Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………..3
1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5
2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12
3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

история мировой культуры.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………..3

1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5

2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12

3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19

Список использованных источников………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Первобытнообщинная   формация была самой длительной в  истории человечества. Ее нижняя грань  по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

  Широко распространена  археологическая периодизация, основанная  на различиях в материале и  технике изготовления орудий  труда; это деление истории  человечества на три века—каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век, или неолит Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху—мезолит. В палеолите различают ранний (нижний, древний) палеолит (приблизительно 2000—40 тысяч лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40—12 тысяч лет назад). Иногда выделяют в особый период средний палеолит (100—40 тысяч лет назад). Мезолит датируется приблизительно 12 - 5 тысячелетиями до н. э. Неравномерность развития культуры на разных территориях, наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется 5—3 тысячелетиями до н. э. конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом, или халколитом .

  Археологические эпохи  могут быть синхронизированы  с геологическими периодами истории  Земли. Времени существования  человека приблизительно соответствует  четвертичный период. Его делят  на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоцен, и 2) послеледниковую - голоцен. В археологической периодизации плейстоцен соответствует эпохам палеолита и в значительной части, а может быть и полностью - мезолита . Неолит относиться уже к послеледниковой эпохе - голоцену.

 Истории  человечества  известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая... Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество .

  Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа  принудительной власти.  Оно было доклассовым,  догосударственным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерные черты первобытной культуры

Ранние стадии развития человеческого  общества историки делят на век каменный (2,5 млн. – 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III–II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. – 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10–6 тыс. лет до н.э.), неолит (6–4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III – нач. II тысячелетия до н.э.). В  палеолите выделяют два основных периода – нижний палеолит (2,5 млн. – 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской  эпохой (примерно 90– 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40–10 тыс. лет  до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита  следуют периоды: ориньяка (30–19 тыс. лет до н.э.), солютре(19–15 тыс. лет  до н.э.), мадлен (15–10 тыс. лет до н.э.).

Уже в эпоху нижнего  палеолита возникала орудийная  и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300–40 тыс. лет  до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной  деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид  к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность  на добываемые продукты потребления  и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с  полным подчинением индивида роду и  жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк  Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной  речи и вторая сигнальная система  формировались в процессе регулирования  социальных отношений на принципах  первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися  из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических  условиях («не потребляй сам –  отдай матери, детенышу»).

В период верхнего палеолита  появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма  общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений  художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homo sapiens («человек разумный»). Шло интенсивное  становление изобразительного искусства  – скульптуры, рельефа, графики, живописи.

В эпоху мезолита человек  приручил собаку, изобрел лук и  стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

В эпоху неолита первобытное  общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству  производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались  прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.

Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие  ее особенности. Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы  потребностей первобытного человека и  его деятельности. Сами потребности  были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались  между собой.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные  формы их репрезентации. В то же время  в ней на первый план выдвигались  магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами  компоненты, поскольку считалось, что  именно от них в первую очередь  зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло  по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом  к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали  моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм).О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках  земли. У них в сфере духовной деятельности (до конца не разъединенной  с материальным бытием) до сих пор  культивируются древние верования, магия, формы дологического мышления и мифы. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных  и архаических племен относятся  фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди  древнейших священных поклонений следует  выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные  культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового  мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание  и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились  на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в  Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что  уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для  занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников».

Определим фундаментальные  формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие  первобытную культуру.

Фетишизм (от порт, feitico – талисман) – вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже – растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.

Примером такого эзотерического протосимвола может служить чуринга  австралийских аборигенов. Чуринга  – священный предмет у австралийских  племен, наделенный, по их представлениям, сверхъестественными свойствами и  якобы обеспечивающий благополучие группы или отдельного человека. В  книге «Ранние формы искусства» читаем: «Чуринги глубоко почитались австралийцами, с ними ассоциировались  души предков и живых членов племени, чуринги были как бы двойниками, вторым телом, на них изображались посредством  спиралей, концентрических окружностей  и других абстрактных символов деяния мифических героев и тотемических предков, они хранились в тайниках и  показывались лишь юношам, достигшим  зрелости и прошедшим обряды посвящения, а их утрата рассматривалась как  величайшее несчастье для племени. Чуринга – это, по существу, сакральное изображение конкретного человека, изображение не его внешности, а  его тотемической сущности. Иного  австралийское общество, с его  магическим мышлением, еще не знало. Если потереть чурингу жиром или  охрой, она превратится в тотемическое животное – другую ипостась человека».

В древний и средневековый  периоды в Беларуси культовыми считались  священные камни, символизировавшие  власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.

Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже – растений, в исключительных случаях – неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее – предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение – влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Проиллюстрируем это на материале  мистического опыта австралийских  племен, включенного в книгу «Ранние  формы искусства». «Тотемические  мифы аранда и лоритья строятся почти  все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину – на север (реже –  на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча  с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие  герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто  выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте  смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.

Иногда идет речь о вождях, ведущих за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации  – посвящения в полноправные члены  племени. Группа по пути производит культовые  церемонии с целью размножения  своего тотема. Бывает и так, что  странствие имеет характер бегства  и преследования. Например, большой  серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью  ножей убивает животное, но оно  воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.

Анимизм (от лат. anima – душа) – это вера в существование у человека его «двойника» – души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов. Согласно Древнему славянскому поверью, солнце – это живое, разумно Действующее существо.

Магия (от греч. mageia – колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.

О некоторых колдовских приемах  первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение  пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в  сердце гарпуном и т.п. Здесь перед  нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение  зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно  поможет ему в охоте на реального  прототипа. Вторая разновидность первобытной  магии – это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.

Информация о работе Культура первобытного общества