Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Введение ………………………………………………………………………………………………..3
1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5
2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12
3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………………………..24
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5
2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12
3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19
Список использованных источников……………………………………………………
Введение
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Широко распространена
археологическая периодизация, основанная
на различиях в материале и
технике изготовления орудий
труда; это деление истории
человечества на три века—
Археологические эпохи
могут быть синхронизированы
с геологическими периодами
1. Характерные черты первобытной культуры
Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. – 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III–II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).
Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. – 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10–6 тыс. лет до н.э.), неолит (6–4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III – нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода – нижний палеолит (2,5 млн. – 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90– 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40–10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30–19 тыс. лет до н.э.), солютре(19–15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15–10 тыс. лет до н.э.).
Уже в эпоху нижнего
палеолита возникала орудийная
и сигнальная деятельность высших млекопитающих
(гоминид). В период 300–40 тыс. лет
до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной
деятельности («инстинктивного труда»
по терминологии К. Маркса) гоминид
к сознательному труду
В период верхнего палеолита
появилась членораздельная речь
как специфически человеческая форма
общения. Членораздельная речь взвивалась
и дифференцировалась в единстве
с формами мышления и искусства.
Выделились ряды слов, знаковых обозначений
художественных символов для вычленения
и типологизации явлений
В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.
В эпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.
Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой.
Первобытная культура ориентировалась,
прежде всего, на материально-вещественные,
утилитарные ценности и конкретно-чувственные
формы их репрезентации. В то же время
в ней на первый план выдвигались
магически значимые, фетишизированные
и маркированные тотемными
Культовые системы сложились
на почве магии в эпоху неолита.
М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные
общины с их весьма сложными религиозными
обрядами. Раскопки на юге Турции, в
Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что
уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды,
связанные с культом священного
быка (тура), и его рогами украшались
места капищ. В разных частях Европы
люди поклонялись различным
Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.
Фетишизм (от порт, feitico – талисман) – вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже – растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.
Примером такого эзотерического
протосимвола может служить чуринга
австралийских аборигенов. Чуринга
– священный предмет у
В древний и средневековый периоды в Беларуси культовыми считались священные камни, символизировавшие власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.
Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже – растений, в исключительных случаях – неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее – предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение – влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.
Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.
Проиллюстрируем это на материале мистического опыта австралийских племен, включенного в книгу «Ранние формы искусства». «Тотемические мифы аранда и лоритья строятся почти все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину – на север (реже – на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.
Иногда идет речь о вождях, ведущих за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации – посвящения в полноправные члены племени. Группа по пути производит культовые церемонии с целью размножения своего тотема. Бывает и так, что странствие имеет характер бегства и преследования. Например, большой серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью ножей убивает животное, но оно воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.
Анимизм (от лат. anima – душа) – это вера в существование у человека его «двойника» – души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов. Согласно Древнему славянскому поверью, солнце – это живое, разумно Действующее существо.
Магия (от греч. mageia – колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.
О некоторых колдовских приемах
первобытных людей рассказывают
их произведения искусства: изображение
пронзенной копьями фигуры медведя,
рисунок быка с вонзившимся в
сердце гарпуном и т.п. Здесь перед
нами так называемая гомеопатическая,
или имитативная, магия, основанная
на законе подобия. «Убивая» изображение
зверя, первобытный охотник искренне
надеялся на то, что это обязательно
поможет ему в охоте на реального
прототипа. Вторая разновидность первобытной
магии – это магия