Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.
Введение ………………………………………………………………………………………………..3
1. Характерные черты первобытной культуры……………………………………………5
2. Эволюция искусства в каменном веке…………………………………………………..12
3. Культура и искусство в века бронзы и железа………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………………………..24
Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью поразить врагов оккультными силами).
Вызывает улыбку пример магического действия, приведенный Дж. Фрэзером: «Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской жизни, прикладывают медную монету к глазам покойника, омывают ее вином или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали».
Рудименты и реликты магии, магическоподобные квазитеории и квазипрактики (оккультизм, парапсихология, спиритуализм, гесмеризм, телепатия, телекинез, личный магнетизм и пр.) существуют в цивилизационных сообществах и поныне. Поэтому до сих пор сохраняет значение деление Дж. Фрэзером магии на теоретическую (магия как псевдонаука) и практическую (магия как псевдоискусство). Последняя, в свою очередь, делится на «белую» (позитивную) магию и «черную» (негативную), включающую разные наборы табу и методы колдовства. Неомагия как паранаука в чем-то стимулировала развитие собственно науки (астрология–астрономия, алхимия–химия, оккультная математика–рациональная математика), но в отличие от последней не обнаружила способностей проверять свои допущения в чистых экспериментах.
Следует сказать об отношениях магии и собственно религии, порой некорректно отождествляемых. Магия – прарелигия.
По представлению Дж. Фрэзера, первобытная магия в отличие от зрелой религии основана на принуждении сверхъестественных сил к потребному действию, а не на преклонении перед ними. Он пишет: «Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет».
Надо сказать, что ранние
формы религии в древних
Действительно, с психологической
точки зрения, боги есть не что иное,
как архетипы – всеобщие представления,
первообразы (К.-Г. Юнг). Боги – олицетворения
универсальных переживаний
Я не отдам своей ужасной казни
За счастье быть у Зевса на посылках.
Уж лучше быть рабом моей скалы,
Чем Зевсовым слугой любезноверным...
Согласно художественно модифицированному мифу, Зевс примиряется с Прометеем и через него – с европейским человечеством, которое двигается в неизведанном направлении не по воле демиурга, а по собственному разумению (и, добавим, неразумению).
Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии. Так, Старый и Новый Заветы насыщены космическими и прочими мифами и чудесами. Это характерно и для белорусской редакции христианства, в которой с помощью народного религиозного опыта и фольклора широко открываются двери для языческой мифологии.
В традиционной фольклорно-мифологической
форме сознания современного человека
сохраняются в модифицированном
виде остатки постпервобытного паралогического
воззрения на мир, в котором помимо
зримых, наблюдаемых явлений
Миф – это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф – первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф – иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.
Согласно мнению специалистов,
магия и миф вырастают из синкретизма
первобытного мыследействия, отдельные
проявления которого можно наблюдать
в детском игровом творчестве.
Обратимся снова к уже
Эволюция культуры... в известной мере сводится к дифференциации, к расчленению первоначально интегрированных форм и развитию дифференцирующихся функций. В основе их находятся, по выражению К.А. Тимирязева, «синтетические типы».
Синкретическое мышление,
утрачиваемое человечеством в целом,
сохраняется в детской
Первобытный «театр» был
не только тренировкой удачной охоты,
но и включал в себя специализированные
магические обряды, также приноравливаемые
к охотничьему успеху. На стенах
пещер мы видим преимущественно
изображения не случайных зверей,
а тотемов или, по крайней мере,
тех животных, которые вошли в
мифологическую картину мира в качестве
базисных символов. Женская статуэтка
из стоянки Виллендорф (Австрия) –
синтетический мифологический символ
высшего разряда, ибо, как отмечает
А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный
женский образ олицетворял
В первобытном обществе наиболее
высоко ценились магически-обрядовые
действия, знаковые животные, предметы
с символическими, тотемными изображениями,
маги, вожди, родоначальницы семейных
кланов, – все то, что входило
в первые мифологические повествования
и закладывало основу культуры. Это
и становилось основными
2. Эволюция искусства в каменном веке
Палеолит. Обычно авторы популярных пособий связывают отсчет развития первобытного искусства с началом верхнего палеолита (40–30 тыс. лет до н.э.), чему есть свои объяснения. Именно с этой стадии жизни первобытного общества, судя по раскопкам, начался процесс формирования дифференцированного искусства, прежде всего изобразительного. Последовательно возникли скульптура, рельеф, графика, рисунок, живопись (вначале безкомпозиционная, а затем сюжетная); появились знако-образные, или символические, структуры; в особую область выделился орнамент. Исследователи пишут о первобытном театре, синтезировавшем разновидности «охотничьей драмы», ритуального танца, инструментального и голосового сопровождения. Он выполнял поначалу функции тренировочной имитации охоты, магического вовлечения промысловых зверей в орбиту добывающей деятельности, а также применялся для выполнения обрядов посвящения представителей подросшего поколения в категорию охотников и полноправных членов родовой общины.
Виды искусства
Однако дифференцированное
первобытное искусство не возникло
«из ничего». Оно имело предпосылки
в так называемом предискусстве
(специалисты окрестили его
Самое крупное «художественно-
Ухудшающиеся природные
условия мустьерского периода –
времени развития вюрмского оледенения
– делали широкое освоение пещер
под жилье одним из важнейших
условий жизненности
Неандертальская пракультура,
репрезентированная в данном случае
«натуральным» анимализмом, охотничьей
пантомимой и доречевым эмоционально-
Очевидно, одним из побочных
эффектов данной формы пракультуры
(ритмичная пантомима сражения и
победы, звуковое сообщение о содеянном,
его знаково-символическая
Но для того чтобы получить и оформить речевым способом абстрактно-чувственное понятие именно о данном виде зверя, его необходимо было представить в качестве внешнего знака, обозримой пространственной формы, более конкретной, конфигурированной. Так, уже в начале верхнего палеолита, в период ориньяка, возникла первобытная скульптура. Первые скульптуры лепились неоантропами в натуральную величину из глины; каждая представляла собой своего рода макет определенного зверя.