……………………....…….….6

.

Глава II.Материальная культура казахов XIX

 

2.1 Хозяйство  казахов..............................................................................................13

 

2.2 Казахские жилищ……………………………………….…..…….….....……..14

.

2.4 Пища, посуда  и домашняя утварь………………………………………..…...18

 

Глава III. Духовная культура казахов XIX века

 

3.1 Обычаи, обряды  и празднества………….………………………………….20

 

3.2 Экономическая культура Казахстана………………………………….……24

 

Заключение…………………………………...…………………………………….26

 

 

Список использованной литературы…………………………………………… 

Заключение

Разрушение  традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение  новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышленно-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Наиболее просвещенные представители народа добровольно  взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Шернияз Жарылгас-улы (1807-1867) участвовал в восстании 1836-1838 годов во Внутренней Орде. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации. Известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету.

Шоже  Каржаубай-улы (1808-1895) с детства лишен зрения, играл на кобызе. В поэтических состязаниях - айтысах - Шоже не знал поражений. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» был записан от Шоже.

Дулат Бабатай-улы (1802-1871) был одним из самых образованных людей своего времени. Подверг суровой критике существующие порядки, говорил о бесправии народа, ухудшении нравов общества. Таковы его толгау-раздумья «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак молодой». Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. Его стихотворный сборник «Осиет-нама» в 1880 году был опубликован в Казани и вскоре запрещен царской цензурой.

Шортанбай Канай-улы (1818-1881) говорит об общественном неравенстве, угнетении народа, осуждает колониальные порядки. Поэт призывает не стремиться к власти и обогащению, а придерживаться нравственных установок религии. Поэтические наставления Шортанбая и его рассуждения «Предок наш – пророк Адам», объединенные в сборник, были опубликованы в 1888 году и в дальнейшем неоднократно переиздавались.

Суинбай Арон-улы (1822-1895) родился на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. Участвовал в айтысах и стал самым популярным поэтом в Семиречье. Суинбай воспитал своих наследников, среди которых выделился Жамбыл (Джамбул).

  Среди музыкальных инструментов  наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнаи. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице как анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Кюй - инструментальное сочинение традиционной формы. Жыр, толгау, терме - поэтико-музыкальное произведение.

Хан Младшего жуза Жанторе (убит политическими противниками в 1809 году) создал выдающийся кюй «Шалкыма». Из произведений Богды (1765-1845) наиболее распространен кюй «Боз тобе». В 3ападном Казахстане кюйши Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан подготовили почву для появления гениев Курмангазы и Даулеткерея.

                                                        

27

В северо-западном Казахстане были широко известны кюйши Тореш,

Орынбай, Усен. На северо-востоке, в Сарыарке, распространяли свое искусство домбристы Куандык, Али. Эта традиция дала казахской музыке Таттимбета. В Семиречье были известны Есим и Сарша, а на юге Казахстана – Шолак и Альзак. Из песенников выделялся Сегиз-сери Бахрам-улы (1818-1854). От эпохи хана Арынгазы (1816-1821) до нас дошел торжественно приподнятый кюй «Арынгазы».

Получили  развитие ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости  и рога. Основным жилищем оставалась войлочная юрта (кииз уй), деревянный остов которой состоял, из шанырака (вершины купола), уыков (купольных жердей) и кереге (раздвижной решетчатой основы) из нескольких отдельных решеток - канатов. В первую половину XIX века еще ставили огромные двенадцати-, пятнадцати- и восемнадцатиканатныe юрты. У казахов меньшего достатка юрты были малые, их в разобранном виде можно было перевезти на одном верблюде. Уникальной была юрта, сделанная по заказу хана Жангира и преподнесенная им Николаю I во время его коронации. Над ней мастера работали около двух лет. Юрты Чингиза Уалихан-улы и Арынгазы Ханкожа-улы показаны на выставке при Московском университете в 1867 году.

 Таким образом,  в XIX-начале XX вв. в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей. В рамках этой курсовой работы мы рассмотрели основные направления культуры того времени, выявили основных  деятелей и исследователей, которые вложили огромный вклад в развитие культуры.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Культура Казахстана в начале 19 в